Самый успешный провал Google | Большие Идеи

? Технологии
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Самый успешный
провал Google

Чем проект Google Fiber помог рынку и придумавшей его компании

Авторы: Блэр Левин , Ларри Даунс

Самый успешный провал Google
PM IMAGES/GETTY IMAGES

читайте также

Менеджмент 2.0: новая версия для нового века

Гэри Хэмел

Шутки не для женщин?

Александр Эллис,  Джерел Слотер,  Джесси Райвин,  Джонатан Эванс

Самое главное правило публичных выступлений

Андрей Скворцов

Три простых вопроса для оценки собственного имиджа

Юлиана Лункина

В 2010 году компания Google потрясла индустрию широкополосного доступа в интернет, оцениваемую в $60 млрд, объявив о планах внедрить услугу домашнего интернета на основе оптоволоконной связи, обеспечивающей соединение со скоростью до 1 Гбит/с, что в то время в 100 раз превышало среднюю скорость. Проект, названный Google Fiber, вышел на рынок интернет-доступа с намерением доказать экономическую эффективность ультраскоростного интернета. Однако, реализовав проект в шести городских агломерациях за шесть лет, в конце 2016 года компания объявила о «приостановке» его внедрения.

В рамках модели «большого взрыва» (инновации внезапно прорываются на рынки, когда те готовы к ним) Google Fiber можно рассматривать как ранний неудачный рыночный эксперимент по внедрению гигабитного доступа в интернет. Но что если в задачу компании не входил собственно подрыв, а она хотела подвигнуть к нему компании, долгое время работающие на этом рынке, что помогло бы расширению Google на смежных рынках (таких, как рынок видео) и развивающихся рынках, в том числе рынке умных домов?

Если рассматривать ситуацию под этим углом, то проект Google Fiber добился успеха. Он стимулировал компании ускорить инвестиции в собственную инфраструктуру на несколько лет. Возникли новые способы применения интернета и новые отрасли, в том числе виртуальная реальность и интернет вещей, что доказало жизнеспособность стратегии «построй его, и они придут» для услуг гигабитного интернета. В процессе местные органы власти были привлечены к переосмыслению ограничительных и неэффективных мер по контролю над строительством сетей.

Пример Google Fiber содержит ценный опыт для будущих трансформаций сетей, в частности для продолжающейся глобальной гонки по развертыванию мобильных сетей 5G. Это подходящий момент, чтобы вспомнить историю возникновения инициативы, ее достижения и уроки для инвесторов, потребителей и лидеров сообществ, стремящихся обеспечить постоянный поток частных средств на развитие инфраструктуры интернета.

В 2009 году Конгресс США поручил Федеральной комиссии по связи разработать Национальный план обеспечения широкополосного доступа в интернет (National Broadband Plan — NBP). В плане ставились амбициозные цели по расширению высокоскоростного широкополосного доступа на всей территории США в основном за счет частных инвестиций. Общая цель заключалась в том, чтобы к 2020 году обеспечить как минимум 100 млн американцам широкополосный доступ на скорости 100 Мбит/с.

Провайдеры превысили этот показатель еще в 2016 году. Но в 2009 году ни один из ведущих провайдеров не планировал масштабного обновления имеющегося оборудования. Это был настоящий прорыв по сравнению с предыдущим десятилетием, когда развитие технологий и конкуренция вели к эволюционным обновлениям, начиная с перехода от доступа по телефонной линии к широкополосному доступу по кабелю, услуге DSL, предлагаемой по аналоговой телефонной сети, первым примерам применения оптоволокна (в частности Verizon FiOS) и последним крупным обновлениям, известным как DOCSIS 3.0.

Однако к 2009 году крупнейший оператор сотовой связи Verizon сократил свои планы в отношении оптоволоконных технологий, а технология DSL отставала от развития кабельного интернета. Основные рынки мигрировали в два сегмента: премиальный, предлагающий доступ по кабелю, и бюджетный, обслуживаемый DSL.

Рынок широкополосного доступа переживал классическую «дилемму заключенного»:поставщики кабельного доступа и доступа по DSL-технологии, полагаясь на относительный мир внутри собственного рыночного сегмента, не планировали вступать в конкурентную борьбу, требующую значительных инвестиций. Распространение широкополосного интернета оказалось на грани срыва.

Google начинает «игру в гигабиты»

В ответ на запросы команды NBP Google предложила создать экспериментальную оптоволоконную систему с гигабитной скоростью для демонстрации конкурентной и экономической важности новых способов применения интернета, в том числе виртуальной реальности, интеллектуальных энергосистем, автономных автомобилей, продвинутой телемедицины, электронного правительства и дистанционного обучения, которые невозможны без инфраструктуры следующего поколения.

