Почему энтузиазм может быть вреден для бизнеса | Большие Идеи

? Стартапы
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему энтузиазм может быть вреден
для бизнеса

Каким бывает энтузиазм и что он значит для компании

Авторы: Ева де Мол , Мелисса Кардон , Светлана Храпова

Почему энтузиазм может быть вреден для бизнеса
wildpixel/Getty Images

читайте также

Ловушки алгоритмов ценообразования

Марко Бертини,  Одед Кенигсберг

Как руководителю составить план развития лидерских качеств

Редакция «Больших идей»

Помогут ли сотрудникам приложения для борьбы со стрессом?

Джон Торус,  Элена Родригес-Вилья

Руководитель Tommy Hilfiger о том, как переломить спад, продав бренд

Геринг Фред

Увлеченность и энтузиазм — неотъемлемый ресурс предпринимательства. Согласно исследованиям, это один из главных факторов, от которых зависят креативность, упорство и результаты работы компании. Иными словами, чем больше у предпринимателя энтузиазма, тем с большей вероятностью он добьется успеха.

Распространяется ли это и на команды? Ведь большинство стартапов — это не индивидуальные, а командные проекты, и, согласно исследованиям, качество командной работы сильно сказывается на результате. Но как на него влияет энтузиазм? Всегда ли он способствует командной работе? Чем больше энтузиазма, тем лучше — или нет? Что будет, если у одного члена команды энтузиазма очень много, а у другого его нет совсем? А если двое основателей увлечены разными вещами?

Чтобы понять, как энтузиазм влияет на команды, мы опросили участников 107 технологических стартапов, работающих в одном акселераторе, и выяснили: если не все члены команды увлечены работой одинаково или если их увлекает не одно и то же, противоречия в эмоциях и самоопределении плохо сказываются на результатах компании, причем этот вред усиливается на поздних стадиях развития стартапа.

Три типа предпринимательского энтузиазма

Профессор и исследователь Мелисса Кардон, специалист в изучении увлеченности, разделила предпринимателей на три типа.

Одни предприниматели любят изобретать. Они ищут новые возможности или создают продукты и услуги. Это классические ученые или предприниматели-творцы.

Другие предприниматели любят создавать компании. Они основывают стартапы и стремятся превратить их в большой бизнес. Их привлекает именно создание компаний. В какой-то момент такие предприниматели обычно покидают проект и начинают строить новый стартап.

А третьи любят развивать организации. Они выстраивают бизнес: им нравится привлекать новых клиентов, подбирать кадры и выстраивать корпоративную культуру.

Чтобы понять, что происходит с командами и компаниями, основатели которых относятся к разным типам, мы обратились в один нидерландский акселератор. В исследовании принял участие 251 предприниматель из стартап-команд. В этой выборке 71% составляли мужчины, средний возраст — 34 года, средний уровень образования — магистерский, и для 43% это был не первый стартап.

Когда компания вступала в акселератор, мы предлагали всем ее сотрудникам пройти онлайн-опрос на тему энтузиазма и мотивации. Для оценки применялись стандартные шкалы. Участники должны были определить, насколько они согласны с такими утверждениями, как «Мне интересно придумывать новые идеи продуктов или услуг», «Мне нравится создавать новые компании» и «Мне нравится искать подходящие кадры для моей компании». Кроме того, мы собрали контрольные переменные и опросили участников о прошлом предпринимательском опыте и о текущей компании.

По окончании 10-месячной программы акселератора сторонние венчурные инвесторы оценили качество бизнес-идеи каждого стартапа. Мы также подсчитали, сколько инвестиций они привлекли через пять лет.

Как энтузиазм влияет на команды

Мы обнаружили, что как разница в уровне энтузиазма, так и несовпадение интересов (изобретательство, создание или развитие бизнеса) влияют на компанию негативно.

Первый вывод, который мы сделали из нашей статистики: команды, в которых уровень энтузиазма участников различался (например, Тереза очень увлечена проектом, а Том — не так сильно) хуже работают в краткосрочной перспективе: у них менее качественные бизнес-планы и проблемы с командной работой.

Вторая замеченная нами тенденция: команды, участников которых привлекали разные вещи (например, если Джеки любит развивать продукты, а Джону больше нравится взаимодействовать с сотрудниками), хуже работали в долгосрочной перспективе и привлекали меньше капитала за пять лет.

Почему эти различия вредят стартапам? Давайте разберем несколько примеров из нашего исследования (все имена и названия изменены).

Чтобы понять первый вывод, рассмотрим компанию Jumbool. У нее четыре основателя: Эмма и Сара относятся к бизнесу очень увлеченно, Бастиан — с умеренным энтузиазмом, а у Питера энтузиазма нет вовсе. Двое самых увлеченных членов команды начали работать и планировать дела сами, не вовлекая остальную команду, и краткосрочные результаты немедленно упали. Более заряженные члены команды — Эмма и Сара — начали избегать работы и общения с Бастианом и Питером. Объем командной работы и командный дух упали, что и привело к ухудшению результатов.

Напротив, у четверых предпринимателей из команды Catch20 уровень энтузиазма был одинаковым. Согласно опросу, они реже испытывали негативные эмоции и работали быстрее и более сосредоточенно, чем команда Jumbool. Кроме того, одинаковый уровень энтузиазма позволил им принимать решения сообща, в то время как в Jumbool царила автократия.

Теперь рассмотрим второй паттерн: команды, разным членам которых интересны разные вещи, хуже работали в долгосрочной перспективе и привлекли за пять лет меньше капитала. Например, компания Yollie распалась из-за того, что каждого из трех основателей интересовало что-то свое: Ян считал себя изобретателем и занимался технологиями, Роб любил создавать компании, а Рите нравилось их развивать. Когда нужно было принять сложное решение, начинались проблемы: у каждого из участников была своя цель, поэтому они не могли договориться и сосредоточиться на одной задаче. Разделить сферы ответственности тоже было нельзя. Дела у Yollie шли все хуже, и в конце концов бизнес пришлось закрыть.

Выводы для команд и инвесторов

Обычно энтузиазм считается хорошим качеством для предпринимателя, но из нашего исследования следует, что он может повредить компаниям. Основателям стоит учитывать разницу в настрое при найме новых членов команды.

Хотя эта разница и не вредит стартапам на ранних стадиях, она может создать проблемы в будущем. Сначала компании, как правило, сосредоточены на краткосрочных целях — например, им нужно найти первого клиента и добиться известности, — и различия уходят на второй план. Но чем дальше, тем более важные решения нужно принимать и тем больше времени вкладывают в проект участники — так что отсутствие общности будет мешать им все сильнее.

Можно сформулировать определенные выводы и для инкубаторов и инвесторов. Обычно инвесторы спрашивают предпринимателей только о прогнозных финансовых метриках, но наше исследование показывает, что стоит задать также несколько вопросов об энтузиазме — они могут указать на шансы компании в долгосрочной перспективе.

А акселераторы могут разработать курсы или занятия по подбору участников команды с учетом энтузиазма и амбиций. Это было бы особенно полезно для начинающих, молодых стартапов, чьи команды еще не укомплектованы: анализ энтузиазма поможет им искать подходящих сотрудников и правильно строить компанию в целом.