Что такое сотворчество и зачем оно российскому бизнесу | Большие Идеи

? Исследования

Что такое сотворчество и зачем оно
российскому бизнесу

Сотворчество становится одним из важнейших механизмов запуска новых продуктов для компаний по всему миру. Но можно ли использовать этот инструмент в России?

Авторы: Желько Текич , Аня Текич , Мария Свирская

Что такое сотворчество и зачем оно российскому бизнесу
LEGO Ideas

читайте также

Индустрию смартфонов меняет не Apple, а Xiaomi

Хуан Пабло Васкес Сампере

Как спецназ ВМС США готовит первоклассных лидеров

Майкл Шрейдж

Чего на самом деле хотят сотрудники от своих рабочих мест

Джин Майстер

«Здесь так заведено»

Владимир Вертоградов

Вместе с конкуренцией растут и усложняются запросы потребителей по всему миру: больше недостаточно произвести универсальный продукт, он должен быть полезен определенной группе людей. Но как понять, что именно нужно вашим потребителям: как создать товар с нужным форм-фактором, придумать лучший дезодорант или найти решение какой-то важной для человечества проблемы? Один из способов — привлечь клиентов к совместному решению задачи — сотворчеству. 

Группа аналитиков из Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, Желько Текич, Аня Текич и Мария Свирская, исследовали сотворчество как инструмент в практике российских компаний. Исследование проходило весной 2023 года, в нем приняли участие 87 руководителей по инновациям. Почти половина компаний, в которых работали респонденты, — крупные организации со штатом более 20 000 человек, около 40% — имеют годовую выручку более 100 млрд рублей. Большинство опрошенных менеджеров в течение последних трех лет выводили новые продукты на рынок.

Прежде чем углубиться в результаты, давайте вернемся к основам и ответим на вопросы: что такое сотворчество, кто такие сотворцы, почему они откликаются на запросы компаний и каким образом это происходит. 

От Наполеона III до Coca-Cola: глобальные примеры сотворчества

Эффективность идеи совместного творчества подтверждают исторические примеры, когда к разработке привлекаются люди, не относящиеся к традиционным кругам новаторов. Еще в 1869 году император Наполеон III предложил людям создать заменитель сливочного масла для вооруженных сил и низших слоев населения, поскольку оказавшаяся на пороге войны Франция испытывала дефицит масла. Решение нашел французский химик Ипполит Меже-Мурье, который в ответ на этот запрос изобрел маргарин и получил национальную награду.

Но концепция сотворчества, когда компании сотрудничают с внешними индивидуальными участниками — потребителями, студентами, исследователями и энтузиастами с целью развития инноваций, получила широкое распространение только в XXI веке. С развитием интернета и информационных технологий компании начали активно экспериментировать вместе со своими потребителями: организовывать краудсорсинговые конкурсы, формировать вокруг себя виртуальные сообщества, проводить хакатоны и воркшопы с самыми активными пользователями.  

Так организации могут обращаться к собственному «коллективному разуму», стимулировать инновации и разрабатывать продукты и услуги, которые найдут отклик у целевой аудитории в условиях современного динамично развивающегося рынка.

Например, крупнейшая в мире энциклопедия Wikipedia вообще построена на кооперации и сотворчестве: миллионы волонтеров пишут, редактируют и модерируют статьи на этой площадке. На тех же принципах создается и различное open-source программное обеспечение (ПО), такое как ОС Linux или браузер Mozilla Firefox. 

Но если подобные площадки созданы на некоммерческих началах, настоящий чемпион сотворчества со своей аудиторией среди предпринимателей — продавец конструкторов LEGO. Их LEGO Ideas — платформа, на которой энтузиасты по всему миру придумывают проекты будущих наборов. Лучшие работы попадают на рассмотрение штатным дизайнерам и впоследствии могут быть воплощены в качестве официального продукта LEGO.  

Аналогичным образом действовал производитель товаров личной гигиены Nivea при создании антиперспиранта «Черное и белое». Тогда компания вовлекала своих потребителей в процесс разработки продукта, чтобы решить их проблемы, связанные с использованием дезодоранта. 