Не полагаясь на действующих игроков рынка или правительство, компания объявила, что самостоятельно создаст несколько экспериментальных гигабитных сетей. Ко всеобщему удивлению, на Google обрушился шквал заявок от городов, желающих попасть в программу: компания получила 1100 заявок, а не 10—50, на которые рассчитывала.

Города увидели в эксперименте значительную ценность для своих жителей. Они также понимали, что для Google были приоритетны не налоговые льготы или другие финансовые стимулы, а скорость реализации проекта, гарантии минимизировать отсрочки, связанные с согласованием, и помощь в снижении затрат на строительство. Если коротко, компания искала партнеров, а не противников.

Отобранные в итоге участники для эксперимента были готовы обеспечить административную эффективность — генеральный контракт, специальное контактное лицо в администрации города, упрощенные процедуры получения разрешений на установку оборудования на городской собственности и перекапывание улиц для прокладки оптоволокна. Эти затраты, выраженные в деньгах, времени и политических дискуссиях, были основным препятствием при внедрении сетей, и Google знала, что ее эксперимент не вызовет энтузиазма со стороны предпринимателей и конкурентов, если не будет реализован быстро.

Google никогда явно не говорила, в чем заключается реальная цель компании: стать национальным провайдером широкополосного доступа или просто стимулировать старых и новых игроков рынка инвестировать в сети следующего поколения. Ясно только то, что собственная заинтересованность Google в оптоволокне связана с убеждением, что более высокая скорость принесет более высокий доход и обеспечит поле деятельности для компаний холдинга Alphabet (новое название Google после реорганизации — прим. ред.), делая инвестиции если не прибыльными, то хотя бы оправданными. Цель стать конкурентоспособным интернет-провайдером для компании вторична.

Google начала объявлять о местах создания сетей, и давно работающие на рынке провайдеры широкополосного доступа, включая AT&T, CenturyLink, Comcast и Time Warner Cable, быстро отреагировали, пообещав снизить тарифы, увеличить скорость, обновить сети или скомбинировать перечисленное тем или иным образом. «Игра в гигабиты» началась.

Google объявила о планах по созданию сетей в 34 городах. В ответ провайдеры-старожилы, первоначально посчитавшие инициативу рекламным трюком, ускорили охват городов и изменили приоритеты собственного расширения.По мере развития игры в гигабиты администрации городов были вынуждены предоставлять другим провайдерам такие же условия, как и Google Fiber. Затраты на строительство сетей падали, а скорость распространения росла. По данным Fiber Broadband Association, всего через шесть лет после объявления Google о новом проекте 30% жителей городов США получили доступ к гигабитному интернету.

Google, по-видимому, приостановила расширение сетей, однако бизнес широкополосного доступа изменился навсегда. Компании ускорили или возобновили инвестиции в оптоволокно. Была реализована более продвинутая технология DSL с использованием гибридных оптоволоконно-медных кабелей, а также новая услуга прокладки оптоволокна к дому от компаний AT&T, CenturyLink и Frontier. Кабельные компании снова обновили технологии, ускорив внедрение гигабитных стандартов. Для удаленной и сельской местности были разработаны новые технологии, в том числе низкоорбитальные спутники и фиксированный беспроводной доступ.

Четко сегментированный рынок высокоскоростного кабельного доступа и широкополосного DSL с более низкой скоростью теперь стал свободным для всех, вынуждая провайдеров-старожилов и новых игроков на рынке применять подрывные стратегии. В результате возросла конкуренция не только между провайдерами, но и между городами и регионами, желающими привлечь частные инвестиции.

Однако самое значительное воздействие Google Fiber, на наш взгляд, заключается в изменении характера отношений между поставщиками инфраструктуры и местными властями. Даже после значительных изменений в законодательстве в 1980-х и 1990-х годах и приведения отдельных сетей и технологий к единому стандарту местные власти продолжали относиться к провайдерам как к полугосударственным коммунальным предприятиям, регулируя их строительные работы и доступ к общественным землям с помощью громоздких процедур, разработанных десятилетия назад.

Благодаря Google Fiber монополистическое мышление уступило место взаимному пониманию, что другая сторона может просто уйти. Городские власти поняли, что при неэффективном управлении строительством провайдеры могут решить инвестировать в другие города, а интернет-провайдеры осознали, что власти могут повысить экономическую эффективность обновления старых и прокладки новых сетей. Следуя примеру Google, интернет-провайдеры и городские власти стали создавать государственно-частные партнерства, такие как Research Triangle’s North Carolina Next Generation Network, в которых обе стороны добиваются своих целей.

Сдвиг в конкуренции и мышлении инвесторов

Эксперимент Google Fiber привел к переоценке основных представлений о конкуренции на рынке, который не считался динамично развивающимся. Каким-то образом энергичный новый игрок, доминировавший на смежном рынке, запустил конкурирующую услугу, стал распространять ее в новых городах и дал импульс инвестициям и новой конкуренции среди провайдеров-старожилов.

Как и рассчитывали авторы Национального плана обеспечения широкополосного доступат, энтузиазм в отношении экспериментов с гигабитным интернетом сдвинул с мертвой точки инвестиции в инфраструктуру, ускорил развитие оптоволоконных сетей года на два и стимулировал старожилов на рынке дополнительно потратить $7—10 млрд.

Выход на рынок Google Fiber коренным образом изменил мышление инвесторов. Уолл-стрит наказала Verizon за инвестиции в сеть FiOS, опередившую рыночный спрос, и наказала бы другие компании за обновление меднокабельных сетей в конкурентной борьбе с более дешевыми в модернизации кабельными сетями. Также Уолл-стрит наказала бы кабельные сети за обновления своей технологии, когда они уже опережали технологию DSL как по производительности, так и по доле рынка.

Однако инвесторы не наказали Google за выход на новый для компании рынок. Когда власти и жители городов неожиданно поддержали идею гигабитного интернета, инвесторы позволили провайдерам-старожилам отреагировать на новые возможности и угрозы, созданные Google Fiber.

В то же время, к выгоде всех заинтересованных сторон, выход Google на рынок широкополосного доступа продемонстрировал давнюю проблему неэффективности федерального и местного законодательства, из-за которого расширение сетей происходило медленно и стоило дорого. Реформировав нерациональные процессы, провайдеры повысили эффективность своих капитальных вложений. Потребители получили новые услуги. В городах произошло оживление в различных отраслях, на это положительно отреагировали СМИ.

Тем временем в США и других странах внедряются еще более дорогостоящие технологии следующего поколения мобильных сетей 5G, и те, кто учтет опыт Google Fiber, смогут победить конкурентов.

Что уроки Google Fiber означают для мобильных сетей 5G

Сети 5G обещают скорости и новые способы применения интернета, которые позволят мобильному широкополосному доступу конкурировать даже с оптоволокном. Новые сети, вероятно, будут распространяться по модели, опробованной Google Fiber: город за городом. Местным властям придется снова переосмыслить подход к надзору за строительством, в том числе выдачу разрешений, территориальное зонирование, франчайзинг, установку вышек сотовой связи и пошлины.

И имеются доказательства того, что переосмысление происходит. Например, сегодня провайдеры ведут активные переговоры по арендной плате за пользование землей, установку вышек и другим регулярным платежам, которые воспринимались властями некоторых городов как источник пополнения бюджета. В Бостоне, Сакраменто и других городах, которые одними из первых инвестировали в сети 5G, местные власти видят, что провайдеры готовы к сотрудничеству, но могут и уйти, если чиновники будут требовать слишком больших уступок.

Как и в случае с Google Fiber, власти понимают, что должны предложить конкурентоспособные ставки. В противном случае они рискуют, что сроки частного инвестирования в новые сети, важный источник доходов и привлекательности города, затянутся. Власти учатся уравновешивать долгосрочные цели и краткосрочную выгоду.

В победителях окажутся те города, которые оценят важность формирования на раннем этапе всесторонних государственно-частных партнерств с операторами сетей и их инвесторами.

Все это является неплохим наследием для проекта, который стал, по крайней мере, на бумаге неудачным экспериментом. И это также может служить примером нового подхода к отраслям, которые изменяются благодаря цифровым технологиям.

Об авторах.

Блэр Левин — руководитель команды по разработке Национального плана обеспечения широкополосного доступа в Интернет 2010 г. Позже основал проект Gig.U, способствующий развитию гигабитного интернета в городах, где расположены крупные исследовательские университеты. В настоящее время внештатный старший научный сотрудник Брукингского института и советник по вопросам политики компании New Street Research.

Ларри Даунс — директор проектов Джорджтаунского центра бизнеса и государственной политики, соавтор книги BigBang Disruption: Strategy in the Age of Devastating Innovation.