В поисках идей: майский выпуск | Большие Идеи

? Исследования
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

В поисках идей:
майский выпуск

Свежие исследования в области менеджмента и маркетинга

В поисках идей: майский выпуск

читайте также

Недооцененные: почему не нужно бояться миллениалов

Джоан Снайдер Кул,  Сильвия Энн Хьюлет

Почему мы тратим свою жизнь на то, что нам не нравится, и как это изменить

Маура Томас

Как покончить с неудачным проектом

Скотт Энтони

Думаете, клиент не любит ждать? Не торопитесь с выводами

Бюэль Райан,  Нортон Майкл

От редакции. Представляем вашему вниманию новый выпуск рубрики «В поисках идей» о свежих исследованиях зарубежных ученых.

ГЕНДИРЕКТОРА | ЭТА РАБОТА МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНОЙ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ

Всем понятно, что роль генерального директора сопряжена с большим стрессом — а стало быть, с рисками для здоровья. Недавно вышло количественное исследование этих рисков. Результаты неутешительны.

Ученые собрали данные по датам рождения и смерти 1605 гендиректоров крупных публичных компаний США. Все они были назначены еще до того, как примерно в конце 1980-х некоторые штаты приняли законы против насильственных поглощений. Законы обеспечили фирмам защиту от рейдеров, что, вероятно, избавило директоров от какой-то доли стресса. Анализ, проведенный с поправками на такие факторы, как возраст CEO, отрасль и местоположение компании, показал, что каждый год работы под защитой этого закона сокращал уровень смертности в среднем от 4 до 5% — грубо говоря, продлевал жизнь руководителя на два года. Затем исследователи изучили выборку из 648 генеральных директоров, которые прошли через трудный для отрасли период («трудность» определялась как сокращение стоимости акций компаний этого сектора на 30% за два года), и сравнили их с данными тех, кто подобного не испытал. Исследователи выяснили: отраслевой кризис сокращал жизнь гендиректоров в среднем на полтора года.

Наконец, ученые собрали фотографии каждого из 463 гендиректоров компаний из списка Fortune 500 за 2006 год. Фотографии, которые были проанализированы программой определения возраста с функцией машинного обучения, были сделаны до, во время и после мирового финансового кризиса. В среднем предполагаемый возраст руководителей организаций был немного ниже реального — это показывает, что СЕО входят в группу с доступом к хорошему здравоохранению и питанию. Но те, кто пережил встряски в отрасли во время рецессии, выглядели примерно на год старше своих сверстников. «Тяготы работы гендиректора могут серьезно повлиять на его здоровье», — заключили исследователи.

Об исследовании: «CEO Stress, Aging, and Death» Mark Borgschulte et al. (рабочий документ)

ГЕНДЕР | ЛУЧ НАДЕЖДЫ ДЛЯ ЖЕНЩИН-ОСНОВАТЕЛЬНИЦ

Большинство предпринимателей в какой-то момент покидают свои детища и решают заново погрузиться в мир наемного труда. Как их встречают? Согласно новому исследованию, прием отчасти зависит от гендера — и когда нужно привлечь внимание потенциального работодателя, у женщин есть преимущество.

Исследователи потратили несколько месяцев в 2017 и 2018 годах, чтобы подать от лица вымышленных кандидатов 1223 отклика на вакансии в сфере маркетинга и HR, размещенные на ведущем сайте по поиску работы в США. Каждый работодатель получал заявки от двух людей — у одного ранее была своя компания, а у другого нет. Оба обладали нужным опытом. Среди кандидатов-мужчин бывших предпринимателей явно отбраковывали и редко приглашали на собеседование, а у женщин этот фактор не имел значения.

