В поисках идей: декабрьский выпуск | Большие Идеи

? Исследования
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

В поисках идей:
декабрьский выпуск

Свежие исследования в области менеджмента и маркетинга

В поисках идей: декабрьский выпуск

читайте также

Великолепная семерка: секреты найма лучших топ-менеджеров

Ярослав Глазунов

Результаты конкурса эссе на тему «Лидерство»

Почему людей притягивают такие нарциссы, как Дональд Трамп

Майкл Маккоби

«Аналитик, как правило, чувствует себя униженным»

Кайзер Фунг

От редакции. Представляем вашему вниманию новый выпуск рубрики «В поисках идей» о свежих исследованиях зарубежных ученых.

СОТРУДНИЧЕСТВО | Сила в цифрах

Работать вместе особенно важно во времена кризиса, когда различные точки зрения и опыт помогут лучше адаптироваться к стремительно меняющейся ситуации. Анализ методов работы и доходности более 400 партнеров одной международной юридической компании показывает, что наиболее открытые к сотрудничеству партнеры обогнали коллег во время и после экономического кризиса 2007—2008 года.

ЗАРПЛАТЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ | Учитывайте характер, когда структурируете зарплату гендиректора

Исследователи уделили достаточно внимания тому, как вознаграждение акциями влияет на готовность руководителя идти на стратегические риски. Они пришли к общему выводу, что чем больше акционерная доля генерального директора, тем меньше ему хочется делать что-либо, что может поставить ее ценность под угрозу — а от такой чрезмерной осторожности нередко страдают остальные акционеры. Но группа исследователей предположила, что на это влияют и личные черты гендиректора.

Ученые составили личностные профили 158 директоров, возглавляющих компании-производителей из списка S&P 1500 в 2004 и 2005 годах (этот временной отрезок выбрали потому, что фондовый рынок был относительно стабильным). Объективно измерить характер влиятельного директора трудно. Поэтому было решено собрать биографическую информацию о нем — по интервью, текстам, опубликованным цитатам и видеозаписям речей. Специально обученные люди с помощью этих материалов и стандартной оценочной шкалы выясняли характеры руководителей по проявлениям четырех черт личности из «большой пятерки». Эти черты считаются постоянными: добросовестность, невротизм, экстраверсия и открытость новому (в исследовании не учитывалось дружелюбие, так как предварительное изучение показало, что по этой черте особенно сложно прогнозировать поведение директоров). Акционерный капитал в руках CEO исследователи оценили по информации об опционах, а его готовность идти на стратегический риск — на основе данных о долгосрочной задолженности, затратах на НИОКР и капиталовложениях.

Введя поправки на факторы пола, срока пребывания в должности, личного достатка и показателей компании, исследователи обнаружили, что гендиректора с сильно выраженными экстраверсией и открытостью опыту шли на стратегические риски, даже когда ценность их опционов возрастала. А директора с выраженной добросовестностью чаще избегали рисков. Невротизм не влиял на готовность рисковать. Психологи выяснили, что добросовестные люди больше думали о вероятных убытках, а не о возможной прибыли, а у людей с выраженной экстраверсией и открытостью опыту было все наоборот. Советам директоров следует принимать такие факторы во внимание. «Наши выводы подчеркивают, как важно составлять контракт для директора только после анализа его характера», — убеждены исследователи.

Об исследовании: «CEO Equity Risk Bearing and Strategic Risk Taking: The Moderating Effect of CEO Personality», Mirko H. Benischke, Geoffrey P. Martin and Lotte Glaser («Strategic Management Journal», 2019)

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ | Хватит выкорчевывать фальшивые отзывы

Платформы с отзывами о товарах эффективны, только если покупатель может им доверять. Ради этого внедряются сложные алгоритмы, которые распознают фальшивые отзывы. Далее встает вопрос: что с такими отзывами делать?

Некоторые сайты, включая Amazon, сами заявляют о том, что удаляют фейковые отзывы — а иногда и подают в суд на подозреваемых во лжи авторов. Другие, например, Google Local или Flipkart, удаляют их молча. А некоторые — в частности, Yelp — оставляют их на сайте, помечая как потенциально ложные. Команда исследователей провела серию экспериментов, чтобы определить, какая тактика лучше.

В первом эксперименте исследователи смоделировали две версии сайта с отзывами и попросили участников зарегистрироваться на одном из них и выбрать лучший, по их мнению, ресторан. Половина участников видела наряду с правдивыми отзывы, помеченные как ложные, а другая половина — только правдивые. Участники первой группы просмотрели больше ресторанов, чем второй, а решение заняло у них больше времени —  явно они «вникали» сильнее. В последующем эксперименте рассматривалось больше сценариев. Выяснилось, что потребители больше доверяли платформе, где сомнительные отзывы не только отображались на сайте, но и имели «рейтинг доверия», чтобы людям было легче их оценивать. Сценарий, в котором ложные отзывы удалялись бесследно (стандартный подход), оказался самым неудачным. Дополнительный опрос показал, что наличие отзывов, помеченных как подозрительные, повысило уровень доверия к платформе, потому что люди думали, что из-за страха разоблачения многие не рискнут писать фейки. А третий эксперимент показал, что прозрачность была важнее всего в ситуациях, когда участники не были уверены в качестве предложения, то есть когда положительные и отрицательные отзывы были перемешаны.

По словам исследователей, сервисы могут повысить уровень доверия, если оставят подозрительные отзывы на сайте, пометив их. «Когда вы признаете существование лживых отзывов, наивного потребителя это может смутить, но среди тех, кто и так хорошо знает о существовании фейков, доверие к вам вырастет, когда они увидят, что по этому поводу вы принимаете меры. В итоге вы приобретете больше доверия, чем потеряете».

Об исследовании: «A Tangled Web: Should Online Review Portals Display Fraudulent Reviews?», Uttara M. Ananthakrishnan, Beibei Li, and Michael D. Smith («Information Systems Research», готовится к выходу)

ГЕНДЕР | Женщины продвигают себя намного меньше мужчин

Нас часто просят оценить собственные возможности — например, во время собеседования или оценки результатов работы. Новое исследование показало, что в этой сфере гендерная принадлежность все еще играет роль. В ходе нескольких экспериментов женщины оценивали свои способности намного ниже мужчин с такими же навыками.

После проведения стандартного теста на знания исследователи оценили 2696 участников по показателям уверенности («на сколько вопросов вы ответили правильно, по вашим предположениям?»), результаты (как они действительно справились) и самопродвижение (вопросы вроде «Согласны ли вы с утверждением: “Я хорошо справился с тестом?”»). В среднем мужчины оценивали себя на 33% выше, чем женщины со схожими результатами.

Исследователи пока не могут до конца объяснить полученные результаты. Но они исключили некоторые версии, такие как: стимулы более высоко оценивать себя (результаты были одинаковыми независимо от того, думали ли участники о том, что их самооценку увидит потенциальный работодатель) и разный уровень уверенности (хотя женщины недооценили свои результаты, а мужчины переоценили, разрыв в самооценке сохранялся даже тогда, когда участники видели баллы за тест перед тем, как оценить себя). Независимо от причин такого расхождения исследователи пишут, что «если при решениях о найме или повышении ваша цель — одинаково оценивать результаты мужчин и женщин, то поняв, что различие в их самооценках может быть основой гендерного предубеждения, вы должны придавать самооценке меньше значения, нежели более объективным показателям».

Об исследовании: «The Gender Gap in Self-Promotion», Christine L. Exley, Judd B. Kessler (рабочий документ Национального бюро экономических исследований США)

ИННОВАЦИИ | Как язык влияет на расходы на НИОКР

Объем инвестирования в научно-исследовательские разработки значительно меняется от страны к стране. Исследования привели к разным объяснениям, касающимся различий в экономике и культурных ценностях. Опираясь на факт того, что носители разных языков думают по-разному, новое исследование доказало, что и язык играет свою роль.

Исследователи получили данные ООН об объеме национального инвестирования в научные исследования в 52 странах с 1996 по 2013 год. В 15 из этих стран люди говорят на языках со слабо выраженной категорией «будущее время» — таких, как немецкий, мандарин и японский. Анализ показал, что слабо выраженное будущее время ведет к гораздо большему объему инвестиций в НИОКР, а также коррелирует с большим количеством патентов.

Так как такие языки менее четко маркируют время, нежели языки с грамматически выраженным будущим временем, будущее в них кажется ближе, объясняют исследователи. Это делает ценность будущей награды сильнее — и вдохновляет на больший объем инвестиций. И в самом деле, более раннее исследование показало, что носители языков со слабо выраженным будущим временем действуют с ориентацией на долгосрочную перспективу.

Они больше откладывают на пенсию, меньше курят и с меньшей вероятностью имеют лишний вес. «Если знать о том, что язык с грамматически выраженным будущем временем является сдерживающим фактором для инвестиций в НИОКР, управленцы этих стран могут задуматься о том, чтобы принять контрмеры», — утверждают исследователи.

Об исследовании: «Is Language an Economic Institution? Evidence from R&D Investment», Jianxin Daniel Chi et al. («Journal of Corporate Finance», 2020)

РАСЫ | Проблемы рекрутинга в полностью «белых» советах директоров

В более чем трети компаний индекса S&P 500 в 2019 году не было директоров-афроамериканцев — и исследование 1028 американских топ-менеджеров показало, что однородные советы директоров почти не нанимают представителей меньшинств и в целом рассматривают на свободное место меньше кандидатов.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАРУШИТЕЛИ

В пяти странах — Соединенных Штатах, Мексике, Великобритании, Франции и Германии — на 80% больше информационных агентств сообщали о неэтичном или социально безответственном поведении компании, если она представляла иностранный бренд.

Источник: «When Does Corporate Social Irresponsibility Become News? Evidence from More Than 1000 Brand Transgressions Across Five Countries», Samuel St?bler and Marc Fischer