читайте также
Принято считать, что самые успешные предприниматели — молодые. Биллу Гейтсу, Стиву Джобсу и Марку Цукербергу было по двадцать с небольшим, когда они основали компании, изменившие мир. Отражают ли эти случаи общие тенденции? Если верить венчурным инвесторам и СМИ, дела обстоят именно так. Мы проанализировали данные по обладателям премии TechCrunch за последние десять лет и выяснили, что их средний возраст на момент основания стартапов — всего 31 год. Основателям самых быстрорастущих компаний 2015 года по версии журнала Inc. в среднем 29 лет. Эти выводы иллюстрирует замечание соучредителя акселератора Y Combinator Пола Грэма: «Для инвесторов крайний возраст — 32 года. Предпринимателей старше они воспринимают скептически». Но правильно ли так считать?
Миф о молодом предпринимателе
Мы обратились к конфиденциальным данным Бюро переписи населения США и проанализировали возраст основателей всех компаний, созданных в США за последние годы. Оказалось, средний возраст предпринимателей на момент учреждения фирмы — 42 года. Однако подавляющее большинство этих организаций относятся к малому бизнесу (например, химчистки и рестораны) и не собираются значительно увеличиваться в масштабах. Чтобы выделить компании, которые по своей природе близки стартапам в сфере высоких технологий, мы учитывали ряд характеристик: обладает ли фирма патентом, получила ли она венчурные инвестиции, относится ли к отрасли, где большую долю занимают специалисты из области точных наук. Также мы учитывали расположение фирмы, а именно, находится ли она в кластере вроде Кремниевой долины. В целом, такой детализированный анализ не повлиял на главный вывод: основателям высокотехнологичных компаний, как правило, немного за сорок.
Однако эти усредненные цифры сильно разнятся в зависимости от отрасли. Создателям стартапов, которые разрабатывают ПО, в среднем 40 лет, но они часто бывают и моложе. В то же время молодых основателей меньше в других отраслях, например, нефтегазовой и биотехнологической — там средний возраст приближается к 47 годам. Возможно, особое место молодых предпринимателей в сознании большинства людей обусловлено тем, что продукты ИТ-индустрии, например соцсети, всегда на виду у потребителей, чего нельзя сказать о деятельности в сфере тяжелой промышленности или B2B.
Что же нам известно о самых успешных стартапах? Действительно ли созданные молодыми предпринимателями компании намного успешнее? Средний возраст основателей 0,1% лучших стартапов по масштабу роста за первые пять лет составляет 45 лет. Эти наиболее продуктивные компании мы определили по росту числа их работников. То же самое можно сказать о возрасте создателей компаний с наиболее быстрым ростом продаж, а также о стартапах, которые успешно провели IPO или были проданы. Другими словами, основатели самых успешных компаний скорее старше, чем моложе. Факты указывают на то, что успеха чаще достигают предприниматели зрелого возраста, а не молодые.
Отчасти преобладание людей среднего возраста среди основателей быстроразвивающихся компаний связано с их склонностью к рискованным начинаниям. С возрастом люди стремятся к новым возможностям. Мы оценили, с какой вероятностью попытки основать компанию заканчивались удачно, и разница с молодыми предпринимателями стала заметна еще сильнее. Более возрастные предприниматели более успешны. По нашим данным, предпринимательские способности с возрастом растут и резко возрастают ближе к шестидесяти. Из двух предпринимателей, о которых вам не известно ничего, кроме возраста, лучше выбрать старшего.
Почему? Есть множество факторов, но, по нашим наблюдениям, первостепенное значение имеет опыт. Предприниматели, которые хотя бы три года работают в какой-нибудь сфере, запускают успешное предприятие в своей профессиональной области с вероятностью на 85% выше, чем те, у кого такого опыта работы нет.
А как же Стив Джобс?
Хотя мы изучали чрезвычайно успешные фирмы — 0,1% лучших по масштабам роста и факту приобретения или IPO, можно рассмотреть и исключительные случаи, когда выдающиеся компании создавали очень молодые люди. Интересно, что компании таких гениальных предпринимателей, как Билл Гейтс, Стив Джобс, Джефф Безос, Сергей Брин и Ларри Пейдж, достигли пика рыночной капитализации, когда основатели были не так уж молоды. Apple представила свой самый прибыльный продукт, iPhone, когда Стиву Джобсу было 52. Amazon расширила ассортимент и достигла максимального роста рыночной капитализации, когда Джеффу Безосу было 45. Эти выдающиеся предприниматели добились рекордных успехов не в молодости. Талантливые предприниматели обладают особым чутьем, которое позволяет им преуспеть в молодости и приумножить успехи в зрелом возрасте. Таким образом, нет никакого противоречия между существованием гениальных молодых предпринимателей и общей тенденцией к достижению пика развития предпринимательских способностей в более позднем возрасте.
Почему венчурные инвесторы выбирают компании с молодыми основателями?
Что же заставляет венчурных инвесторов ставить на молодых основателей, если факты говорят не в их пользу? Имеющихся данных недостаточно, чтобы дать определенный ответ. Но, по-видимому, здесь действуют два механизма. Во-первых, венчурные инвесторы руководствуются ложным убеждением, что молодость — залог успешного дела. Есть соблазн объяснить несоответствие между нашими выводами и поведением инвесторов одним лишь предвзятым отношением к возрасту, но есть еще одна вероятная причина: инвесторы не просто ищут фирмы с самым высоким потенциалом роста. Они хотят максимально выгодно вложить деньги, а молодые предприниматели ограничены в финансах и готовы заключить договоренности с инвесторами на менее привлекательных для себя условиях, чем более опытные предприниматели.
Теперь исследователям предстоит понять, чем именно обусловлено преимущество основателей зрелого возраста. Может, дело в доступе к финансовым ресурсам, обширных связях или определенном опыте? Пока ясно одно: для создания успешной фирмы возраст — это сильное преимущество, а не помеха.