Затем исследователи показали один из четырех вариантов резюме (мужчина или женщина, основатель или нет) 415 опытным менеджерам по маркетингу и попросили их оценить кандидата по нескольким критериям. И снова только представителям мужского пола досталось за предпринимательское прошлое: для них шанс отбора на собеседование был на 79% ниже. По мнению менеджеров, бывшими предпринимателями тяжелее управлять, они хуже вписываются в команду и чаще увольняются. Но для женщин все описанные недостатки не казались начальникам такими существенными — вероятно, из-за стереотипа о том, что у женщин не так развита предпринимательская жилка. «Предубеждения, из-за которых женщинам сложнее начать дело, играют им на руку, если они решают из него выйти», — считают исследователи.

Об исследовании: «A Founding Penalty: Evidence from an Audit Study on Gender, Entrepreneurship, and Future Employment», Aleksandra Kacperczyk, Peter Younkin («Organization Science», готовится к выходу)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ | НЕТВОРКИНГ БЕЗ ОТВРАЩЕНИЯ

Всем известно, что благодаря нетворкингу можно повысить свой профессиональный уровень. Однако у многих «полезные связи» ассоциируются с чем-то неприглядным. Исследователи проанализировали психологию такого отношения к нетворкингу и выяснили, как преодолеть предубеждение и обратить «связи» на пользу делу.

Ранее исследователи установили: зачастую люди избегают служебного нетворкинга потому, что он кажется им неискренним и даже «нечистоплотным» общением — в отличие от личных знакомств. Ученые провели шесть исследований, в которых изучали, как мотивы людей могут повлиять на их отношение к обзаведению полезными связями. Вначале 425 юристов опросили о том, как часто они занимаются нетворкингом и насколько неискренними чувствуют себя при этом. Им задавали вопросы о мотивах нетворкинга: желание расти и продвигаться по службе (фокус на повышении) или же чувство долга и страх упустить возможности (фокус на предотвращении). Юристы, которые фокусировались на повышении, в меньшей мере чувствовали себя фальшивыми. Они стремились наладить больше связей — и в результате стали лучше работать. Полевое исследование с участием 444 сотрудников разных профессиональных сервисов показало похожие результаты.

«Если просто помочь людям сфокусироваться на конкретных мотивах… нетворкинг становится более эффективным и этически приемлемым, а также благотворно сказывается на их развитии и показателях работы», — пишут ученые.

Об исследовании: «Why Connect? Moral Consequences of Networking with a Promotion or Prevention Focus», Francesca Gino, Maryam Kouchaki, Tiziana Casciaro («Journal of Personality and Social Psychology», 2020)

ФИНАНСОВЫЕ ТРУДНОСТИ | БАНКРОТСТВО ВО ВРЕМЕНА COVID-19

Количество заявок на банкротство всегда служило маркером экономической ситуации: в тучные годы их меньше, а в кризисные больше. Но во время пандемии ситуация пока развивается иначе.

Команда исследователей собрала данные о заявках на банкротство, поданных в США с 1 января по 31 августа 2020 года, а также в аналогичный период годом ранее. В целом выяснилось, что количество заявок сократилось на 27% по сравнению с прошлым годом. Заявок от крупных компаний стало втрое больше, но этот рост был уравновешен сокращением числа заявок от физлиц и малого бизнеса, а меньше всего банкротств было в городах с самой высокой безработицей.

Казалось бы, меньше банкротств — это хорошо. Благодаря закону о финансовой поддержке в США пособия по безработице временно увеличили, а кроме того, ввели еще и стимулирующие денежные выплаты — и многие получили больше денег, чем когда работали. Предполагается, что эта помощь и поддержала на плаву физических лиц и малый бизнес. Но из-за пандемии многие суды закрылись — и подать на банкротство физически, а не через интернет стало сложнее. Также суды изменили некоторые правила и процедуры, так что теперь людям трудно обойтись без адвоката. Вероятно, у многих безработных просто не было возможности заплатить им за услуги, особенно на первых порах, что стало преградой на пути к защите от кредиторов по закону о банкротстве. (Когда начали оказывать финансовую помощь, на какое-то время некоторых типов заявлений стало больше, что поддерживает эту гипотезу.) Многие семьи и компании, скорее всего, не стали подавать на банкротство, потому что ждали, пока кризисная ситуация прояснится.

