Страховка от беспилотного будущего | Большие Идеи

? Исследования
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Страховка от
беспилотного будущего

Как страховым компаниям выжить в новых условиях

Авторы: Джон Кузано , Майкл Костонис

Страховка от беспилотного будущего

читайте также

А кто из ваших сотрудников занят «чужой работой»?

Александр Бочкин

Юлия Гиппенрейтер: «Мудрым человек становится от жизни — если вообще становится»

Анна Натитник

First-Time Manager

Мария Цуркан

Почему неопытные гендиректора так успешны

Широкое распространение автономных автомобилей, несомненно, окажет огромное влияние на сферу автострахования. Исследование и компьютерное моделирование, проведенное компанией Accenture совместно с Институтом технологий Стивенса, показывает, что к 2035 году по дорогам США будет ездить не менее 23 млн полностью автономных автомобилей (из приблизительно 250 млн общего числа машин и грузовиков, зарегистрированных в США).

Такой быстрый рост числа автономных автомобилей повлечет за собой крупные изменения не только в привычках и поведении водителей, но и приведет к пересмотру необходимости владеть транспортом. По нашему мнению, полностью автономными автомобилями в основном будут владеть не частные лица, а автопроизводители, такие как General Motors, технологические компании вроде Google и Apple и другие поставщики услуг, такие как сервисы поездок на попутных машинах. В отличие от индивидуальных владельцев, чьи автомобили обычно простаивают большую часть времени, владельцы автопарков могут посылать автономный транспорт в поездки круглосуточно, амортизируя стоимость владения.

Автопроизводители уже начали экспериментировать с парками автономных автомобилей: GM объявила о соответствующем партнерстве с Lyft, Uber – об аналогичном партнерстве с Volvo, многие другие компании рассматривают подобные проекты в перспективе.

Поскольку индустрия автострахования занята преимущественно страхованием автомобилей, находящихся в частном владении, у компаний есть все основания волноваться о будущем росте и прибыли. Если число индивидуальных владельцев уменьшится, страховые взносы снизятся. И поскольку не менее 94% аварий связано с человеческим фактором, количество и серьезность аварий и обращений за страховыми выплатами сократится. И это также приведет к снижению страховых взносов, так как ценообразование страховых компаний зависит от реального риска.

Согласно нашему прогнозу, снижение индивидуальных страховых взносов в связи с сокращением числа частных автовладельцев и повышением безопасности автомобилей произойдет в 2026 году, когда появится большое количество автономных автомобилей. К 2035 году убытки страховых компаний могут достичь $25 млрд. Это значительные цифры для рынка, оцениваемого приблизительно в $200 млрд.

Кроме того, что автономные автомобили уменьшат потребность в индивидуальном автостраховании, сокращению спроса и снижению страховых взносов будут способствовать и другие тенденции, например, урбанизация, совместные поездки и общее отсутствие интереса к владению автомобилем среди молодых водителей. И хотя наше исследование было посвящено частным пассажирским автомобилям, стоит отметить, что крупные компании, имеющие парк коммерческих автомобилей, такие как UPS, FedEx и другие компании, занимающиеся грузоперевозками, вероятно, быстро перейдут на автономные автомобили.

Однако один фактор играет на руку автостраховщикам: переход на полностью автономные автомобили будет постепенным. Пройдут годы, прежде чем полностью автономные автомобили появятся на дорогах США в значительных количествах, и, вероятно, они будут десятилетиями сосуществовать с традиционными «управляемыми» машинами и разнообразными полуавтономными вариантами.

Этапы внедрения автономных автомобилей

Если взглянуть на внедрение автономных автомобилей как на шкалу, где 0 обозначает вселенную, состоящую исключительно из традиционных автомобилей, а 5 — мир полностью автономных автомобилей, то мы сейчас находимся где-то между нулем и единицей. В данный момент автопроизводители активно движутся к этапу 1, на котором происходит внедрение некоторых автономных элементов.

На этапе 2 будут автоматизированы не менее двух элементов (таких как торможение и круиз-контроль), а на этапе 3 машина частично станет автономной, хотя водитель по-прежнему будет нужен для мониторинга ситуации на дороге.

На этапе 4 полностью автономный автомобиль будет иметь опцию «человек», и водитель/пассажир в любой момент сможет взять управление в свои руки. На этапе 5 автомобиль будет полностью автономным без опции ручного управления, то есть в нем не будет руля, тормозов и педали газа.

Мы считаем, что переход с одного этапа на другой будет постепенным, и у страховых компаний будет время приспособиться и отреагировать на ситуацию. Но, как говорится в нашем прогнозе, примерно к 2050 году на дорогах станет гораздо больше автономных и полуавтономных автомобилей, чем традиционных.

Поиски новых источников дохода

Предсказать скорость внедрения автономных автомобилей нелегко, однако ясно, что страховые взносы на индивидуальные автомобили будут все больше снижаться. Поэтому автостраховщикам нужно создавать новые каналы дохода, которые компенсируют сокращение индивидуальных страховых взносов. К счастью, у страховых компаний возникают и новые возможности.

