читайте также
Большинство работников интеллектуального труда уже знакомы с инструментами смешанной реальности, которые позволяют проводить встречи в виртуальном пространстве: Zoom, Teams, Slack и др. Мир виртуальный и реальный стали единым целым, и коллеги, которые еще девять месяцев назад встречались в офисе, теперь проводят совещания на виртуальных тропических островах, виртуально «стоят» перед транслируемыми по всему миру презентациями, подшучивают друг над другом и пытаются поддержать командный дух, обмениваясь гифками и эмодзи в рабочих сообщениях.
Это лишь вершина айсберга: технологии дополненной реальности стали неотъемлемой частью продуктовых предложений и используются даже на линиях сборки в производстве и в хирургии.
Сегодня в США удаленно работают 42% штатных сотрудников, и они продолжат работать в том же режиме, пока не удастся победить пандемию, так что новые технологии смешанной реальности и дальше будут заменять офисные пространства и менять наше представление об организации труда.
Приложения, создающие смешанную реальность (то есть объединяющие разные форматы взаимодействия), помогают бизнесу сокращать затраты и увеличивать доходность. Мы видим, что часто компании используют их для оптимизации своего офисного пространства (сократили почти на треть) и мотивации сотрудников на удаленке, многие из которых уже работают с гораздо большей эффективностью из дома, поскольку им не нужно каждый день тратить время на дорогу до офиса.
В долгосрочной перспективе компании будут использовать технологии смешанной реальности, чтобы создать столь же продуктивные условия для удаленной совместной работы и развития, как и формат личного взаимодействия. Ниже представлены три ключевые области, в которых возможно подобное «многомерное» сотрудничество и где использование передовых технологий позволит повысить эффективность работников.
Виртуальные офисы
Еще лет 10 назад первопроходцы в применении технологий начали использовать широкоформатные экраны с видеотрансляцией в режиме реального времени как «порталы» между разными офисами. Со временем многие крупные корпорации стали экспериментировать с созданием виртуальных пространств, чтобы объединять сотрудников, работающих в разных странах мира, в команды. Если коллеги друг друга не видят, теряется чувство сплоченности и команды. Отсутствие возможности случайно пересечься с коллегой в коридоре или на кухне не только деморализует людей, но и негативно сказывается на их способности работать в команде и внедрять что-то новое.
Сегодня благодаря программам смешанной реальности — например Sneek и Pukkateam, сотрудники крупнейших мировых финансовых и розничных компаний могут встречаться в виртуальных офисах. Там в отдельных окошках видны все коллеги, изображение каждого периодически обновляется, и можно наблюдать, кто чем занят: работает, говорит по телефону, пьет кофе или болтает с коллегой. Это создает ощущение сопричастности и единства. Чтобы начать видеозвонок, больше не надо идти по сложному алгоритму — можно просто кликнуть по нужному изображению. Оставаться на одной волне коллегам помогает чат с эмодзи, статусы («ушла проверить, не отлынивает ли чадо от уроков») и гифки. Если вдруг вы не хотите, чтобы коллеги видели ваше реальное изображение, то есть другие программы, например Sococo, где используются аватары: они также сидят в виртуальных переговорных, ждут встречи в виртуальных приемных и пьют кофе на виртуальных кухнях.
Виртуальные фокус-группы
Растет спрос и на проведение виртуальных фокус-групп с использованием искусственного интеллекта: это открывает новые и более широкие по сравнению с офлайн-форматом возможности. На платформах (например Remesh) создается виртуальная среда, где компании получают информацию, по объему сопоставимую с массовыми цифровыми опросами, а по качеству — с результатами работы фокус-групп (то есть это не просто односторонние отзывы). Подобные платформы используются для исследования рынка: можно собирать и обрабатывать анонимные отзывы по теме или продукту от огромного числа респондентов (до 1 тыс.). Координаторы фокус-групп «вооружены» технологией ИИ и механизмом голосования (чтобы классифицировать и группировать ответы участников), так что они могут реагировать и корректировать ход обсуждения в режиме реального времени, прорабатывая идеи по мере их возникновения.
