Автоматизация интеллекта: как трансформируется российская ИТ-отрасль | Большие Идеи

? Технологии

Автоматизация интеллекта: как трансформируется российская
ИТ-отрасль

Смогут ли российские ИТ-компании вписаться в новую волну автоматизации

Автор: Тагир Яппаров

Автоматизация интеллекта: как трансформируется российская ИТ-отрасль
Google DeepMind / Unsplash

читайте также

Диалоги: Подумайте о деньгах — вам сразу станет легче

Вос Кэтлин

Стоит ли награждать или наказывать менеджера, когда виноваты обстоятельства?

Почему презентации не всегда срабатывают

Нэнси Дуарте

Как не провалить сделку

Питер Брегман

Последние годы российский ИТ-рынок переживает серьезные изменения, связанные с растущей потребностью бизнеса в средствах интеллектуальной автоматизации. Трансформация происходит на фоне ухода ключевых глобальных производителей и необходимости перевести экономику на импортонезависимые решения. Поэтому, чтобы выйти на следующий уровень технологической революции, отечественным ИТ-компаниям придется проделать большую работу.

Парадокс продуктивности

Одним из проявлений технологических революций всегда был рост производительности. За последние 70 лет можно выделить два периода, в которые производительность росла максимальными темпами: после Второй мировой войны, когда проходила массовая автоматизация производства, и следом за революцией в области ИКТ (1980-е—1990-е годы), когда решение многих трудоемких задач было отдано компьютерам. А вот к середине нулевых, по мнению аналитиков, возникла проблема, получившая название «парадокс продуктивности», — несмотря на растущие инвестиции в ИТ, значимого увеличения показателей продуктивности не происходило.

Это объясняется, в частности, тем, что внедрение базовых ИТ — а пик автоматизации пришелся на 1990-е — обеспечило рост производительности в процессах сбора и обработки данных, в рутинных и повторяющихся операциях, в коммуникациях, но задачи интеллектуальные до последнего времени полностью оставались за человеком. Сегодня с развитием ИИ мы наблюдаем новую волну автоматизации, и она, как ожидается, приведет к очередному росту производительности во всех секторах экономики.

Гиперавтоматизация и демократизация — новые тренды рынка

Автоматизацию, связанную с применением ИИ-технологий, называют интеллектуальной. Но все чаще используют термин гиперавтоматизация, подчеркивая нацеленность на быстрое выявление и автоматизацию как можно большего количества бизнес- и ИТ-процессов посредством в том числе ИИ. Неслучайно неформальный принцип гиперавтоматизации гласит: «Все, что может быть автоматизировано, должно быть автоматизировано».

Гиперавтоматизация подразумевает применение целого набора различных технологий:

• инструментов для анализа процессов и задач: process-mining, аналитику больших данных;

• средств автоматизации, снижающих трудоемкость: RPA, Low-Code/No-Code, iPaaS;

• решений для поддержки бизнес-логики, в том числе iBPMs, управления бизнес-правилами;

• собственно ИИ-технологий для автоматизации интеллектуальных задач: обработки естественного языка (NLP), аналитики неструктурированных данных, OCR, цифровых сотрудников, чат-ботов.

В результате рынок решений для гиперавтоматизации становится одним из крупнейших в ИТ-индустрии: по прогнозам Precedence Research, он вырастет с $41 млрд в 2022 году до $197,6 млрд в 2032-м.

Закономерным результатом гиперавтоматизации становится появление «дополненного персонала» — сотрудников, которые выполняют свои задачи в тесном взаимодействии с интеллектуальными прикладными системами: цифровыми ассистентами, программными роботами, виртуальными помощниками. По данным MIT Sloan Management Review и Boston Consulting Group, 55% сотрудников компаний по всему миру уже используют бизнес-приложения с элементами ИИ. В России этот тренд не менее актуален: например, свежее исследование «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» выявило, что 45% организаций малого бизнеса в стране используют технологии ИИ. У крупных компаний этот показатель, согласно исследованию TAdviser, Huawei и «Техносерв», еще в 2021 году составлял более 68%.

Еще одна тенденция, непосредственно связанная с гиперавтоматизацией, — демократизация ИТ. Информационные ресурсы и аналитика данных становятся гораздо более доступными для всех сотрудников. Широкий круг специалистов, даже не имеющих компетенций в ИТ, от линейного персонала до топ-менеджмента, учится использовать цифровые инструменты: базы данных, отчеты, средства совместной работы, электронный документооборот.

Благодаря новым подходам к разработке информационных систем и повороту в сторону No-Code решений появляется возможность создавать или модифицировать приложения без необходимости программировать, с помощью интуитивно понятных графических инструментов и шаблонов. Таким образом представители неайтишных специальностей (аналитики, специалисты по данным, маркетологи, дизайнеры и т. д.) все чаще самостоятельно разрабатывают и кастомизируют программное обеспечение.