С помощью команды Института технологий Стивенса мы выделили три области, имеющие значительный потенциал для страховых компаний в период между 2020 и 2050 годами.

  • Кибербезопасность. По мере того, как машины становятся все более автоматизированными и оснащаются все большим количеством аппаратных и программных средств, страхование от киберкраж, вирусов-вымогателей, угона и злоупотребления информацией, относящейся к автомобилям, может принести до $12 млрд ежегодных страховых взносов. Вопросы кибербезопасности могут оказаться особенно критичными для компаний, владеющих целыми парками автомобилей, например, для Amazon, если она будет использовать их для доставки покупок.
  • Ответственность за качество продукции. Используемые в автомобилях сенсоры и чипы стоят дорого, но реальный риск производителей заключается в потенциальных возможностях отказа оборудования из-за ошибок программного обеспечения, переполнения памяти и недоработок алгоритма и наступающей в результате массовой ответственности. Страхование от подобных случаев может обеспечить $2,5 млрд.
  • Страхование инфраструктуры. Страхование систем облачных серверов, сигналов и других средств безопасности, которые будут использоваться для защиты пассажиров и водителей, может потенциально приносить компаниям, занимающимся страхованием собственности и страхованием от несчастных случаев, ежегодный доход в размере $500 млн (если они будут страховать аппаратные и программные средства). Потребность в обеспечении безопасности и страховании общественной инфраструктуры, вероятно, будет высока и превысит $500 млн, но правительства часто сами страхуют эти риски, поэтому у коммерческого страхования в данной области немного возможностей.
  • В совокупности эти области могут принести $81 млрд к 2026 году ($15 млрд в год с 2020-го по 2026-й с некоторыми колебаниями) и более чем покрыть убытки от страховых взносов, ожидаемые к 2050 году.

    Планирование беспилотного будущего

    В будущем, где будут преобладать автономные автомобили, страховые компании столкнутся с необходимостью принимать жесткие стратегические решения: продолжать вести бизнес по-прежнему, борясь за сокращающийся рынок, или изменить образ мышления и бизнес-модель и адаптироваться к новым реалиям.

    Невозможно точно предсказать, насколько быстро беспилотные автомобили займут доминирующее положение, но страховым компаниям следует начать создавать модели страхования, определяющие риски и ценообразование для автономных автомобилей на различных этапах. В то же время им следует заняться разработкой новых страховых продуктов в таких областях, как кибербезопасность и ответственность за качество программного обеспечения и сенсоров.

    На наш взгляд, сейчас страховые компании могут предпринять четыре основных шага.

    Во-первых, они могут наращивать опыт в сфере массивов данных и аналитики. Эффективная работа на рынке автономных автомобилей предполагает способность контролировать данные, создаваемые автономными автомобилями, а также системами коммуникаций и программного обеспечения, поддерживающего их. Участники рынка, которые могут собрать, организовать и проанализировать эти данные, будут иметь преимущества по сравнению с конкурентами с менее развитыми аналитическими способностями.

    Во-вторых, они могут разрабатывать необходимые методы и модели страхования. Мы уже видим, как частично автономные системы безопасности, такие как автоматические системы экстренного торможения, меняют уровень безопасности новых автомобилей. Страховые компании должны быть готовы к применению новых методов страхования и моделирования по мере того, как автомобили будут становиться все более автономными.

    В-третьих, им следует изучать партнерскую экосистему. Страховым компаниям будет необходимо сотрудничать с автопроизводителями, поставщиками систем коммуникаций и программного обеспечения, властями на многих уровнях и многими другими организациями. Страховым компаниям, еще не занятым подобным сотрудничеством, следует активно выявлять партнеров по экосистеме и устанавливать с ними связи.

    И, наконец, следует подумать о новых бизнес-моделях. В настоящее время страховые компании, чей основной источник доходов – персональные полисы автострахования, имеют опыт страхования тысяч мелких рисков. Подобным компаниям, возможно, придется стать крупными коммерческими страховщиками, продающими полисы на небольшое число очень крупных рисков. Компании, которые продолжат страховать индивидуальных автовладельцев, будут вынуждены переосмыслить такие области, как разработка продуктов, ведение договоров страхования и дистрибуция.

    Также стоит отметить, что снижение страховых взносов может привести к росту числа слияний и покупок компаний. Крупные страховщики, стремясь сохранить уровень доходов, вероятно, будут скупать небольшие страховые компании.

    Изменения в автостраховании неизбежны, но они могут быть положительными. Страховые компании, энергично пользующиеся кратко- и среднесрочными возможностями (которые появляются благодаря страхованию кибербезопасности, ответственности за качество продукции и инфраструктуры) и в то же время принимающие взвешенные стратегические решения (о партнерских экосистемах, операционных моделях и ценовых предложениях), с большой долей вероятности будут процветать в условиях преобладания беспилотных автомобилей.

    Об авторах. Джон Кузано — старший управляющий директор отдела консалтинга в области управления финансовыми услугами компании Accenture. Майкл Костонис — директор международного подразделения страхования Accenture.