Другой коммерческий проект — Create Real Magic — придумал производитель газировки Coca-Cola в партнерстве с создателями генеративного ИИ OpenAI и консалтинговой Bain & Company. Они создали инструмент для digital-артистов, заинтересованных в исследовании генеративного искусства. Еще одним интересным примером сотворчества является американский интернет-магазин Threadless, основанный вокруг сообщества художников. С его помощью любой желающий может представить свои изображения для печати на одежде и различных аксессуарах, включая чехлы для телефонов, блокноты, термокружки или компьютерные мышки. 

Кроме некоммерческих организаций и бизнеса, ученые тоже используют сотворчество для своих целей. Например, с помощью платформ NASA Tournament Lab и Zooniverse американское космическое агентство NASA развивает краудсорсинг и движение «гражданской науки». 

Что говорят исследования совместного творчества в России?

Хотя опрошенные нами российские менеджеры признают, что сотворчество полезно для разработки новых продуктов и инновационной деятельности, его широкое применение в практике компаний отсутствует. Проведенное исследование показало, что лишь ограниченное число компаний использует инструмент сотворчества. Однако те, кто все-таки его применяет, предпочитает самые разные форматы — воркшопы с участием пользователей-новаторов или ведущих пользователей, виртуальные сообщества, хакатоны.

Российские компании склоняются к более широкой форме привлечения клиентов, пользователей и экспертов в качестве партнеров по совместному творчеству, что отражает мировые тенденции. Однако им есть куда развиваться — например, привлекать собственных сотрудников, которые не участвуют непосредственно в инновационной деятельности. Как правило, совместное творчество также чаще происходит на последних этапах жизненного цикла продукта, нацеленного на дополнительные улучшения и отстройку от конкурентов. 

Основным стимулом для участия российских компаний в совместном творчестве является генерация идей новых продуктов, однако усилия по сотворчеству в большей степени ориентированы на решение проблем, но не на их выявление. Эффективному внедрению механизма мешают такие ограничения, как недостаточный опыт управления открытыми инновациями и нехватка знаний и навыков у сотрудников.

Глобальные изменения последних лет, включая санкции, заметно ослабили интерес российских компаний к совместному творчеству со своими потребителями. Во многом это можно объяснить бюджетными ограничениями и необходимостью более строгого контроля затрат. 


Чувство сопричастности и связанные с ним риски

Мы видим, что соавторы вносят свой вклад, используя знания и опыт, ориентируясь на личные потребности и предпочтения. Мотивы участия в совместном творчестве могут быть разными: от любопытства и внутренней заинтересованности в инновациях до неудовлетворенности существующими продуктами или желания получить денежное вознаграждение.

Тот факт, что идеи превращаются в конкретные результаты, дают участникам процесса совместного творчества чувство сопричастности и значимости происходящего. Часто инициаторы таких проектов также предлагают компенсацию или какой-либо приз победителям. Однако материального вознаграждения будет недостаточно — поэтому компании важно находить баланс между денежными поощрениями и другими формами признания. 

Кроме преимуществ в виде новых идей, стороннего взгляда, повышения лояльности и формирования коммьюнити, для компаний существуют и риски. Один из них — слишком большой поток идей. Проекту, использующему механизм сотворчества, придется тратить ресурсы, чтобы тщательно оценивать и фильтровать поступающие предложения, Например, сеть кофеен Starbucks, придумавшая платформу по сбору предложений от клиентов My Starbucks Idea, за первый год собрала 70 000 инициатив. И только 50 из них были реализованы. 

Кроме того, слишком большая зависимость от мнения клиентов в инициативах совместного творчества может привести к смещению фокуса на краткосрочные запросы аудитории, а не на долгосрочные инновации. Особенно остро это проявляется, когда механизм лишен разнообразия и предполагает ограниченное участие, что приводит к искажению точек зрения пользователей. 

Наконец, идеи совместного творчества могут столкнуться с сопротивлением со стороны заинтересованных сотрудников или целых департаментов в организации. Иногда они неохотно отказываются от контроля и настороженно относятся к привлечению внешних сторон к процессу разработки продукта. Решить эту проблему можно формированием открытой культуры, где процессы сотворчества и кооперации будут, наоборот, поощряться. 

