Как учить сотрудников с помощью виртуальной реальности | Большие Идеи

? Технологии
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как учить сотрудников с помощью
виртуальной реальности

Опыт трех компаний, использующих VR-технологии для развития персонала

Автор: Джереми Бэйленсон

Как учить сотрудников с помощью виртуальной реальности
Kilito Chan/Getty Images

читайте также

Что делает футбольный клуб «Барселона» столь успешным

Андрес Атум,  Люциана Сильвестре

«Мы все устали, но это марафон, который мы бежим вместе»

Ребекка Цукер

Парадокс перфекционизма

Ирина Пешкова

История одной передачи власти

Дэниел Макгинн

Солдаты, хирурги и астронавты уже несколько десятков лет учатся в виртуальной реальности (VR). Люди лучше всего учатся на практике, c обратной связью после ошибок, поэтому в сферах с высокой ценой ошибки VR особенно удобна. Но в последние несколько лет технологии сильно подешевели, и их все чаще используют многие корпорации из списка Fortune 500. Теперь VR-гарнитуры надевают обычные сотрудники таких сфер, как продажи, логистика и поддержка клиента.

В этой статье я разберу три таких примера. В одном случае сотрудников учили физическим действиям, в другом — разговорам и коммуникативным навыкам, а в третьем — корпоративной культуре. Все три курса окупились, и через каждый из них прошли тысячи сотрудников — ни в одном научном исследовании VR не было такой большой выборки. Курсы проводились на платформе для иммерсивного VR-образования Strivr. (Примечание: я — один из основателей Strivr и рассказываю о наших клиентах.)

VR ускоряет изучение технических навыков

Есть сотни научных работ об изучении технических навыков с помощью VR. Проведено даже несколько мета-аналитических исследований, которые сравнивают, например, обучение хирургов через VR с другими методами обучения. Их результаты свидетельствуют, что VR-образование в целом не уступает очному, но помогает сэкономить деньги, а иногда и занимает меньше времени. Практика тоже подтверждает эти выводы.

Например, более миллиона сотрудников Walmart уже прошли VR-курсы. Один из самых популярных курсов посвящен работе с «Башней выдачи заказов» — большим киоском, в котором покупатели могут забирать онлайн-заказы. Ученикам пошагово объясняют, как работать с новым устройством, и, если они ошибаются, им сразу дают обратную связь. Раньше сотрудник тратил на обучение целый день: ехал в специальный офис Walmart и изучал теорию и практику. Новая технология сократила время обучения с восьми часов до 15 минут без снижения эффективности. Уметь работать с «Башней выдачи заказов» должны все сотрудники Walmart в США, поэтому переход на VR окупится более чем миллионом полных рабочих дней. «Можете представить, сколько мы сэкономим», — отмечает Хезер Дарчи, старший директор Walmart по контент-дизайну и развитию.

Безопасный способ получить социальные навыки

В последний год вырос спрос на обучение так называемым «мягким навыкам»: они повышают качество сервиса и менеджмента. Эту тенденцию подкрепляют научные работы. Например, в ряде экспериментов люди учились выступать на публике с помощью VR. Собрать полный зал живых людей дорого, поэтому новая технология очень удобна и выгодна. Эксперименты показывают: VR достаточно убедительна, чтобы люди относились к обучению серьезно, но в то же время это достаточно безопасная среда, где люди волнуются меньше, чем при выступлениях перед живыми людьми.

Например, в Verizon разработали и внедрили курс для сотрудников колл-центра, объясняющий, как снизить напряжение в разговоре с недовольным клиентом. На этом курсе можно научиться говорить и активно слушать клиентов, когда разговор становится неприятным. Согласно собственным данным Verizon, VR-курс оказался эффективнее и однороднее, а также снизил время обучения — с 10 часов всего до 30 минут на человека. Клео Скотт, глобальный директор Verizon Business Services по обучению и развитию, говорит: «Когда люди, прошедшие курс, снова приступили к работе, супервайзеры отметили их уверенность в себе — ведь они намного лучше понимали, как обращаются с клиентом».

Иногда VR даже лучше, чем очное образование

Учить новых сотрудников корпоративной культуре — это всегда сложная задача, а во время COVID-19 особенно. Предыдущие примеры только доказывают выводы из ранее опубликованных научных работ, но еще никто не исследовал, как VR влияет на атмосферу и дух коллектива. Сеть супермаркетов Sprouts Farmers Market выделяет свой бренд через культуру сотрудников, а некоторые из ее ключевых ценностей звучат так: «Уважайте друг друга и помогайте друг другу» и «Живите здоровой жизнью».

Sprouts продолжает открывать новые магазины и нанимать новых сотрудников, и их нужно вводить в курс дела. Для этого в Sprouts создали VR-курс, в котором ключевые ценности проиллюстрированы на примерах. Например, сотрудник может утешить женщину, которая только что узнала, что у ее сына аллергия на глютен, и объяснить ей, как теперь выбирать продукты; или отвезти арбуз домой престарелому покупателю, у которого нет сил сходить за любимой едой. Вместо того чтобы учить сотрудников конкретным навыкам, в Sprouts используют так называемую «модель для подражания»: выделяются несколько наглядных примеров, иллюстрирующих абстрактную тему. Около 300 сотрудников прошли тест на общее понимание ценностей компании. Половина из тех, кто использовал VR, правильно поняли все шесть основных идей, — а из тех, кто использовал традиционные методы обучения, справились всего 3% участников. «Я очень рада, что мы запустили эту программу до COVID-19, — резюмирует Синди Чикахиса, вице-президент Sproutsпо работе магазинов. — Не представляю, как бы мы иначе нанимали и учили тысячи новых сотрудников во время пандемии».

VR начала набирать популярность еще до COVID-19, но во время глобальной пандемии и перехода на удаленную работу такие инструменты становятся еще нужнее. Перечисленные выше три компании растут несмотря на кризис — а значит, растет их потребность быстро, экономно и эффективно учить сотрудников. Для сегодняшней ситуации в мире VR — идеальный инструмент.

Об авторе

Джереми Бэйленсон (Jeremy Bailenson) — профессор коммуникаций в Стэнфордском университете, основатель и директор Лаборатории взаимодействия людей в виртуальной среде. Сооснователь компании Strivr, которая предоставляет услуги по иммерсивному обучению в виртуальной реальности. 

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена