В поисках идей: февральский выпуск | Большие Идеи

? Исследования
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

В поисках идей:
февральский выпуск

Обзор свежих исследований и открытий в области менеджмента

В поисках идей: февральский выпуск

читайте также

Как на самом деле нужно отдыхать от работы

Ванесса Бонс,  Лора Джурдж

Хотите принимать лучшие решения? Рассматривайте все варианты

Кришна Савани,  Шанха Басу

Слыхали про блондинку и...

Что делает футбольный клуб «Барселона» столь успешным

Андрес Атум,  Люциана Сильвестре

От редакции. Представляем вашему вниманию новый выпуск рубрики «В поисках идей» о свежих исследованиях зарубежных ученых.

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ | Соперничество делает нас рисковыми

Отношение к риску значимо и для отдельного человека, и для организации: например, боязнь последствий часто мешает сотрудникам заявлять о проблемах — и наоборот, излишняя самоуверенность не дает лидерам принимать взвешенные решения о запуске продуктов и приобретении компаний. Недавние исследования позволили выявить ряд факторов, влияющих на степень нашей рисковости: от личностных свойств (экстраверсия) до ситуационных моментов (настроение, подача проблемы). Новая работа посвящена еще одному фактору — присутствию соперника.

Ученые детально изучили ход игр чемпионата Национальной футбольной лиги с 2002 по 2010 год, обращая особое внимание на два высокорисковых сценария — попытки заработать два очка после тачдауна (вместо одного) и розыгрыш мяча вместо отбивания мяча соперникам в четвертом дауне. Используя данные спортивной аналитики, Google-поиска и фанатских отзывов, авторы оценили накал соперничества в каждой паре команд. Оказалось, что соперничающие команды на 37% чаще других пытались заработать лишнее очко после тачдауна и на 7% чаще разыгрывали мяч в четвертом дауне. При проведении дополнительного эксперимента с участием 137 студентов те из них, кто считал, что противник учится в колледже-сопернике, перевернули больше карт (шаг, связанный с большим риском, но и сулящий больший выигрыш), чем остальные. У этих участников ускорялся сердечный ритм и было ярче выражено стремление к победе (а не к избеганию потерь) — то есть эффект был как психологическим, так и физиологическим.

По мнению исследователей, лидеры способны повышать и снижать уровень азартности в коллективе. В частности, пишут они, если компании нужен рывок, «менеджеры могут раздавать роли таким образом, чтобы люди были вынуждены конкурировать между собой (например, постоянно сталкивая схожих по статусу сотрудников), а также вовлекать всех в противостояние с другими компаниями и регулярно подчеркивать важность этого противостояния». Если же, напротив, компании важнее стабильность и безошибочность работы, лидеры должны минимизировать влияние состязательных настроений.

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ «Going for It on Fourth Down: Rivalry Increases Risk Taking, Physiological Arousal, and Promotion Focus», Christopher To и др. («Academy of Management Journal», 2018)

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ | Твиты, создающие бренды

Все большее число гендиректоров компаний приходят в соцсети. Опрос 1000 потребителей-американцев показал, какие типы твитов и публикаций эффективнее всего улучшают их восприятие бренда.

ИСТОЧНИК «From Risk to Responsibility: Social Media and the Evolution of Transparency», Sprout Social (2018)