Путеводитель для стартапов | Большие Идеи

? Стартапы

Путеводитель для
стартапов

Какие ниши следует занимать начинающим компаниям и откуда им ждать инвестиций в современных условиях

Автор: Артем Кумпель

Путеводитель для стартапов
Towfiqu barbhuiya / Unsplash

читайте также

«Уважение — не роскошь, если вы просите людей рисковать собой»

Зейнеп Тон,  Сара Кэллок

Кто владеет новой нефтью

Аджай Бхалла,  Бхаскар Чакраворти,  Рави Шанкар Чатурведи

Сколько должен получать CEO

Сара Грин Кармайкл

Что не так с A/B-тестированием

Ева Аскарза

По прогнозам аналитиков платформы Dsight, в этом году российский венчурный рынок может сократиться по объему и числу сделок в два-три раза. Основной удар примут на себя растущие зрелые стартапы, так как за последние месяцы оценка их стоимости сильно упала. Проекты на посевной стадии также пострадают, но в меньшей степени, поскольку государство окажет им поддержку.

Некоторые частные венчурные фонды, созданные российскими предпринимателями, продолжат сотрудничать с русскоязычными стартапами за рубежом. В целом инвесторы взяли курс на дивидендную стратегию, когда главное внимание уделяется возможности получить дивиденды, а не перспективе роста стоимости акций. Скорее всего, они будут финансировать лишь проекты, которые уже приносят прибыль или в течение года выйдут на точку безубыточности.

Для стартапов это означает, что фокусироваться сейчас надо на быстром достижении доходности, а не на завоевании доли рынка. Какие ниши стоит занять начинающим компаниям, которые хотят преуспеть в новых условиях, и откуда им ждать инвестиций?

Инвестиции рядом

Часть фондов, в основном посевные (те, что финансируют проекты на ранних этапах развития), остались в России. Они займутся проектами, которые будут создавать аналоги продукции, ранее поставлявшейся из-за рубежа. Еще один источник финансирования стартапов — всевозможные гранты, субсидии и кредиты, предлагаемые государством. Такие институты, как Фонд содействия инновациям, инновационный центр «Сколково», Минпромторг, МСП Банк, Дальневосточный фонд высоких технологий (ДФИТ), Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), включатся в новую повестку и станут активно финансировать российские проекты.

Получить инвестиции стартапы смогут и от корпоративных венчурных фондов (КВФ). В последние годы этот тренд быстро набрал силу. Одни крупные компании вкладывали ресурсы в стартапы, чтобы компенсировать недостаток определенных знаний и компетенций — например, в сфере прорывных технологий, которые создает малый инновационный бизнес. Работая со стартапами, корпорации отслеживали тренды, которые в будущем определят развитие рынка. Другие компании руководствовались исключительно финансовой выгодой. Третьи, заключая сделки с перспективными проектами, формировали свою бизнес-экосистему.

Стартапы тоже получали выгоду от сотрудничества с КВФ: у них появлялся доступ к клиентским базам и каналам сбыта, а также возможность воспользоваться технической и бизнес-экспертизой крупных компаний. К примеру, в 2021-м мы инвестировали в сервис по автоматизации работы HR-специалистов — HR Messenger. В прошлом году отбор через него прошли 3 млн кандидатов в 90 компаний, большая часть которых — пользователи нашей платформы.

Корпоративный венчурные фонды будут и дальше развиваться. В условиях ограничений бизнесу нужны инновации: западные решения надо заменять российскими, и работа со стартапами становится как никогда актуальной.

Четвертый источник финансирования — частные инвесторы. Сейчас они особенно активизировались. В марте этого года в разделе «Авито Услуги» было опубликовано 1903 объявления с пожеланием вложить деньги в бизнес пользователей, что на 20% больше числа аналогичных объявлений весны 2021-го. Многие предприниматели готовы продать свой бизнес или долю в нем с дисконтом. Отсюда повышенный интерес со стороны частных инвесторов.

Кроме того, многие семейные офисы и компании, которые специализируются на оказании услуг по управлению капиталом для HNWI (людей, владеющих ликвидными активами стоимостью свыше $1 млн), продолжают работать в России. Некоторые из этих фирм стали даже более прибыльными, чем раньше, и реинвестировали полученный капитал внутри страны. Объектами для реинвестирования могут стать и технологические компании.

Ниши для успешных

Ниши, в которых раньше работали иностранные компании, быстро заполнить невозможно, особенно в сфере общепита. Создать, к примеру, аналог «Макдоналдса» и технически, и с точки зрения менеджмента в кратчайшие сроки не получится. Но есть направления, в которых мы довольно успешны, и на этом стоит делать акцент в будущем. Россия, например, сильна в сфере FinTech. Уровень проникновения FinTech-услуг в стране превышает 80%, и мы стали мировым лидером по использованию бесконтактных платежей.

Уже сейчас в сфере FinTech работает много успешных стартапов. Так, в рэнкинг российских FinTech-компаний, подготовленный журналом «Банковское обозрение», вошло более 250 высокотехнологичных компаний-резидентов «Сколково».

FinTech останется горячей темой, особенно в сфере встроенных финансов — технологий, позволяющих интегрировать различные платежи, дебетовые карты, кредиты, страховки в любые нефинансовые продукты. С этими операциями столкнется почти каждая компания, и число стартапов будет множиться. Например, в транспортно-логистической отрасли появится все больше FinTech-стартапов, которые помогут предпринимателям проводить взаиморасчеты в удобной им валюте.

Существуют и другие сегменты, где российские вендоры занимают неплохие позиции: кибербезопасность, электронный документооборот, видеоконференцсвязь. Могут рассчитывать на успех и стартапы, работающие в логистике, особенно нацеленные на восстановление цепочек поставок и поиск новых партнеров в Индии, Китае, Южной Америке.

Стоит обратить внимание и на HR-сферу. Во многих отраслях — например, в ресторанном бизнесе, ритейле, автопроме, производственной сфере — высвободились специалисты разной квалификации. И сейчас будут актуальны проекты, участие в которых позволит пройти переобучение и получить новые навыки.

Хуже обстоит дело с отечественными ERP-системами. Их создание займет некоторое время, хотя зачатки подобных программ у нас есть. Это, например, решения по управлению складами и персоналом, финансовые учетные системы.

Таким образом, в нынешней ситуации предпринимателям лучше следовать двум простым правилам:

1. Развивать бизнес, поставив во главу угла максимально быстрое достижение рентабельности. Жить как раньше — строить планы по захвату доли рынка и долгое время оставаться убыточными — не получится.

2. Создавать проекты в известных нишах, не тратить усилия и время на проверку гипотез product market fit, то есть на поиск продукта, который будет соответствовать ожиданиям вашей целевой аудитории.