Некоторым компаниям виртуальные фокус-группы помогли повысить вовлеченность сотрудников и улучшить корпоративную культуру. Например, один из банков, с которыми мы сотрудничаем, провел исследование с использованием виртуальных фокус-групп, чтобы лучше понять, как применяется принцип разнообразия и вовлеченности в организации, и повысить осведомленность сотрудников по этим вопросам. Формат смешанной реальности позволил организовать чат с участием 1200 сотрудников, распределенных на фокус-группы по 60 человек.
Что дают анонимность и большой масштаб онлайн-платформы? Они позволили услышать больше голосов, включая голоса тех, кто при личном общении редко высказывает свое мнение. В опросах приняли участие больше сотрудников, и коллеги открыто соглашались или оппонировали друг другу в своих наблюдениях. Один из участников заметил, что «впервые почувствовал, что его мнение действительно кому-то интересно». Кроме того, судя по полученным количественным данным, цитатам и результатам обсуждения (все это получили благодаря механизму ИИ), примеры «неподобающего» поведения не удалось спрятать «в недрах» организации — в результате руководство банка решило работать над проблемами многообразия и инклюзивности.
Инструменты виртуальной совместной работы
Для совместной работы над проектами и идеями компании прибегают к средам смешанного типа — таким, где сочетаются разные типы взаимодействия. С началом пандемии многие предприятия были вынуждены заморозить работу над проектами и НИОКР, поскольку не могли обеспечить личное присутствие сотрудников в одном месте. Однако некоторые не теряли времени и, чтобы люди могли работать сообща, оперативно ввели в свой арсенал такие инструменты совместной работы, как онлайн-заметки, общие электронные флипчарты и совместное редактирование в реальном времени (для баз знаний, слайдов и документов).
Например, в одном из банков, с которым мы работали летом, поняли, что они могут полностью разработать и запустить новый цифровой бизнес и продукт в виртуальном рабочем пространстве. Кроме того, на это уйдет гораздо меньше времени, чем год назад, когда в рамках работы над другим продуктом участники проекта должны были приезжать из других городов, чтобы лично поучаствовать в обсуждении идей. Главный залог успеха заключался в сочетании разных видов связи (голосовой, видео и чата), а благодаря инструментам совместной работы, у всех членов команды появилось больше возможностей для сотрудничества: стал слышен голос каждого, а не только тех, кто громко и активно отстаивает свою позицию или смог присутствовать на встрече лично.
В таком режиме удалось прорабатывать сразу несколько идей одновременно, и этот процесс шел гораздо быстрее, чем при личной работе в группе с куратором. Кроме того, это позволило получать результаты в цифровом виде и в правильном формате, то есть их сразу можно было использовать в отчетах и документах.
Новая реальность: что дальше?
Новая реальность, в которой сочетаются разные форматы рабочего взаимодействия, только начала формироваться. Еще год назад никто бы не поверил, что работа из дома станет столь масштабным явлением, а сейчас практически все крупные компании заинтересованы в инновациях, которые позволят им добиться устойчивой эффективности удаленной работы.
В дальнейшем это приведет к следующей волне развития смешанной реальности: искусственный интеллект будет создавать оптимальное взаимодействие за счет случайных пересечений между командами и функциями; доступные домашние «умные» интерактивные доски и мультимониторные системы позволят перейти на более иммерсивный и полноформатный режим работы; 3D принтеры помогут дизайнерам физически тестировать прототипы в разных странах мира, подключаясь при этом из домашних офисов; а если вы захотите пообщаться с коллегами вне работы, то дроны доставят вам все необходимое, будь то напитки для виртуальной вечеринки или наборы для мастеркласса по интересам.
Не исключено, что набирающие сегодня популярность технологии смешанной реальности станут для нас в недалеком будущем такими же устаревшими, какими нам кажутся сегодня звонки по Skype лет десять назад с их размытым и зернистым изображением. Еще лет через десять сегодняшний виртуальный офис, виртуальные фокус-группы и инструменты виртуального взаимодействия будут казаться нам таким же анахронизмом, как прорывающийся сквозь помехи и шум голос в телефонной трубке.
Об авторе
Итан Мюррей (Ethan Murray) — партнер практики «Цифровые технологии» консалтинговой компании Oliver Wyman.