Бизнес вместе, приложения врозь: зачем Uber и «Яндекс.Такси» объединяются | Большие Идеи

? Стартапы

Бизнес вместе, приложения врозь: зачем Uber и
«Яндекс.Такси» объединяются

К чему может привести сделка между двумя лидерами рынка онлайн-агрегаторов такси

Автор: Ирина Скрынник

Бизнес вместе, приложения врозь: зачем Uber и «Яндекс.Такси» объединяются
Евгений Разумный, "Ведомости"

читайте также

Эта обманчивая нейрохимия

Елена Пименова

Как наладить эффективные продажи во время кризиса

Александр Каменсков,  Яков Сергиенко

Что не так с данными об аудитории, которые вам предлагают купить

Кэтрин Такер,  Нико Ньюманн

Что делать, если ваши подчиненные плачут

Лиз Кислик

Uber и «Яндекс.Такси» объединят бизнес в России, Казахстане, Белоруссии, Азербайджане, Армении и Грузии, сообщили «Яндекс» и Uber. Партнеры инвестируют в капитал новой компании $100 млн и $225 млн. Деньги пойдут на развитие технологий, маркетинг и региональную экспансию, уточнил представитель «Яндекса». Всю компанию партнеры оценивают в $3,7 млрд. У российского поисковика будет контроль – 59,3%, Uber получит 36,6%, сотрудники – 4,1%. В объединенную компанию войдет и сервис по доставке еды UberEats. Возглавит новую компанию гендиректор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян.

Стороны рассчитывают завершить объединение в IV квартале 2017 г. Советы директоров обеих компаний уже одобрили сделку, теперь ее должны согласовать с регуляторами.

Останутся оба приложения

Ни до ни после сделки партнеры не собираются создавать новое объединенное приложение по вызову такси, говорит представитель «Яндекса». Зато после завершения сделки через «Яндекс.Такси» можно будет вызвать такси Uber (там, где российский агрегатор не действует), и наоборот. Будет ли унифицирована после объединения тарифная политика и если да, то как, представители компаний говорить не стали. А вот таксопарки и водители перейдут на единую технологическую платформу. Новая компания будет использовать технологии и знания «Яндекса» в области картографического и навигационного сервисов и поисковых систем и опыт Uber как мирового лидера среди онлайн-сервисов для заказа поездок, отметили стороны.

Причина сделки исключительно в больших возможностях и перспективах развития бизнеса, указывает представитель Uber: «Мы поняли, что в конкретном регионе, охватывающем эти шесть стран, вместе мы сможем развиваться быстрее и эффективнее». Но Financial Times (FT) отмечает, что этой сделкой Uber фактически уступает конкуренту российский рынок после нескольких лет напряженной конкурентной борьбы. Ситуация в России развивается по китайскому сценарию, подтверждает и человек, общавшийся с российским менеджментом Uber. Летом 2016 г. Uber продал китайский бизнес местному конкуренту Didi Chuxing Technology за 17,5%-ную долю в нем – компания ежегодно несла на китайском рынке около $1 млрд убытков в год и решила отказаться от борьбы. FT называет такое решение Uber первым стратегическим шагом после скандального ухода в отставку основателя сервиса Трэвиса Каланика.

Супергигант онлайна

Сервис «Яндекс.Такси» основан в 2011 г. и работает в 126 городах шести стран, которых коснется сделка. Uber вышел на российский рынок в 2013 г. и доступен здесь в 16 городах. Кроме того, сервис работает в Азербайджане, Белоруссии и Казахстане.

В I квартале 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число поездок у «Яндекс.Такси», по данным сервиса, выросло на 484%, выручка – на 75% до 778 млн руб. Убыток по скорректированной EBITDA при этом составил 1,25 млрд руб. – почти столько же, сколько год назад, – из-за роста расходов на рекламу и маркетинг. «Фактически на каждый рубль выручки «Яндекс.Такси» тратит примерно 3 руб.», – подсчитывал Vostok New Ventures, один из инвесторов конкурента «Яндекс.Такси» – Gett, в отчете за I квартал 2017 г. Убыток Uber по миру в I квартале 2017 г. составил $708 млн при выручке $3,4 млрд, напоминает FT. Данные по региональным сегментам сервис не раскрывает.

Объединенная компания будет предоставлять до 80% всех услуг онлайн-агрегаторов такси, отмечает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. «У нас три основных агрегатора, – передал «Интерфакс» слова руководителя ФАС Игоря Артемьева. – Если два из них собираются слиться, то это, конечно, отдельный рынок, и угроза ограничению конкуренции, несомненно, здесь присутствует». Партнер венчурного фонда Target Global Александр Фролов считает, что объединенный «Яндекс.Такси» – Uber осложнит развитие других сервисов, таких как Gett, City Mobil, «Везет».

Впрочем, в общем обороте таксомоторных перевозок доля будет совсем небольшая – до 10%, добавляет Беспалов. В целом доля новой компании составит около 5–6% рынка такси в разных городах, уточняет Uber.

Основной рынок таксомоторных перевозок в России – Москва: на нее приходится 40%, замечает Беспалов. У «Яндекс.Такси» здесь около 35%, у Uber – около 18%, приводит данные московский чиновник. Он приветствует объединение сервисов: «Яндекс.Такси» сотрудничает с правительством Москвы, тогда как Uber передавал мэрии далеко не всю информацию о своей деятельности.

Повысятся ли цены

Период ценовых войн между агрегаторами такси в России заканчивается, уверен Фролов. Так было и в Китае. Сначала Didi Chuxing и Uber активно конкурировали, что выливалось в выгодные пользователям тарифы, а теперь период демпинга завершен, напоминает Фролов.

Никаких радикальных изменений тарифов, связанных с объединением, «Яндекс.Такси» не ожидает ни сейчас, ни в будущем, настаивает представитель компании. Представитель Uber тоже уверяет – пока компания не планирует менять тарифы.

К тому же и конкуренты не дремлют, отмечает Беспалов. Традиционные операторы такси активно развивают мобильные приложения, кроме того, есть Gett. Так что радикального повышения цен ждать не стоит, считает он. Конкуренция останется высокой, соглашается чиновник московской мэрии. Представитель Gett от комментариев отказался.

Партнер UFG Private Equity (инвестировал в объединенную компанию RuTaxi и Fasten) Артур Акопьян считает, что сделка Uber и «Яндекс.Такси» стала именно следствием ценовых войн: в условиях высокой конкуренции компании снижали цены и фактически дотировали поездки как водителям, так и пассажирам. По его оценкам, на это компании тратили десятки миллионов долларов ежемесячно. Долго так продолжаться не могло, говорит Акопьян. В конце концов, по его мнению, из многообразия компаний должны остаться 2–3 игрока, а цены на такси вырастут.

Оригинал статьи опубликован в электронной версии газеты «Ведомости» под заголовком «Яндекс.Такси» и Uber объединят бизнесы в России и еще пяти странах СНГ