Как создать в компании культуру данных | Большие Идеи

? Технологии

Как создать в компании
культуру данных

Чтобы ликвидировать пробелы в работе с данными, необходимо изменить корпоративную среду и операционную модель компании. Как это сделать?

Автор: Ирина Чистова

Как создать в компании культуру данных
Alina Grubnyak / Unsplash

читайте также

Когда корабль идет ко дну

Ирина Пешкова

Управлять театром. Как?

Евгения Чернозатонская

Как получить должность, которую вы заслужили

Ребекка Найт

Почему компании переводят НИОКР за океан

Чтобы повысить свою эффективность и конкурентоспособность, организациям необходимо извлекать выгоду из аналитики. Согласно отчету Accenture «Closing the Data-Value Gap» («Раскрывая бизнес-ценность данных»), компании, работающие с данными, отмечают рост доходов в среднем на 27% в год. Однако взаимодействовать с данными умеют далеко не все. В том же отчете говорится, что 91% компаний называет людей и процессы, а не технологии самыми большими препятствиями на этом пути. Сотрудники, которые должны обрабатывать информацию, зачастую не обладают необходимым опытом, действуют непоследовательно, не знакомы с лучшими практиками, не готовы обмениваться знаниями — особенно с представителями других подразделений. С данными тоже возникают проблемы: они могут быть неполными, неточными и требовать длительной ручной обработки; их бывает сложно искать, а качество — трудно проверить.

Представьте себе ситуацию. Топ-менеджер запрашивает отчет по конкретному показателю, и два департамента начинают собирать нужную информацию. Они находят данные (зачастую разрозненные и противоречивые) в своих системах, по-своему их обрабатывают и составляют отчеты. В итоге топ-менеджеру на стол ложатся два документа, с разными цифрами, выводами и субъективно описанными перспективами. Все это приводит к потере времени и ресурсов, мешает принимать верные решения и отражается на финансовых показателях.

Многие организации пытаются ликвидировать пробелы в работе с данными, наняв грамотного директора по цифровым технологиям — но этого недостаточно. К делу необходимо подойти системно: изменить корпоративную среду, трансформировать критичные элементы операционной модели, запустить целевые инициативы — и в итоге сформировать в организации культуру работы с данными.

Этапы большого пути

Создание такой культуры — процесс многоступенчатый. Для начала организации или команде следует спроектировать свое «целевое состояние» — понять, каких целей необходимо добиться и для чего. Цели могут быть разбиты на три основные категории.

1. Повышение качества управленческих решений — например, усиление отдачи от управления инвестиционным портфелем за счет объективной оценки экономических вложений; достижение комплексного подхода к управлению цепями поставок, необходимое для выявления узких мест и т. д.

2. Сокращение затрат ресурсов — скажем, трудозатрат на поиск данных и подготовку управленческой отчетности или расходов на выполнение проектов по автоматизации.

3. Снижение рисков — к примеру, связанных с некорректной реализацией проектов автоматизации, с несоответствием нормативным требованиям, с ручной обработкой данных и т. д.

Помимо этих, у компаний из разных отраслей могут быть свои, характерные только для них бизнес-цели.

Бизнес-цели для культуры работы с данными финансовой организации

Бизнес-цели для культуры работы с данными финансовой организации

Определившись с целями, необходимо разработать и запустить комплекс инициатив, направленных на их достижение. Вероятно, компании придется ввести у себя новые должности (архитектор данных, дата-аналитик, дата-инженер и т. д.), обучить сотрудников, развить у них навыки работы с данными, внедрить новые методологии (например, CRISP-DM), инструменты и поведенческие практики. Одновременно потребуется перенастроить ключевые элементы операционной модели — процессы, роли, KPI, технологические решения.

В создании культуры данных должны участвовать все заинтересованные лица. В их число входят топ-менеджеры организации — генеральный и HR-директора, технологические лидеры, руководители бизнес-подразделений. ИТ-менеджеры (CIO, CTO, CDO) будут обеспечивать техническую и консультационную поддержку проекта, HR-блок возьмет на себя обучение персонала, мониторинг вовлеченности, проведение опросов и т. д. Остальные руководители станут драйверами трансформации — будут определять ее цели и измеримые показатели эффективности, предоставлять полномочия командам, контролировать ход проекта, следить за результатами.

