Сверхчеловеческие гаджеты: готовы ли мы подключить их к своему мозгу? | Большие Идеи

? Технологии
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Сверхчеловеческие гаджеты: готовы ли мы подключить их к
своему мозгу?

Что принесет человечеству развитие нейрокомпьютерных интерфейсов

Автор: Лорен Голембевски

Сверхчеловеческие гаджеты: готовы ли мы подключить их к своему мозгу?
Yaroslav Danylchenko/Cactus Creative Studio/Getty Images

читайте также

Почему разделение «стратегии» и «реализации» обрекает компании на неудачу

Роджер Мартин

Сильные компании делают не только деньги

Розабет Мосс Кантер

Почему Twitter нуждается в Индии

Майзек Пискорски

Интеллектуальная борьба

Михаил Рахлин

Мы вкладываем все больше времени и денег в технику личного пользования: умные колонки, умные часы, носимые устройства и гарнитуры виртуальной реальности. Пандемия COVID-19 ускорила внедрение новых технологий и только усилила нашу потребность в них — как в инструментах общения, развлечений, обучения. Из-за того что мы больше сидим дома, гаджеты — это еще и способ создания дополненной реальности. Носимые устройства — умные наушники, линзы, часы, кольца, браслеты и даже ткани — наслаивают биометрические данные, обмен аудиофайлами и зрительную информацию на наш повседневный опыт. Носимая электроника становится обыденностью, и вскоре человечеству предстоит слиться с ней еще прочнее — в связи с расцветом нейрокомпьютерных интерфейсов (НКИ).

НКИ можно подключить к мозгу человека изнутри или снаружи. Эти системы считывают мозговую активность и перерабатывают ее в информацию, а также могут передавать сигналы в мозг. У НКИ есть потенциал вывести наш разум на сверхчеловеческий уровень. Эта возможность заманчива для инженеров и предпринимателей, но требует ответа на вопрос: «Готовы ли мы, наши компании и наши технические системы к такой перемене?»

Чем НКИ полезны для нас?

НКИ делятся на две категории: инвазивные и неинвазивные. Инвазивные НКИ, такие как Neuralink, имплантируются в мозг. Их крошечные электроды подключаются к нейронам, чтобы измерять их активность. Для этого необходима операция на мозге. Врачи проводят трепанацию черепа, чтобы имплантировать устройство с помощью высокоточных хирургических роботов для правильного подключения электродов к нейронам. Инвазивные НКИ получают более качественные данные и подходят для имплантации в разные части мозга. Они эффективно используются для лечения травм спинного мозга, управления протезами конечностей, лечения депрессии. Неинвазивные НКИ применяются без хирургического вмешательства, но работают с более зашумленными сигналами, получаемыми с электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и инфракрасных устройств, носимых на голове. Чтобы изолировать получаемые НКИ мозговые сигналы и отправлять синтезированные сигналы в мозг, используется ИИ. 

НКИ обеспечили невероятные достижения в развитии медицинской техники. В США НКИ финансирует главным образом министерство обороны через Управление перспективных исследовательских проектов (DARPA), реализующее программу в области нейроисследований и инновационных нейротехнологий BRAIN Initiative, охватывающую широкий спектр медицинских и оборонных разработок. Они направлены на использование НКИ для компенсации неврологических нарушений, вызванных травмами, и расширение арсенала военнослужащих за счет дополнительных возможностей управлять беспилотниками, поддерживать беззвучную связь, интегрироваться в оборонные системы. Такие компании, как Kernel, Qneuro, NeuroSky и EMOTIV, активно работают над созданием широкодоступных и менее инвазивных методик применения НКИ. Их разработки в области измерения мозговой активности предполагают самые разные направления использования — от компьютерных игр и методик снижения стресса до набора текста силой мысли. Muse — доступное в продаже устройство, использующее электроэнцефалограмму, чтобы отображать данные о мозговой активности в качестве пособия для медитации. Даже Facebook* разрабатывает НКИ-имплант, считывающий мозговую активность и способный расшифровать базовый набор слов.

