В поисках идей: октябрьский выпуск | Большие Идеи

? Исследования
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

В поисках идей:
октябрьский выпуск

Свежие исследования в области бизнеса и менеджмента

В поисках идей: октябрьский выпуск

читайте также

Развод карьере не помеха

Джоди Гликман,  Элиша Бассук

Новые перспективы совместного потребления

Три простых шага для укрепления инновационного духа

Вадим Ревзин,  Сергей Ревзин

Непростой диалог

Елена Евграфова

От редакции. Представляем вашему вниманию новый выпуск рубрики «В поисках идей» о свежих исследованиях ученых в области менеджмента и бизнеса.

УДАЛЕННАЯ РАБОТА | УСТАЛОСТЬ ОТ ТЕЛЕОБЩЕНИЯ

Во время пандемии многие из нас перешли на дистанционный режим труда, и чтобы не терять связь с коллективом, погрузились в пучину Zoom и аналогичных сервисов. Два, три, пять совещаний в день поначалу воспринимались как вариант нормы, ведь другой возможности обсудить срочные вопросы с коллегами и увидеть их живую реакцию у нас не было. Но вместе с радостью от хотя бы какого-то общения на самоизоляции постепенно приходила усталость. Многие отмечали, что видеозвонки высасывают энергию, а длительные совещания наводят тоску. В 2020 году в СМИ словосочетание «усталость от видеоконференций» стало мелькать все чаще. Жалобы по этому поводу не стихли и в 2021-м, что побудило ученых уделить особое внимание данному состоянию.

Чтобы понять, какие характеристики конференций влияют на усталость, ученые отобрали 55 человек старше 18 лет, работающих не менее 20 часов в неделю в удаленном режиме в разных отраслях. Исследователи учитывали количественные показатели и развернутые ответы респондентов (за пять дней было проведено 1746 опросов), а также использовали многоуровневое моделирование и тематический анализ.

В ходе исследования выяснилось, что уставший от видеосовещаний человек восстанавливается быстрее, чем тот, кто переутомился за работой. Усталость от телеобщения особого рода: ее причина — высокая концентрация внимания: надо постоянно прилагать усилия, чтобы быть «включенным» в разговор. Один из респондентов написал, что он «теряет тонус от того, что должен постоянно смотреть в камеру». Другие причины связаны с тем, что участникам поступает меньшее количество невербальных сигналов, чем при личном общении, а также возникают технические проблемы (со звуком или качеством связи) или что-то постоянно отвлекает внимание людей (например, другая работа). В целом опрашиваемые отметили, что чувствуют усталость обычно после нескольких конференций из-за большой продолжительности экранного времени или из-за неудобного им времени суток (а оно должно устраивать большинство).

Парадоксально, но те, кто мог снизить концентрацию внимания, отключив звук или видео, утомлялись еще сильнее, если не ощущали сопричастности происходящему: для них активность в Zoom служила средством разрядки. Напротив, те, у кого в высокой степени присутствовало чувство принадлежности к группе, с которой они совещались онлайн, уставали меньше.

Недавний опрос Gartner показал, что не менее 74% компаний планируют навсегда перевести часть сотрудников на дистанционку, а значит, такой формат занятости и видеоконференции останутся с нами надолго. По итогам исследования ученые привели несколько рекомендаций, которые могут повысить жизненный тонус сотрудников. Так, человек меньше устанет, если совещание будет назначено в удобный для него промежуток рабочего дня, если он может при необходимости отключать микрофон и видео, делать перерывы (вставать, разминаться, отвлекаться от монитора) во время звонков и между конференциями (например, прогуляться после обеда).

Кроме этого, по мнению ученых, снизить утомляемость поможет выработка стандарта видеосовещаний и обсуждение повестки собрания заранее: люди меньше напряжены и не так устают, когда знают, чего от них ожидают руководство и коллеги (стоит ли им говорить, задавать вопросы или лучше промолчать, могут ли они выключить камеру или звук или сделать перерыв).

Об исследовании: «Videoconference fatigue? Exploring changes in fatigue after videoconference meetings during COVID-19» by Andrew Bennett, Emily Campion, Kathleen Keeler, Sheila Keener. «Journal of Applied Psychology», 2021.

МАРКЕТИНГ | КРАУДФАНДИНГ КАК ЗНАК КАЧЕСТВА

Благодаря краудфандингу любой, кто способен убедить людей в перспективности своей идеи, может стать предпринимателем, и любой, кто готов вложить в эту идею хотя бы копейку, — инвестором. Сейчас это в основном происходит на специализированных платформах в интернете, но краудфандинг как явление существует по крайней мере несколько столетий. Еще в XVIII веке английский поэт Александр Поуп собирал деньги на публикацию своего перевода «Илиады» Гомера, обещая выдать читателям экземпляры после выхода книги. А в 1885 году правительство США запустило в газетах кампанию по сбору денег на пьедестал для статуи Свободы. В это вложилось более 160 тыс. человек. Подобные примеры можно найти и в дореволюционной России: строительство общественных зданий, и в особенности церквей, зачастую велось на пожертвования простых людей.

