Онлайн-ответ: как решить гендерный вопрос с помощью технологий
Бхаскар ЧакравортиВсе мы слышали о неравном участии женщин в технологической сфере. В компаниях Facebook, Google и Apple работают 17%, 19% и 23% соответственно. В многочисленных исследованиях, например, в «The Elephant in the Valley», отмечается систематическая дискриминация женщин. В новостях на нас обрушивается поток историй о том, с какими трудностями сталкиваются женщины во многих известных компаниях Кремниевой долины. В США женщины занимают не более четверти рабочих мест в сфере математики и вычислительной техники, что соответствует данным о том, что в развитых странах на женщин приходится около 26% рабочих мест в области науки, технологий и математики. В развивающихся странах аналогичные показатели еще ниже.
Но этим проблема гендерного неравенства не ограничивается. Среди пользователей технологических продуктов женщин также меньше. По данным Международного телекоммуникационного союза, число женщин, пользующихся интернетом, на 12% ниже, чем мужчин; в наименее развитых странах разница составляет 32,9%. И даже когда женщина берет в руки телефон или выходит в интернет, она может столкнуться с враждебностью. В докладе международной организации World Wide Web Foundation говорится, что «женщины по всему миру подвергаются в интернете нападкам со стороны женоненавистников, включая агрессивные высказывания, прямые угрозы насилия, сексуального преследования и изготовление порнографических материалов с использованием персональной/конфиденциальной информации для дискредитации».
Все это дает возможность технологической индустрии решить внутренние проблемы гендерного разнообразия и пересмотреть взгляд на разрабатываемые продукты.
Задумайтесь о преимуществах уменьшения гендерного неравенства. Когда женщины лишены цифровых продуктов, бизнес теряет клиентов и развитие продукта заходит в тупик. К примеру, доклад инициативной группы Connected Women из ассоциации операторов мобильной связи GSMA показывает, что женщины реже бывают финансово независимы там, где гендерное неравенство в области технологий выше.
Ликвидация неравенства окажет огромную помощь и женщинам, и мировой экономике: недавнее исследование, проведенное Accenture, показывает, что женская «цифровая грамотность» приносит организациям большую выгоду, чем мужская. А согласно исследованию популярного в Кении сервиса перевода денег при помощи мобильных телефонов M-PESA, цифровые финансовые услуги могут способствовать росту числа работающих женщин и создавать для них новые возможности в официальной рыночной экономике. Кроме того, не стоит забывать о новом поколении необычных предпринимателей в принадлежащем Facebook Instagram. В консервативной Саудовской Аравии растет число женщин, которое пользуется этим приложением, чтобы начать бизнес в обход бюрократических и социальных ограничений. Тысячи женщин открыли бизнес в Instagram и продают изделия ручной работы, еду, одежду и аксессуары. Более того, женщины оказывают огромное влияние на решения, касающиеся семьи, общины и детей. Они вкладывают больше денег в семью, чем мужчины — почти в 10 раз больше, поэтому ликвидация гендерного неравенства в области цифровых устройств будет иметь далеко идущие последствия.
Конечно, дело не только в бизнесе. Основатель Всемирного экономического форума Клаус Шваб говорил: «Очевидно, что гендерное равенство необходимо по экономическим причинам. Экономика только тех стран, где к талантам имеется равный доступ, будет оставаться конкурентоспособной и процветать. Но еще важнее, что гендерное равенство касается вопроса справедливости. Человечество обязано обеспечивать сбалансированный набор ценностей».
В чем преимущество полноценного включения женщин в число пользователей цифровых технологий
Если оставить в стороне множество преимуществ использования цифровых технологий, может ли их развитие помочь решить проблему гендерного неравенства? Могут ли они помочь сократить гендерный разрыв и запустить мультиплицированное воздействие?