Как это работает

Рассмотрим реальный пример. Крупная телекоммуникационная компания внедряла у себя практику работы с данными, однако процесс казался долгим и не приносил желаемых результатов. Кроме того, организация не могла определить, какие конкретно области нуждаются в проработке.

Чтобы понять, используют ли сотрудники данные для достижения поставленных целей и способствуют ли процессы и среда компании созданию культуры данных, организация провела 15 интервью с представителями ключевых бизнес-направлений — стратегии, маркетинга, продаж, работы с клиентами, ИТ/цифровизации и т. д. Это позволило оценить уровень зрелости культуры работы с данными по шкале от одного до четырех. Оценка проводилась по пяти критериям:

• принятие решений — насколько сотрудники опираются на данные при принятии решений;

• демократизация данных — насколько данные доступны и надежны для разных групп сотрудников;

• компетентность — грамотность и владение методами и инструментами работы с данными;

• степень доверия к данным — насколько данные достоверны и централизованы;

• зрелость управления данными — модель управления данными в организации: где они хранятся, кто ими владеет и т. д. Финальный показатель, рассчитанный на основе интервью, составил 1,93. Это означало, что сотрудники видят ценность в данных, среда способствует их использованию и в компании есть необходимые для этого инструменты и процессы. Однако в ежедневной практике и на системной основе данные применяются далеко не всегда, и их потенциал раскрывается не в полной мере. Чтобы исправить ситуацию, организация запустила несколько проектов. Расскажем о некоторых из них. 

1. Аналитические поп-ап лаборатории

Поп-ап — интересное явление в ритейле и сегменте HoReCa. «Всплывающие» магазины открываются на срок от пары дней до нескольких месяцев — или пока не будет распродан весь товар. Поп-ап рестораны перемещаются с места на место, предлагая посетителям лучшие блюда шеф-поваров в самых разных местах.

Так же устроены и аналитические поп-ап лаборатории: они позволяют сотрудникам компании попробовать себя в работе с данными и повысить свою компетентность. В лабораторию входит команда аналитиков, которые трудятся над теми или иными продуктами и предложениями. Перемещаясь от подразделения к подразделению, она не только выполняет свои функции, но и привлекает коллег к взаимодействию с данными, позволяя им получить опыт дата-инжиниринга, моделирования, визуализации данных. Это происходит в процессе решения задач, стоящих перед конкретным департаментом, — по сути, люди учатся находить ответы на насущные вопросы бизнеса.

Подобные лаборатории демистифицируют процесс использования данных для решения задач в повседневной работе, вдохновляют сомневающихся на практические эксперименты. Таким образом они способствуют развитию культуры, в которой сотрудники более осознанно и уверенно пользуются инструментами аналитики.

2. Обучение с постоянным закреплением знаний

Недостаточно просто провести тренинг с сотрудниками. Даже если они все поймут, в стрессовой ситуации или при недостатке времени они все равно будут действовать привычным способом — таково свойство человеческой психики. Чтобы люди начали применять данные системно, знания необходимо регулярно закреплять.

Привычки формируются путем повторения, а память — когда к ней часто обращаются. Для закрепления знаний стоит использовать видео, инфографику, аудиоподкасты, короткие демонстрационные ролики, площадки для обмена опытом. Эти инструменты можно внедрять в каналы внутренней коммуникации — корпоративные рассылки, чаты, соцсети и т. д. 

Обучать сотрудников лучше на практике, помогая им решать реальные задачи с помощью данных. Обучение должно происходить, когда люди наиболее к нему восприимчивы, то есть когда полученные знания можно сразу применить. Это эффективно с точки зрения затрат времени и финансов.

3. Внедрение геймификации

Геймификация — это интерактивный способ привлечь сотрудников к анализу данных. Его суть — в добавлении игровых элементов, а цель — сделать процесс работы с данными более увлекательным, а значит, запоминающимся.

