читайте также
Профессор Энди У и докторант Атикус Петерсон из Гарвардской школы бизнеса изучили работу 314 предпринимателей, запускавших на краудфандинговой платформе Kickstarter сбор средств на несколько продуктов хайтека с сентября 2010 по июнь 2019 года. Чем больше проектов автора собирало нужную сумму, тем сильнее каждый последующий опаздывал с выходом на рынок. Вывод? Опыт предпринимательства приносит проблемы с соблюдением сроков. Профессор У, защищайте свою идею!
У: Предприниматели хронически не соблюдают сроки, которые сами же и поставили. Наша выборка не была исключением. Вовремя были завершены менее четверти проектов. Теоретически с опытом должно приходить умение прогнозировать, сколько времени уйдет на тот или иной процесс, ставить реалистичные сроки и быстрее добиваться успеха. На практике же все оказалось ровно наоборот. И речь идет не о случайных и незначительных задержках. С каждым следующим проектом опоздание предпринимателя в среднем увеличивалось на 6 недель.
HBR: Звучит очень странно! Почему же опыт ничему не учил их?
Чтобы делать верные прогнозы, надо точнее оценивать сложность проекта (количество взаимосвязанных задач или компонентов). Чем больше проектов реализуешь, тем лучше прогнозируешь. Но и лучше видишь возможности для улучшения продукта, неожиданные пути его усложнения — и стремишься к внедрению всего этого больше, чем к соблюдению сроков. Важно и первое, и второе следствие опытности. Но именно их сочетание заставляет предпринимателей с накоплением опыта ставить все менее реалистичные дедлайны и все чаще их срывать.
Почему же они не предусматривают запас времени?
Предусматривают! Все проинтервьюированные нами предприниматели указывают дату позже той, к которой рассчитывают все закончить. По нашим подсчетам, они в среднем закладывают резерв примерно в 8 дней. Но все равно не успевают. Любая новая функция способна вызвать каскад изменений в компонентах и потребовать массы усилий и времени. При самом плохом раскладе сложность будет расти в геометрической прогрессии. Но наши участники при постановке сроков, кажется, мыслили арифметическими прогрессиями. Они не представляли себе масштаб последствий каждой незначительной корректировки.
Рассмотрим пример. Один предприниматель придумал компьютеризованную деталь Lego, позволяющую управлять двигателем и лампами собранных моделей. Уже запустив свой продукт, он понял, что к нему стоило бы добавить датчики — например, чтобы управляемая с пульта машинка, въезжая в темное пространство, сама включала фары. Это сравнительно небольшое изменение, поэтому предприниматель дал себе чуть больше времени, чем требовалось на оригинальную версию. Увы, он недооценил масштаб работ, которые добавила эта единственная функция. Понадобилась более тонкая обработка деталей — и производитель, на которого изначально рассчитывали, не справился с ней. Пришлось перебрать еще семь компаний — и, конечно, пропустить все сроки.
Почему вы изучали именно высокотехнологичные изделия?
Потому что продукты хайтека — носимые устройства, 3D-принтеры, обучающие гаджеты, роботы… — едва ли не самое сложное, что современный предприниматель может вывести на рынок. При этом мы с коллегой рассматривали только тех, кто собирал средства на продукты одного типа: прошлый опыт мог чему-то научить именно их. Мы собрали данные из комментариев и обновлений страниц наших участников на Kickstarter, где они обсуждают возникающие проблемы. Оказалось, что в каждом следующем проекте непредвиденных вопросов становилось в среднем на 21% больше.
Предприниматели славятся излишней уверенностью в себе — может быть, первые успехи просто вскружили им голову и отсюда все ваши результаты?
Самоуверенность здесь сыграла свою роль, но сложность вообще трудно понять и рассчитать. Да, наши предприниматели наверняка выделяются своей убежденностью в будущем успехе. Но дело тут не только в их неспособности оценить предстоящие трудности. В конце концов, нам всем это непросто.
Если они в прошлом уже срывали сроки и ничего страшного не случалось, может, они в дальнейшем уже обращают на них меньше внимания?
Маловероятно. Исследования доказали, что предыдущие задержки снижают ваши шансы собрать деньги в будущем. Наши интервью показали, что предприниматели тяжело переживают срыв сроков. Кроме того, их попрекают в соцсетях рассерженные жертвователи, что очень болезненно.
Вы изучали тех, кто финансирует свои проекты через краудфандинг. Точно ли аналогичные тенденции будут наблюдаться при работе с традиционными инвесторами?
Вдруг ваша выборка не самая знающая и проницательная? На Kickstarter обращаются почти исключительно на ранних стадиях развития проекта (хотя некоторые предприниматели ищут и венчурный капитал). Мы сделали поправку на другие источники финансирования и иные факторы. Обнаруженное нами явление особенно выражено, по-видимому, у недавно начавших свой путь бизнесменов. Есть повод полагать, что их очень опытные коллеги способны частично справиться со сложностями прогнозирования.
Сейчас мы выясняем, сталкиваются ли с той же проблемой предприниматели, привлекшие венчурный капитал, и как инвесторы помогают им справляться. Зачастую венчурные фонды предоставляют задержавшемуся проекту промежуточное финансирование. Мы хотим понять, как помочь такому фонду избегать лишних трат, самостоятельно уточняя оценку сроков.
Влияет ли на своевременность выпуска продукта собранная сумма?
Да. Если предприниматель собирал больше запланированного, он задерживал сдачу проекта еще сильнее, ведь надо было успеть изготовить товар для большего количества людей. В подобных случаях часто приходится менять процессы производства и дистрибуции. Предположим, вы выстроили цепочку поставок для 100 клиентов. Если заказов окажется 1000, цепочка будет работать на пределе сил и может дать сбой. Но при расчете результатов мы исключили влияние суммы сбора.
Кроме того, мы сделали поправку на неизменные свойства предпринимателя — например, природные таланты, ум и рабочую этику, а также наличие опыта проваленных фандрайзинговых кампаний. Если вы надломлены прошлым опытом и сомневаетесь в своей способности собрать достаточно денег, чтобы закончить следующий проект, вам, возможно, захочется поставить очень жесткие сроки, чтобы привлечь жертвователей. Впрочем, доказательств у нас нет.
Как думаете, выборка более опытных новаторов, работающих в крупных компаниях, показала бы тот же тренд к росту расхождений со сроками?
В большой фирме, запускающей серию инноваций в новой продуктовой категории, мы бы ожидали аналогичного эффекта. И даже более выраженного: здесь добавляется организационная сложность, что еще более затрудняет оценку возможных проблем и решений. Но если новации касаются очередной версии продукта, выпускаемого солидной организацией, все может быть иначе.
Что вы посоветуете предпринимателям, желающим избежать срыва сроков?
Прежде всего, разберитесь в самой природе явления сложности. Уясните, что любое крохотное изменение в продукте способно резко и стремительно увеличить его сложность. Мыслите не арифметическими, а геометрическими прогрессиями. Второе — постарайтесь научиться предвидеть вероятные проблемы. Это можно сделать, экспериментируя с новыми компонентами в упрощенном режиме (поэтапные стресс-тесты, мелкосерийное производство и итеративные процессы в духе эджайла) и выявляя потенциальные проблемы на ранних этапах, до окончательного определения графика работ. Помните: время — деньги, задержки сроков нельзя недооценивать. Они способны пустить под откос всю компанию. Так что старайтесь планировать как можно точнее.