Как убить сотворчество — руководство пользователя

Когда люди чувствуют, что не получают должного признания или вознаграждения за свой вклад, у них может пропасть мотивация продолжать участвовать в подобных проектах. Признание принимает различные формы — например, похвалу от руководителей, награды или возможности карьерного роста. Но без него люди чувствуют себя недооцененными и отстраненными. 

Страх неудачи или критики также отбивает у людей желание участвовать в проектах совместного творчества. Когда люди боятся совершить ошибку или подвергнуться жесткой оценке со стороны коллег или руководителей, они вряд ли станут делиться своими идеями. 

Наконец, как и во многих корпоративных инициативах и проектах, поддержка руководства имеет решающее значение для развития культуры сотрудничества и инноваций внутри организации. Когда лидеры не поддерживают какие-либо идеи, сотрудники могут усомниться в ценности участия в подобных проектах вслед за ними.

Совместное творчество с хакерами со всего мира

Positive Technologies (PT), мировой поставщик услуг в области кибербезопасности, базирующийся в Москве. Компания взяла на вооружение открытые инновации — в частности, сотрудничество с внешними специалистами по кибербезопасности. PT активно сотрудничает с этичными хакерами и развивает хакерское сообщество, чтобы использовать более широкий арсенал знаний и навыков. Например, компания проводит игровые мероприятия, такие как Cyberbattles Standoff, где специалисты по кибербезопасности соревнуются в атаке или защите инфраструктуры PT, обнаруживая уязвимости и привлекая новых клиентов. 

Кроме того, PT запустила платформу Standoff 365 — сообщество экспертов по кибербезопасности, с возможностями кибертестирования и вознаграждениями за выявление уязвимостей. 

Open-call и вознаграждение за ошибки

Российская IT-корпорация «Яндекс», несмотря на свои ресурсы и огромный штат, часто прибегает к инструменту совместного творчества. Компания использует совместное творчество во всех своих сервисах. Например, создала программу Bug Hunt для выявления уязвимостей в своих сервисах и инфраструктуре. Только в 2023 году «Яндекс» выделил 70 млн рублей на вознаграждения для этичных хакеров за найденные ошибки. Сообщество BugHunting состоит из опытных разработчиков, исследователей и специалистов по безопасности, которые рассматривают выявление уязвимостей, как возможность повысить безопасность сервисов, одновременно получая признание и вознаграждения. Для «Яндекса» Bug Hunt служит дополнительным уровнем защиты его сервисов и пользовательских данных, обеспечивая независимую оценку безопасности.

Другой пример: их платформа «Яндекс-Недвижимость», которая устраивала специальный хакатон HackTheRealty. С его помощью проект смог решить текущие бизнес-задачи и изучить новые идеи и подходы, связанные со стоимостью недвижимости и прогнозированием периода показа рекламы. 

Опыт «Яндекса» подтверждает принцип, сформулированный соучредителем Sun Microsystems Биллом Джоем: «Независимо от того, кто вы, большинство самых умных людей работают на кого-то другого». 

Сила энтузиазма — поиск свежих идей в GameDev

Московская студия Bear Head Studio, молодая и небольшая инди-студия, специализирующаяся на разработке видеоигр и программного обеспечения, является примером использования подхода сотворчества, поскольку ищет идеи за пределами своей штатной команды. Они инициировали мероприятие по совместному творчеству под названием Game Slice, на котором энтузиасты и новички предлагают идеи игр, создавая совместную среду для инноваций. Это мероприятие делает процесс разработки идей для игр более демократичным и создает среду для стимуляции творчества.

Доступная среда в IT — как придумать инклюзивные решения для своего продукта

В последние годы в государственном и частном секторах все больше внимания уделяется инклюзивности и социальной ответственности, а совместное творчество становится мощным инструментом для достижения этих целей. Наглядным примером такого подхода является ежегодное мероприятие МТС True Tech Hack, направленное на поиск инновационных решений бизнес-задач и технологических проблем. В 2023 году этот хакатон был посвящен инклюзии: участникам было поручено разработать решения для адаптации фильмов для людей с особыми потребностями и обеспечения аудиосопровождения для слабовидящих. В хакатоне приняли участие 175 команд, которые в течение недели работали под руководством менторов и экспертов, и в итоге на суд жюри было представлено 59 решений. Некоторые из них после хакатона были включены в план разработки продуктов на платформе Kion.