Какие именно игровые элементы и в какой стилистике использовать, зависит от целей и корпоративной культуры компании. Можно ввести «карточки героев» и статусы проектных команд (за применение аналитики сотрудник или команда награждается почетным званием); баллы за достижение целей или закрытие задач; ранги и пороги, при достижении которых сотрудник получает определенные привилегии; почетные бейджи и рейтинги лидеров. Важно, чтобы сохранялся элемент конкуренции, а правила были простыми и понятными.

4. Технологический радар в области данных и аналитики

Технологический радар — инструмент, который помогает компании находить новые возможности, ИТ- и бизнес-решения, идеи в области работы с данными и аналитикой, оценивать собственные продукты и компетенции.

Радар создается для следующих целей:

• анализ происходящего, который показывает, в какую сторону движется рынок;

• анализ ИТ-ландшафта и инструментов в области работы с данными;

• анализ разрыва между текущими и целевыми компетенциями.

Радар позволяет распределять технологии, инструменты, платформы, языки и фреймворки по категориям: используемые (активно применяемые в компании, доказавшие свою эффективность), тестируемые (прошедшие все этапы тестирования и готовые перейти в категорию «используемые»), рассматриваемые (применяемые только в тестовых проектах), избегаемые (применяемые, но устаревающие).

Благодаря радару команды видят возможности предоставляемого им инструментария и понимают, с какими технологиями им придется иметь дело; HR-специалисты определяют, соответствуют ли знания и опыт кандидатов и сотрудников запросам бизнеса (умеют ли люди работать с данными и корпоративными решениями) и выявляют наиболее востребованные навыки; организации начинают системно развивать свои технологии и направлять ресурсы на проверенные решения.

Дальнейшие шаги

Начав формировать культуру данных, компании должны думать и о будущем, то есть о ее масштабировании. Для этого необходимо искать ответы на ряд вопросов, которые можно разбить на шесть категорий.

· Целеполагание. Как мы хотим использовать данные компании? На какие бизнес-цели влиять? Как определяем текущий и желаемый уровень зрелости компании в области работы с данными и аналитикой — по отношению к рынку и внутри себя?

· Корпоративная культура, сформированная вокруг данных. Какой приоритет руководство отдает вопросу формирования такой культуры? Как мы хотим выстроить этику использования данных и сделанных выводов? Кто несет ответственность за производимые и потребляемые данные?

· Люди и процессы. Какими должны быть процессы, организационные единицы, роли и компетенции в области работы с данными и аналитикой? Какие новые способы работы мы хотим привнести? Как использование инсайтов от работы с данными встроено в процесс принятия решений — и как это должно выглядеть в будущем?

· Технологии и ИТ-архитектура. Какие есть решения, инструменты, технологии для хранения, извлечения и анализа данных на рынке? Что мы хотим применять и почему? Что это даст компании?

· Аналитика и данные. Какие есть источники данных — внутренние и внешние? Как выстроена модель работы с данными сейчас — и как мы хотим ее изменить?

· Партнеры. Какие есть дополнительные возможности поиска новых направлений бизнеса, развития экосистемы? Что они нам дадут?

Ответив на эти вопросы, компания сможет определить фокус дальнейших действий, запустить регулярные стратегические и тактические инициативы, которые позволят ей лучше управлять данными, составить дорожную карту, следование которой будет контролироваться через систему ключевых показателей эффективности.

Единых рецептов формирования культуры работы с данными не существует. Каждая организация должна учитывать специфику отрасли, особенности своей структуры, болевые точки всех подразделений и т. д. Однако основной вектор движения, описанный в этой статье, остается неизменным. Следуя ему, компания сумеет добиться того, чтобы на всех ее уровнях ценились объективные и непротиворечивые данные, а решения принимались на их основе. Сформировав у себя продвинутую культуру данных, организация сможет в нужное время формировать и проверять бизнес-гипотезы, проводить рефокусировку стратегических и операционных приоритетов — а значит, гораздо быстрее и гибче достигать поставленных бизнес-целей.