В последнее время активно обсуждается НКИ-стартап Илона Маска Neuralink. В конце августа в Neuralink продемонстрировали результаты чипирования свиньи, в мозг которой было установлено устройство, считывающее его сигналы и передающее в него информацию. Многие неврологи признали эту демонстрацию не особенно важной для развития нейробиологии. Хотя была показана продвинутая электродная система, мало что говорилось о том, как компания будет осмыслять прочитанную мозговую активность. Одна из основных целей демонстрации — привлечь в Neuralink перспективных сотрудников и заинтересовать общество НКИ ради дальнейшего развития неврологии и оборудования. Маск пообещал, что Neuralink начнет клинические испытания на людях в конце 2020 года с целью лечить пациентов с серьезными неврологическими нарушениями.

Как может развиваться НКИ?

В далеком будущем, при условии успешного развития НКИ и адаптации человечества к такого рода технике, можно ожидать самые удивительные сценарии. Представьте телепатические разговоры с близкими, мгновенный доступ к сверхчеловеческим вычислительным мощностям, воспроизведение воспоминаний и снов, погружение в виртуальную развлекательную среду на уровне всех органов чувств. Эти сценарии уже сейчас влияют на деятельность исследователей, инженеров, футурологов. В своей книге «Artificial You» исследовательница и футуролог Сьюзан Шнайдер представляет себе такой «Центр мыслестроения» («Center for Mind Design»):

«»Hive Mind» — мозговой чип, позволяющий вам читать самые сокровенные мысли близких. «Zen Garden» — микрочип для достижения медитативных состояний, доступных только мастерам дзена. «Human Calculator» делает вас математическим гением. Что вы выберете? Обостренное внимание? Музыкальные способности, как у Моцарта? Можно заказать одно дополнение, можно несколько».

В недавнем выпуске подкаста «The Artificial Podcast» футуролог и инженер Брайан Роммели поделился концепцией «Усилителя интеллекта» («The Intelligence Amplifier»):

«Назовем это голографической кристаллической памятью, в которой умещаются петабайты данных, то есть видеозапись объемом в три жизни. Вот что такое эти петабайты данных — видеозапись всей вашей жизни. Она недоступна для просмотра, но ваш усилитель интеллекта может ее интерпретировать. Он может вписывать ее в контекст, давая вам возможность быть сильнее и умнее с момента рождения».

Таковы оптимистические представления о будущем НКИ, согласно которым пользователи контролируют свои интерфейсы и все установленные на них приложения. Но остается много вопросов о том, как обеспечить это светлое будущее. Кому будут принадлежать данные, генерируемые нашим мозгом? Будут ли эти данные покупаться и продаваться брокерами, как сегодня покупается и продается любая личная информация? Придется ли людям использовать определенные НКИ для надзора за их мозговой активностью (например, для слежки за тем, внимателен ли человек на работе или учебе)? Поставит ли НКИ мозг своего пользователя под угрозу взлома? Как и с любой новой технологией, человечество должно изучить и закрыть еще много таких философских проблем, прежде чем начнет массово внедрять и использовать НКИ. 

Как мы можем повлиять на будущее НКИ?

Будущее предсказать невозможно. Но мы можем быть уверены, что человечество продолжит искать ответы на философские вопросы прогресса и развития НКИ. Сейчас то же самое происходит с современными технологиями. Те, кто уже работает в этой сфере, обсуждают влияние НКИ и то, как они могут помочь или навредить людям. Чем теснее связь между человеком и техникой, тем важнее становятся неразрешенные вопросы охраны неприкосновенности частной жизни, безопасности, закрытых экосистем.

Минимизируйте предвзятость ИИ

Носимые устройства и НКИ дают своим пользователям доступ к огромному массиву информации, но в то же время в изобилии собирают биометрические и личные данные об этих пользователях. Тот же искусственный интеллект (ИИ), который используют эти устройства, чтобы усилить человеческий интеллект, применяется компаниями для анализа всех собранных данных. Предвзятость ИИ станет еще более серьезной проблемой, потому что компании чаще используют эту технологию для автоматизации принятия решений.

