В поисках идей: мартовский выпуск
От редакции. Представляем вашему вниманию новый выпуск рубрики «В поисках идей» о свежих исследованиях ученых в области менеджмента и бизнеса.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР | РИСКОВАННЫЙ БИЗНЕС — НА РАБОТЕ И ВНЕ ЕЕ
В последние годы ученые задались вопросом, как нерабочая жизнь руководителя компании влияет на его профессиональное поведение и решения. Новое исследование посвящено взаимосвязи рискованных хобби лидера и действий банков, столь важных для любого бизнеса.
Авторы проанализировали тысячи займов, выданных крупным фирмам США за 1993—2010 гг. Опираясь на работы других авторов, они определили, главы каких компаний имеют лицензию пилота (признак склонности к риску, часто вскрываемый потенциальными инвесторами при проведении due diligence). Сделав поправку на возраст, стаж и самоуверенность гендиректора, срок существования фирмы и ее активы, а также спектр экономических моментов, ученые обнаружили, что фирмам с лидером-пилотом долги обходятся в среднем на 18 базисных пунктов (0,18%) дороже. При выдаче займа таким компаниям выставлялось больше условий, от них чаще требовали обеспечения, средства чаще распределялись по нескольким банкам. Особенно выражен этот эффект был для лидеров, игравших в своей фирме особо значимую роль (об этом судили по тому, застраховалась ли фирма от смерти или инвалидности руководителя), и для компаний с минимумом независимых директоров в совете.
«Желающий лучше понять ситуацию в фирме инвестор должен обратить внимание на поведение гендиректора как в офисе, так и за его пределами», — пишут авторы работы. То же, по их мнению, верно и для советов директоров. При оценке кандидатов на высший пост следует не просто изучить их хобби, но и «всерьез задуматься о сдерживании опасных увлечений гендиректоров».
Об исследовании: «No-Fly Zone in the Loan Office: How Chief Executive Officers’ Risky Hobbies Affect Credit Stakeholders’ Evaluation of Firms», Bo Ouyang et al. («Organization Science», готовится к выходу)
МОТИВАЦИЯ | РЕШИЛИ ХОДИТЬ В СПОРТЗАЛ? ЗАПЛАНИРУЙТЕ ПРОГУЛЫ!
Людям свойственно постоянно искать способы улучшить себя: мы клянемся больше заниматься спортом, разумнее питаться, откладывать на старость и т. д. Среди прочего мы определяем темпы принятия всех этих мер. Новое исследование указывает: на уровень наших амбиций и итоговый успех или провал влияет то, как мы формулируем свой подход к достижению цели. Мы говорим себе либо «это я делаю» (скажем, хожу в спортзал 3 раза в неделю), либо «этого не делаю» (4 дня в неделю не хожу в спортзал).
В рамках семи экспериментов с участием более чем 2200 человек выяснилось: если человек решал, сколько шагов на пути к цели можно пропустить, масштаб его цели увеличивался в среднем на 13%. Участников первого эксперимента просили определить, на что они хотели бы накопить. Часть должна была указать, сколько они ежемесячно внесут на сберегательный счет, часть — сколько оставят себе. Итоговая сумма второй группы оказалась в среднем на 17% больше. В том же эксперименте проверялись решения о том, сколько образовательных семинаров посетить (или пропустить), сколько задачек решить (или не решить) для получения награды и сколько порций овощей съесть (или отказаться). Результаты были аналогичными. Причина в том, что решение пропустить ведущее к цели действие запускает в нас эмоции самокритики — разочарование, сожаление и чувство вины. Чтобы заглушить дискомфорт, люди повышают цели. А данные других ученых говорят, что чем масштабнее цель, тем выше вероятность успеха.
«Социальная реклама обычно призывает нас заниматься спортом не менее стольких-то дней или часов, — пишут авторы. — Возможно, эффективнее было бы предлагать людям планировать количество дней без спорта».
Об исследовании: «Do Versus Don’t: The Impact of Framing on Goal-Level Setting», Mirjam A. Tuk, Sonja Prokopec, Bram Van den Bergh («Journal of Consumer Research», 2021)
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ | СЕКРЕТЫ УСПЕШНЫХ КОРПОРАТИВНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
Ученые исследовали 128 компаний, переживших трансформации разного масштаба в период с 2016 по 2020 год. Позитивные финансовые результаты обнаружились у большинства фирм, а вот репутация улучшилась лишь у нескольких. Эти последние превзошли остальных в шести областях: уровень зарплат, бонусов и удовлетворенности сотрудников; разнообразие и инклюзивность; доля женщин в коллективе в целом и в руководстве в частности.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОМПАНИИ НА РАЗВИВАЮЩИХСЯ РЫНКАХ | РАСПЛАТА ЗА НИЗКУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОМПАНИИ
Возникшие на развивающихся рынках международные компании все активнее ищут возможности экспансии в разные страны, но сталкиваются с недоверием: стейкхолдеры на целевых рынках сомневаются в их корпоративной социальной ответственности. Одна исследовательница задумалась: не повысит ли их шансы на успех внимание СМИ к их достижениям в этой сфере? И как повлияет рассказ об их социальной безответственности — например, использовании детского труда или загрязнении окружающей среды?