Это обобщенная картина первых месяцев пандемии, и пока непонятно, изменится ли паттерн с развитием кризиса. И все же контраст с предыдущими экономическими катаклизмами разительный. «Крупный бизнес продолжает искать и получать помощь от системы банкротства, как во время любого кризиса. Относительно богатые домовладельцы в среднем выиграли от мер стимулирования и моратория на выселение арендаторов, — пишут исследователи. — Хуже пришлось людям без собственного жилья и малому бизнесу. Они, может, и хотели прибегнуть к процедуре банкротства, но остановились перед финансовыми, физическими и техническими преградами».

Об исследовании: «Bankruptcy and the Covid-19 Crisis», Jialan Wang et al. (рабочий документ)

ГЕНДЕР | ПОЧЕМУ АКЦИОНЕРЫ ЧАСТО ОПОЛЧАЮТСЯ НА ДИРЕКТОРОВ-ЖЕНЩИН

Общество и регуляторы требуют увеличить число женщин в советах директоров, и акционеры должны за них голосовать — часто так и происходит. Согласно новому исследованию, однако, эта поддержка довольно хрупка и зависит от обстановки.

Исследователи изучили более 50 тыс. выборов в советы директоров публичных компаний с 2003 по 2015 год. Они обнаружили, что кандидаты-женщины — участвовали ли они в выборах впервые или переизбирались — обычно получали меньше голосов «против», чем их соперники-мужчины. Особенно когда в составе действующего совета директоров женщин было слишком мало. Но когда фирма попадала в передрягу — из-за плохих результатов или невыгодного освещения в СМИ или если в совете директоров и так было много женщин, поддержка испарялась. А когда что-то было не так у самих женщин-директоров (например, пропуски собраний или отсутствие статуса независимого директора), женщин «наказывали» гораздо суровее мужчин. Директора-женщины, пропускавшие собрания, получали на 27% больше голосов «против», чем мужчины; а среди директоров, не обладающих статусом независимого, женщины опережали мужчин по голосам «против» на 17%. Хотя серьезное расхождение во мнениях, как правило, не приводит к немедленному снятию с поста директора, оно увеличивает вероятность текучести кадров в следующем году на 30%.

По словам исследователей, люди обычно сильнее противятся новым идеям, таким как разнообразие, когда ощущают угрозу. На поверхность могут выйти скрытые стереотипы и предубеждения, из-за которых акционеры-мужчины считают, что и директора-мужчины защитят фирму лучше женщин. Еще акционеры могут решить, что директор-женщина, которая пропускала собрания, ставит семью выше работы. А директор-женщина, не обладающая статусом независимого, может быть необъективной. «Мы настоятельно призываем компании и самих директоров осознать эти предубеждения и принять меры против их эскалации и стереотипов», — пишут исследователи.

Об исследовании: «Evaluating Board Candidates: A Threat-Contingency Model of Shareholder Dissent Against Female Director Candidates», Arjun Mitra, Corinne Post, Steve Sauerwald («Organization Science», готовится к выходу)

РАЗНООБРАЗИЕ | КАК ПОВЫСИТЬ ИНКЛЮЗИВНОСТЬ В ТЕХСЕКТОРЕ

Расцвет удаленной работы дает техкомпаниям возможность нанимать сотрудников вне привычных «полян» и тем самым повысить разнообразие персонала. Для этого есть многообещающие штаты — Джорджия, Техас, Делавэр, Флорида, Вирджиния, Коннектикут и Мэриленд, имеющие большую долю темнокожих и испаноговорящих выпускников, а также женщин. Из других преимуществ — цифровая инфраструктура, умеренная стоимость жизни и достаточное для формирования связей количество работников техсектора.