Ученые давно изучают связь компаний, запускающих краудфандинг, с потребителями-инвесторами. В частности, выяснилось, что люди готовы финансировать разработку продуктов, если это единственный способ вывести на рынок нечто необходимое им самим. Недавнее исследование, проведенное группой ученых из разных стран, сфокусировалось на другом аспекте краудфандинга — на том, как к продуктам, созданным за счет коллективного финансирования, относятся потребители, не вложившие в разработку собственные средства. Исследователи предположили, что, имея выбор, люди в целом отдают предпочтение товарам и услугам, которые создавались на деньги многочисленных доноров.

Чтобы протестировать эту гипотезу, авторы провели несколько серий экспериментов. Первая из них показала, что потребители действительно предпочитают продукты, финансировавшиеся за счет краудфандинга, поскольку в целом воспринимают их как более качественные. В ходе одного из исследований, например, полторы с лишним тысячи участников разделили на две группы. Одну попросили зайти на сайт интернет-аукциона и сделать ставку, чтобы купить товар, отмеченный как «профинансированный вскладчину». Вторую — там же приобрести товар без какой-либо маркировки. Испытуемые из первой группы выразили готовность заплатить на 21% больше, чем из второй группы.

Участникам другого исследования предлагали выбрать себе один из двух рюкзаков — разработанный стартапом, который привлекал финансирование на краудфандинговой платформе, или созданный компанией, в которую инвестировал венчурный фонд. Большинство проголосовало за первый вариант.

Во второй серии экспериментов ученые выяснили: людям нравится, что краудфандинг дает разным фирмам равные возможности получить доступ к рынку и потребителям. Именно поэтому, имея выбор, они отдают предпочтение товарам, созданным при поддержке краудфандинга. Об этом говорили участники очередного исследования, которым предложили приобрести на выбор один из двух фотоаппаратов, первый был создан благодаря пожертвованиям, второй — профинансирован венчурной компанией.

Третья серия экспериментов, однако, показала, что все, сказанное выше, относится только к «низкорисковым» продуктам. Как только человеку предстоит выбрать товар, от качества которого может зависеть его жизнь (например, страховочный канат), он перестает доверять краудфандингу, предпочитая, по всей видимости, прислушиваться к мнению профессионалов.

«Наши выводы, — заключают авторы исследований, — могут быть полезны как компаниям, прибегающим к краудфандингу, так и ритейлерам, торгующим продуктами таких фирм. При продвижении товара акцент на его краудфандинговой природе поможет обойти конкурентов и существенно повысить выручку».

Об исследовании: «Videoconference fatigue? Exploring changes in fatigue after videoconference meetings during COVID-19» by Andrew Bennett, Emily Campion, Kathleen Keeler, Sheila Keener. «Journal of Applied Psychology», 2021.

НАУЧНЫЕ КАДРЫ | ИНЖЕНЕРНЫЙ РАСЧЕТ

Эксперты Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ выяснили, какие профессии STEM (естественные науки, технологии, инженерия, математика) чаще всего упоминаются в научной литературе. Более 80 тыс. публикаций в российских и зарубежных отраслевых СМИ проанализировали с помощью системы больших данных iFORA, разработанной в институте. Результатом стал рейтинг упоминаемости STEM-профессий в России и в мире, из которого были выбраны топ-15 самых популярных по состоянию на 2021 год.

Более половины наименований в мировом и национальном списках ожидаемо совпадают. В частности, лидируют физики, которые решают фундаментальные и прикладные задачи, в России они на первом месте, в мире — на третьем. Высокие позиции также занимают разработчики программного обеспечения (первое место в мировом рейтинге и четвертое в российском). Остродефицитные аналитики данных находятся на второй позиции в мире, но в России пока лишь шестые. Наконец, сегодня особо важны инженерные специальности — самая значимая доля перспективных STEM-профессий (по девять позиций в каждом рейтинге) имеет отношение к инженерному делу.

В России есть и свои особенности, связанные со структурой экономики и научных исследований. Так, тройка наших STEM-лидеров (физики, математики, химики) резко обошла остальные профессии по индексу значимости, тогда как в глобальном рейтинге разрыв между верхом и серединой рейтинга не столь велик. С началом пандемии COVID-19 в мире резко выросла популярность эпидемиологов — в научных источниках в 2020 году они упоминались в 9 раз чаще, чем в 2019-м, однако в российский список топ-15 эта профессия не попала. Точно так же не попали в него экологи — возможно, это дело ближайшего времени.

Об исследовании: «Наиболее востребованные STEM-профессии и компетенции». Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.