В поисках идей: октябрьский выпуск | Большие Идеи

? Исследования
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

В поисках идей:
октябрьский выпуск

Свежие зарубежные исследования о менеджменте и бизнесе

В поисках идей: октябрьский выпуск

читайте также

Главный варяг автопрома. Интервью с президентом АВТОВАЗа

Евгения Чернозатонская

25 ноября прошла встреча Интеллектуального Клуба HBR

Что нужно знать об истории России ХХ века

Мариэтта Чудакова

Истерика как стиль управления

Щербаков Борис

От редакции. Представляем вашему вниманию новый выпуск рубрики «В поисках идей» о свежих исследованиях зарубежных ученых.

ОБСЛУЖИВАНИЕ КЛИЕНТОВ | Насколько важно общение с человеком?

Технологии самообслуживания все активнее проникают в области, связанные с высокими рисками — например, в финансы и медицину. Поскольку люди часто обращаются за советом в стрессовом состоянии, ученые задались вопросом: как внедрение технологий влияет на отношения с клиентом? Проведя три эксперимента, они выяснили: хотя доступ к живому общению не всегда помогает снять волнение клиента, он усиливает его удовлетворенность принятым решением и доверие фирме.

В эксперименте 219 участников должны были представить, что им предстоит вложить за несколько лет $100 тыс. в разных рыночных условиях. Людей делили на три группы: одна должна была принимать решение в одиночку, вторая могла с помощью чата спросить совета у эксперта по инвестициям, третья (также в чате) пообщаться с другими участниками. Ученые оценили уровень волнения участников до и во время задания, а также их удовлетворенность итоговыми инвестициями и доверие к фирме, предоставившей инструмент для размещения инвестиций. Если участникам говорили, что их инвестиции проходят в условиях рыночного кризиса (стресса), возможность пообщаться (неважно, с экспертом или коллегой) значительно улучшала их мнение как о принятом решении, так и о фирме. Важно учесть тот факт, что эффект достигался независимо от того, воспользовался ли человек этой возможностью: значимой оказалась сама доступность общения. Эксперимент с 238 претендентами на реальные потребительские займы показал: возможность пообщаться с агентом повышает шанс использования займа на 16%.

«Доступ к общению с человеком повышает уверенность клиента в собственном решении и доверие к фирме», — уверены ученые. Впрочем, «для обеспечения этого доступа компаниям нет нужды нанимать дорогостоящих специалистов. Чтобы усилить удовлетворенность клиента его собственным выбором в условиях повышенной тревожности, достаточно дать ему способ общаться с другими клиентами, а это почти ничего не стоит».

Об исследовании: «Mitigating the Negative Effects of Customer Anxiety Through Access to Human Contact», Michelle A. Shell, Ryan W. Buell (рабочий документ)

БОССЫ | Выговорись — полегчает (на самом деле нет)

Если начальник поступил несправедливо, кажется естественным выпустить пар, рассказав об этом надежному коллеге. Часто приходится слышать: не надо держать все в себе — полезнее дать эмоциям выход. Однако новое исследование показывает: хотя в момент излияний нам действительно может стать легче, со временем подобные жалобы окружающим подрывают отношения с боссом и разлагают человека как сотрудника.

Ученые спросили 170 лондонских водителей автобусов, случалось ли им после испытанной несправедливости обсуждать ситуацию с коллегами. Шесть недель спустя они оценили эмоции (в том числе гнев и надежду), пережитые водителями за последнее время, и их склонность прощать обидчика. Еще через шесть недель они попросили начальство дать отзыв о поведении этих водителей. Результаты показали: обсуждение воспринимаемой несправедливости разжигало в водителях гнев и снижало их оптимизм — им становилось сложнее прощать людей и помогать им. Дополнительный эксперимент с участием американских студентов показал то же самое. Но был важный момент: если слушатель помогал жалующемуся увидеть неприятности в более конструктивном свете, негативный эффект исчезал.

«Пытаться запрещать себе обсуждать несправедливость бессмысленно, — считают исследователи. — Разумнее будет правильно выбирать, с кем вы ее обсуждаете». Менеджерам они дают следующий совет: «Надеемся, что наше исследование привлечет внимание организаций к способам противостоять несправедливости со стороны руководства. Перспективные подходы — это, например, обучить менеджеров лучше разбирать конфликты, а подчиненных просить записывать неприятные истории и свои эмоции по этому поводу».

Об исследовании: «Pacification or Aggravation? The Effects of Talking About Supervisor Unfairness», Michael D. Baer et al. («Academy of Management Journal», 2018)

ВЫСТРАИВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ | «Добавьте меня в свою сеть»

Чаще всех на подобные запросы от незнакомцев положительно реагируют те, кто только начинает деловую карьеру, а также основатели фирм.

КОММУНИКАЦИЯ | Самоуверенность лучше проявлять невербально

Всем нам приходилось видеть коллег, демонстрировавших полную уверенность в своих навыках или знаниях, а потом доказавших столь же полную несостоятельность. Уверенность в себе считается положительным качеством — где же она перерастает в отталкивающую самоуверенность? Новое исследование утверждает: все зависит от средств выражения.

Ученые провели пять экспериментов: участникам надо было выбрать напарника из двух предлагаемых вариантов. Это были либо двое мужчин, либо две женщины; в одних случаях встречи проводились лично, в других — онлайн. В каждом из случаев один человек демонстрировал уверенность в себе (либо вербально, либо позой и движениями), а другой держался застенчиво. Подавляющее большинство участников выбирали уверенного. После этого им сообщали, что оба человека плохо показали себя на практике, и просили выбрать еще раз. На этот раз участники отбраковывали тех, кто выражал уверенность вербально, но продолжали ценить «невербалов» с победительной манерой выше, чем скромников.

Уверенность, проявляемая в мимике и жестах, подобна флирту, утверждают исследователи: улыбка и игра взглядов говорят о заинтересованности не в лоб (в отличие, например, от прямой фразы «Ты мне нравишься») и позволяют мягко и без риска отклонить приглашение к общению. То же самое и с само­уверенностью. «Именно благодаря нечеткости посылаемого сигнала об уверенности в своих силах "невербалы" извлекают выгоду из своего имиджа и при этом не рискуют быть отданными на поругание, если не справятся», — поясняют авторы.

Об исследовании: «Is Overconfidence a Social Liability? The Effect of Verbal Versus Nonverbal Expressions of Confidence», Elizabeth R. Tenney et al. («Journal of Personality and Social Psychology», 2019)

ИНВЕСТИЦИИ | Опасайтесь оптимистичных гендиректоров!

Джон Кейнс еще в 1930-х годах писал о «живом начале» — настроениях, влияющих на фондовый рынок и экономику в целом. В наши дни экономисты регулярно отслеживают настроения потребителей и инвесторов, пытаясь вывести из них тенденции развития, спада и подъема рынков.

Новое исследование показывает, что надо обращать внимание и на другое «живое начало» — степень оптимизма руководителей. Ученые проанализировали расшифровки выступлений топ-менеджеров перед инвесторами на квартальных телеконференциях и обсуждений при подготовке квартальных и годовых отчетов из множества компаний (в общей сложности свыше 375 тыс. документов). Они подсчитали число слов с положительной и отрицательной коннотацией за каждый месяц с января 2003 по декабрь 2014 года и, сопоставив долю тех и других, вывели «эмоциональный тон ежемесячного финансового отчета». Затем исследователи сравнили полученные данные с агрегированной биржевой прибылью в последующий месяц, квартал, полугодие и год. Оказалось, что чем оптимистичнее были менеджеры в своих коммуникациях, тем хуже себя чувствовали рынки впоследствии. Сравнив полученный индикатор с другими известными показателями, такими как рассчитываемый Мичиганским университетом и компанией Conference Board Индекс потребительских настроений, ученые убедились: эмоции менеджеров точнее предсказывают движение рынков.

Авторы исследования полагают, что слишком позитивный настрой говорит о переоценке ситуации и склонности к неоправданным инвестициям — отсюда и снижение прибыли: «Корпоративные менеджеры в целом имеют тенденцию к излишнему оптимизму в периоды подъема экономики и рынка, поэтому чем лучше эмоциональный настрой управленцев, тем в среднем прибыль ниже».

Об исследовании: «Manager Sentiment and Stock Returns», Fuwei Jiang et al. («Journal of Financial Economics», 2019)

ПРОДУКТИВНОСТЬ | Мнимая многозадачность

Многие гордятся способностью делать много дел одновременно, но когнитивисты утверждают, что истинной многозадачности не существует: мы не совмещаем виды деятельности, требующие активного внимания, а просто переключаемся с одного на другой. Новые исследования показывают, однако, что иллюзия многозадачности может быть полезной. ­Проведенные 32 эксперимента доказали, что люди, считающие, будто выполняют два дела сразу (например, слушают лекцию и делают записи), работают эффективнее, чем те, кого убедили, что это всего одно дело (конспектирование). Участники, чувствующие себя «многостаночниками», записывали лекцию подробнее и качественнее; их результаты оказались лучше и в экспериментах на разгадывание головоломок, расшифровку видео и решение математических задач. Исследователи полагают, что причина в более высокой вовлеченности: многозадачность считается непростым делом, и люди прилагают усилия, чтобы показать себя с лучшей стороны. «[Хотя] работа над более чем одним заданием снижает производительность… разделив задачи на составные части и создав у себя впечатление многозадачности, человек может улучшить свои результаты, — пишут авторы. — Кроме того, если он уже вовлечен в выполнение нескольких заданий, само осознание своей деятельности как многозадачной повышает внимательность и помогает работать лучше».

Об исследовании: «The Illusion of Multitasking and Its Positive Effect on Performance», Shalena Srna, Rom Y. Schrift, Gal Zauberman («Psychological Science», 2018)

ОБСЛУЖИВАНИЕ | Чтобы все дрожали, чтобы уважали

Многие верят, что чем сильнее человек демонстрирует свое раздражение качеством услуги, тем на б?льшую компенсацию может рассчитывать. Новое исследование это опровергает. Гнев потребителя по-разному влияет на сотрудников — выяснили ученые: все зависит от индекса дистанции власти — характеристики культуры, отражающей степень принятия обществом иерархичности. Было проведено четыре эксперимента с имитацией стычек с потребителями. Участники с высоким индексом дистанции власти (воспринимавшие социальное неравноправие как естественное или неизбежное) более активно компенсировали ущерб спокойным клиентам, а участники с низкой дистанцией власти — разъяренным. В чем же причина? Первые считали проявление возмущения непозволительным и «наказывали» за это клиентов, а вторые видели в нем угрозу и пытались «умаслить» клиента. При этом, когда восприятие угрозы было устранено (участников заверили, что клиенты никак не смогут им навредить), люди с низкой дистанцией власти тоже стали предлагать б?льшую компенсацию менее агрессивным клиентам.

По данным ученых, дистанция власти и на личном, и на национальном уровне может быть очень разной: например, в Сингапуре она традиционно высокая, а в Израиле — низкая. Учитывая размах культурных различий сотрудников сервисной службы и рост глобализации этой сферы, авторы исследования рекомендуют фирмам оценивать индексы дистанции власти работников и предлагать им тренинги по управлению эмоциями, чтобы избежать неадекватных компенсаций, определяемых уровнем недовольства клиентов. «Если дистанция власти у сотрудников службы сервиса низка, менеджеры могут минимизировать воспринимаемую угрозу, создав в коллективе атмосферу поддержки и внушив людям, что организация всегда готова их защитить, — пишут авторы. — И наоборот, обучение сотрудников из культур с высокой дистанцией власти должно объяснить им, что важно думать о качестве обслуживания, а не о том, как бы поставить на место зарвавшегося клиента».

Об исследовании: «When and Why a Squeakier Wheel Gets More Grease: The Influence of Cultural Values and Anger Intensity on Customer Compensation», Ella Glikson et al. («Journal of Service Research», 2019)