Стартап по науке: зачем основателям стартапа научное мышление
Альфонсо Гамбарделла , Арнальдо Камуффо , Кьяра СпинаСпросите любого предпринимателя, недавно основавшего стартап, чем он руководствовался в начале своего пути, и он наверняка упомянет концепцию «бережливого стартапа». Книга серийного предпринимателя и разработчика ПО Эрика Риса, изданная в 2011 году, — новая библия для начинающих бизнесменов. Она разошлась тиражом более миллиона экземпляров и стала учебником в бизнес-школах и акселераторах.
Эрик Рис выступает за итеративный подход, но с помощью этого подхода можно улучшить в том числе и саму концепцию бережливого стартапа — и возможно, нам с коллегами удалось придумать, как именно.
Метод «бережливого стартапа» призывает стартаперов изучать проблемы и задачи клиентов, получать от них обратную связь и создавать минимальный жизнеспособный продукт (MVP), чтобы проверить спрос, — и повторять этот процесс до самого запуска и даже после него. Иными словами, нужно быстро учиться, ставить эксперименты, получать обратную связь, и, если первоначальная идея окажется несостоятельной, следует от нее отказаться или изменить ее.
Мы с коллегами обнаружили: если обучить основателей научному мышлению, они будут реже застревать на неработающих идеях. Мы провели рандомизированное исследование с контрольной группой, в котором приняли участие 116 стартапов ранних стадий. Исследование показало, что предприниматели, которых учат формулировать теории, выдвигать на их основе гипотезы и строго тестировать их на специально подобранных группах потенциальных клиентов, чаще признавали свои ошибки и отказывались от неудачных проектов (до или после запуска), а также получали больше прибыли, чем предприниматели из контрольной группы.
Бережливый стартап: перезагрузка
Мы объединились с двумя стартап-школами и разработали обучающую программу на основе метода бережливого стартапа. Затем мы набрали на эту программу начинающих предпринимателей, у которых была готова только бизнес-модель или которые только начинали работать над своим проектом. Обучение было бесплатным. Наши ресурсы были ограничены, поэтому мы приняли только 116 из 164 подавших заявки предпринимателей и случайным образом распределили их между испытуемой и контрольной группой.
За следующие четыре месяца предприниматели из обеих групп по отдельности прошли одинаковую обучающую программу — пять лекций и пять коучинг-сессий с ментором. Все они научились составлять канву бизнес-моделей, проводить поведенческие интервью с покупателями, создавать минимальные жизнеспособные продукты или услуги и тестировать реакцию клиентов с помощью экспериментов или квази-экспериментальных данных.
Разница между группами заключалась в том, что испытуемую группу мы постепенно учили научному подходу. Сначала они познакомились с мышлением от первых принципов, благодаря которому смогли выделить в своих бизнес-идеях необоснованные предположения и действия наудачу, а затем — отношения между компонентами канвы бизнес-модели («ценностное предложение», «структура издержек» и т. д.) и выработали привычку оценивать модель как единое целое. Кроме того, их научили разрабатывать и проводить эксперименты и строго анализировать собранные данные. Наконец, мы подтолкнули их формулировать правила решений заранее, перед началом эксперимента или интервью. Это помогало им держаться своего курса или менять направление.