Чтобы выстроить процессы управления данными и попытаться устранить предвзятость ИИ, компаниям, разрабатывающим стратегии использования ИИ, нужно нанимать представителей неохваченных групп. Для компаний, которые сейчас не разрабатывают стратегии ИИ, важно начать думать о том, как ИИ влияет на их отрасли. Сегодня использование ИИ, как правило, не особенно заметно, и многие удивляются, узнав, как часто его применяют для решения таких задач, как выбор заемщиков по ипотеке, регулирование дорожного движения, торговля ценными бумагами. Представьте будущее, в котором мы знаем, какие решения ИИ принимает за нас, можем контролировать их и понимаем, в чем причина этих решений.

Обеспечьте цифровую безопасность и неприкосновенность частной жизни

Если для использования технологий личного пользования и дальше будет нужно подключение к интернету, нам придется иметь дело с серьезными угрозами, так как каждое сетевое устройство уязвимо для хакеров. Компаниям нужно радикально переосмыслить свои подходы к цифровой безопасности, так как взлом НКИ хакерами может стоить кому-то жизни. Пользователям нужно больше прозрачности и контроля. Для отслеживания личной безопасности они могут использовать личный ИИ.

Крупные корпорации, создающие и использующие платформы и устройства на основе ИИ, уже аккумулируют, анализируют и продают наши личные данные. Останется ли у этих корпораций свободный доступ к нашим данным и как еще они могут взять пользователей в оборот, если НКИ войдут в употребление и собираемая информация станет еще более личной? Все больше людей понимает, что наша частная жизнь слишком хорошо видна посторонним, и понимает, к чему это может привести.

Компаниям следует ввести жесткие меры цифровой безопасности и оценить свои правила и процедуры в отношении личных данных с оглядкой на будущее. Нам всем нужно добиваться более жестких правил работы с личными данными, ведь технологические гиганты уже продают их рекламным компаниям. Наше дело — представить себе, какой будет наша жизнь, когда широкое использование НКИ станет реальностью, и прямо сейчас внедрить практики, которые обеспечат охрану и неприкосновенность наших мыслей. 

Обратитесь к гуманитарным наукам

Разрыв между обладателями технологического богатства и теми, у кого его нет, увеличивается. С распространением носимых устройств и НКИ на рабочих местах, в учебных заведениях, в быту ситуация будет усугубляться, и это может привести к появлению больших технологически бедных групп населения. Себастьян Трун из Стэнфорда сказал: «Никто не формулирует это так, но мне кажется, что искусственный интеллект — почти гуманитарная дисциплина. На самом деле это попытка понять человеческий интеллект и человеческое сознание».

Нам нужно внимательнее приглядеться к будущему персональных компьютеров, чтобы представить, как будут сосуществовать люди и машины и как это повлияет на общество. Компаниям следует больше внимания уделять так называемым «мягким навыкам» из психологии, социологии и антропологии, чтобы понять, как техника влияет на пользователей. Инженерам нужно перейти от менталитета, выраженного девизом «Двигайся быстро, иди напролом», к более осмысленному подходу, начать исследовать влияние техники на пользователей и общество. Это наша задача — сформировать будущее, в котором человечество будет приоритетом, а не довеском к технике. 

Наше общество уже на грани существенных изменений, обусловленных такими проблемами, как пандемия COVID-19, изменение климата и напряженность в мировой экономике. Многие воспринимают носимые устройства, НКИ и прочие технологии как маяк надежды в эти смутные времена. Воображать будущее, в котором многие проблемы нашего общества будут решены с помощью технических достижений, приятно, но никто не подготовит нас к этому будущему, кроме нас самих. Давайте смотреть в наше будущее и на новые технологии с надеждой и относиться к ним серьезно.

Об авторе 

Лорен Голембевски (Lauren Golembiewski) — генеральный директор и сооснователь агентства Voxable, проектирующего и разрабатывающего чат-ботов и голосовые интерфейсы. Консультирует компании по вопросам эффективного использования ИИ для коммуникации в интересах своих потребителей и сотрудников.

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена