Самые цифровые страны мира: рейтинг 2019 года
Бхаскар Чакраворти , Рави Шанкар ЧатурведиЕжегодно публикуемый Всемирным банком рейтинг стран по показателям деловой среды (Doing Business — «Ведение бизнеса») можно назвать своеобразным «чемпионатом мира» или «Олимпийскими играми» среди правительств, соревнующихся за создание наиболее привлекательных условий для бизнеса. Позиция каждого из государств в рейтинге определяется состоянием его регулирующей нормативно-правовой базы с точки зрения возможностей для предпринимательства. Рейтинг имеет огромное влияние: он стал причиной уже более 3,5 тыс. реформ в 190 странах, только за период с 2017 по 2018 годы 128 стран провели рекордные 314 реформ.
Безусловно, такая политическая отзывчивость достойна восхищения, однако в подобных рейтингах отсутствует одна важнейшая составляющая: из них мало что можно понять о простоте или сложности ведения цифрового бизнеса. В стремлении восполнить этот пробел мы провели первое исследование условий ведения цифрового бизнеса (Ease of Doing Digital Business, EDDB) в 42 странах мира. В него вошли наиболее значимые для мирового цифрового бизнеса рынки, для которых есть возможность проанализировать последовательно собранные данные по широкому спектру показателей. Мы пришли к выводу, что цифровая бизнес-среда требует инвестиций, а также особого внимания на стратегическом уровне. Наши выводы должны дополнить оценки Всемирного банка: на их основе лица, принимающие решения, могут проводить сравнения стран не только с точки зрения «традиционных» дружественных условий для бизнеса, но и с точки зрения факторов, влияющих на создание цифрового бизнеса.
Некоторые элементы цифровых технологий уже внедряются во все виды бизнеса, но мы называем «цифровыми компаниями» те организации, в которых цифровая платформа служит основой бизнес-модели. Мы проанализировали четыре основных типа цифровых платформ: платформы электронной коммерции (например, Amazon, eBay), цифровые медиаплатформы (например, YouTube, Netflix), платформы совместного потребления (например, Uber, Airbnb) и онлайн-платформы для фриланса (например, Upwork, Toptal).
По некоторым оценкам, цифровой бизнес представляет собой одно из наиболее динамичных направлений роста большинства крупных экономик. Например, по данным Бюро экономического анализа Министерства торговли США, в течение 11 лет вплоть до 2016 года цифровая экономика в США росла в 3,7 раза быстрее по сравнению с экономикой страны в целом.
Мы рассмотрели некоторые конкретные проблемы, с которыми сталкиваются цифровые компании:
Они растут или уменьшаются с разным темпом и под влиянием ряда характерных для цифровых экосистем факторов.
Им приходится преодолевать особое противодействие и конкуренцию на рынке.
Цифровой бизнес вызывает специфические нормативно-правовые сложности. Законодательство, регулирующее мобильность данных, защиту конфиденциальности пользователей или сетевой нейтралитет, может существенно повлиять на удобство ведения цифрового бизнеса — и нормы в разных странах неодинаковы.
Учитывая его стратегическую значимость, цифровой бизнес может быть особенно важен для правительств. Примером служит соперничество между США и Китаем. Многие международные цифровые компании пытались, но так и не смогли выйти на рынок Китая, хотя влиятельные технологические компании из Китая работают в США, и правительство США, защищая национальный рынок, нанесло ответный удар по китайским компаниям, в частности по цифровому гиганту Huawei, в виде особенно жестких ограничений.
Существует множество других характерных для цифрового бизнеса инфраструктурных факторов, например, цифровой доступ и надлежащая пропускная способность линий связи, институциональные факторы, стимулирующие создание цифрового контента, интернет-цензура, а также наличие кадров. Несмотря на всю мощь цифровой экономики, эти факторы недостаточно хорошо изучаются, сопоставляются между странами или систематически оцениваются законодателями, руководителями бизнеса и инвесторами.
Методология создания системы показателей благоприятности условий ведения цифрового бизнеса
Мы поставили цель выяснить, насколько просто работать на разных рынках наиболее крупным цифровым платформам, в том числе на этапах входа, развития и прекращения деятельности на том или ином направлении, а также каковы основные стимулирующие и препятствующие факторы.
Мы оценили 236 показателей по 42 странам из более чем 60 источников данных, включая публичные базы данных (среди них базы данных Всемирного банка и Всемирного экономического форума), материалы, предлагаемые по подписке (например, торговой ассоциацией GSMA и агентством Euromonitor), и частную информацию (в том числе технологических компаний Akamai, Chartbeat и Private Capital Research Institute). Чтобы составить общую картину цифрового бизнеса, в качестве ведущих индикаторов возможностей его развития в каждой стране мы взяли четыре типа цифровых платформ, представляющих различные конкурентные предложения и основные бизнес-модели: платформы электронной коммерции, платформы цифровых медиа, платформы совместного потребления и онлайн-платформы для фриланса.
Показатель благоприятности условий ведения цифрового бизнеса в стране (Ease of Doing Digital Business, EDDB) выводится по совокупности его составляющих для разных типов цифровых платформ и с учетом перечисленных ниже основополагающих факторов.
Показатели цифровых платформ составляют 50% общей суммы индекса и учитываются со следующими весовыми коэффициентами:
Интернет-торговля/ электронная коммерция: 20%
Цифровые медиа (медиа или платформы для развлечений): 15%
Шеринговая экономика / цифровая основа распределения активов между частными лицами и группами лиц: 10%
Высококвалифицированные фриланс-работники, использующие интернет для поиска, выполнения и сдачи проектов: 5%
Остальные 50% общей суммы индекса приходятся на перечисленные ниже основополагающие факторы со следующими коэффициентами:
Доступность данных, то есть насколько легко данные передаются как внутри национальных границ, так и трансгранично, в том числе учитывается интенсивность потоков данных и их ограничение. Свободные потоки данных, открытость правительства к публичному размещению обезличенной информации, а также действующая политика обеспечения конфиденциальности пользователей: 25%
Цифровая и аналоговая инфраструктура, необходимая для всех цифровых платформ, с учетом спроса, предложения, институтов и инноваций: 15%
Индекс благоприятности условий ведения бизнеса от Всемирного банка за 2019 год, представляющий результаты деятельности страны по сравнению с максимально возможным показателем: 10%
В приведенной ниже таблице представлен рейтинг 42 стран, как по показателю EDDB в совокупности, так и по каждому их четырех типов цифровых платформ.
Благоприятность условий ведения цифрового бизнеса
В сравнительном рейтинге 42 стран по 7 ключевым категориям список возглавляют США и Великобритания, в то время как Россия и Индонезия его замыкают.
Источник: научно-исследовательский проект Digital Planet, Школа им. Флетчера при Университете Тафтса
Из наших изысканий можно сделать несколько важных заключений. Мы будем рассматривать их на трех уровнях: ключевые выводы по отдельным странам, закономерности по видам цифровых платформ и сравнение индекса EDDB с позицией в рейтинге Всемирного банка.