Безкодовые технологии быстро набирают популярность. Gartner прогнозировал, что к 2024 году около 65% приложений будут создаваться с использованием инструментов «гражданской разработки» — то есть без участия программистов. Судя по тому, какое внимание разработчики сегодня уделяют концепции Low-Code/No-Code в своих продуктах, эти ожидания оправдались. В частности, уже сегодня до 90% роботов на платформе ROBIN создаются в режиме No-Code/Low-Code — в графическом редакторе в формате блок-схем. Для этого платформа роботизации содержит инструментарий из более чем 550 готовых действий.

Демократизация ИТ может привести к значительному преобразованию бизнес-процессов и корпоративной культуры, сделать организацию более гибкой, реактивной и инновационной. Она позволит бизнесу быстро реагировать на изменения рынка, не испытывая критических трудностей из-за дефицита профессиональных разработчиков.

Трансформация ИТ в российских реалиях

В России новый виток автоматизации проходит на фоне собственных специфических тенденций, связанных с резким изменением ландшафта рынка и его фрагментарностью. В 1990-х в стране начал складываться ИТ-рынок, на котором основную повестку формировали крупнейшие международные игроки, а российские компании либо занимались обслуживанием ведущих решений, либо разрабатывали продукты для узких ниш. К счастью, параллельно с этим энтузиасты («1С», «Яндекс», «Лаборатория Касперского» и проч.) развивали софтверную индустрию, которая со временем смогла адаптироваться и стать частью глобальной отрасли. Российским компаниям удалось поднять стандарты разработки на конкурентный уровень. Поначалу это воплотилось в многочисленных проектах по аутсорсингу (разработке решений на экспорт), а затем — в собственных технологиях и продуктах, имеющих потенциал на мировом рынке.

Однако сегодня мы столкнулись с радикальным изменением ИТ-ландшафта, на фоне которого на первый план выходят другие процессы.

Первый — «тотальное импортозамещение». Нам необходимо заменить большую долю программного стека ИТ — от операционных систем до бизнес-приложений, причем в очень сжатые сроки. К беспрецедентному в современной истории переходу на импортонезависимые технологии российские заказчики приступили с достаточно невысоких стартовых позиций. В среднем, по оценкам Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ, доля российского софта на момент ухода западных вендоров не превышала 30—35%. А в ряде отраслей и по ряду технологических направлений была и того меньше.

Сейчас разработчикам уже недостаточно фокусироваться на создании качественного аналога зарубежного решения. Необходимо наращивать экспертизу и настраиваться на разработку продукта более высокого технологического уровня, адаптированного под российские реалии с точки зрения юридических, методологических и прочих нюансов. Столь же важно выстроить вокруг своего решения грамотную рыночную «обвязку»: продвижение и маркетинг, партнерскую сеть, сопровождение и техническое обслуживание.

Второй важный процесс — консолидация и новый подход ИТ-компаний к инвестициям. Создание технологий и формирование трендов требуют многомиллиардных долгосрочных вложений, которые не могут быть обеспечены операционным капиталом самих участников рынка. Если раньше российские вендоры просто вписывались в уже готовые мировые инновационные процессы, то сегодня перед ними огромный вызов — заменить всех глобальных игроков, с которыми прежде они вместе генерировали или адаптировали решения. Этот вызов подразумевает возможность так же долгосрочно и масштабно инвестировать в создание, тиражирование и сопровождение сложных технологий.

Например, мировой лидер в области роботизации UiPath прошел семь раундов инвестиций, в общей сложности на $350 млн, причем только первые три раунда (примерно на $30—40 млн) были технологическими, а остальные предназначались для того, чтобы компания стала глобальным бизнесом. Российским разработчикам необходимы огромные вложения в качественный клиентский сервис, к которому привыкли заказчики, сотрудничавшие с зарубежными партнерами: в привлечение консультантов, архитекторов, инженеров поддержки.

Это возможно, только если организация консолидирует ресурсы и выходит на рынок капитала. Некоторые российские ИТ-компании размещают акции на бирже, чтобы привлечь инвесторов, и выделяют в своих структурах софтверные бизнесы, которые занимаются разработкой ПО и развитием продуктовой экосистемы. За счет этого через несколько лет российский ИТ-ландшафт должен стать более качественным с точки зрения комплексных решений.

Наращивание экспертизы, грамотная рыночная стратегия, консолидация и привлечение капитала — вот главные факторы, которые позволят компании-разработчику развивать и масштабировать высокотехнологичный бизнес. Этот путь прошли ключевые зарубежные игроки ИТ-рынка. Сегодня на него встали и российские компании. В случае успеха они смогут принять более значимое участие в создании и продвижении глобальных технологических трендов.