читайте также
От редакции. Представляем вашему вниманию новый выпуск рубрики «В поисках идей» о свежих исследованиях зарубежных ученых.
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ | Соперничество делает нас рисковыми
Отношение к риску значимо и для отдельного человека, и для организации: например, боязнь последствий часто мешает сотрудникам заявлять о проблемах — и наоборот, излишняя самоуверенность не дает лидерам принимать взвешенные решения о запуске продуктов и приобретении компаний. Недавние исследования позволили выявить ряд факторов, влияющих на степень нашей рисковости: от личностных свойств (экстраверсия) до ситуационных моментов (настроение, подача проблемы). Новая работа посвящена еще одному фактору — присутствию соперника.
Ученые детально изучили ход игр чемпионата Национальной футбольной лиги с 2002 по 2010 год, обращая особое внимание на два высокорисковых сценария — попытки заработать два очка после тачдауна (вместо одного) и розыгрыш мяча вместо отбивания мяча соперникам в четвертом дауне. Используя данные спортивной аналитики, Google-поиска и фанатских отзывов, авторы оценили накал соперничества в каждой паре команд. Оказалось, что соперничающие команды на 37% чаще других пытались заработать лишнее очко после тачдауна и на 7% чаще разыгрывали мяч в четвертом дауне. При проведении дополнительного эксперимента с участием 137 студентов те из них, кто считал, что противник учится в колледже-сопернике, перевернули больше карт (шаг, связанный с большим риском, но и сулящий больший выигрыш), чем остальные. У этих участников ускорялся сердечный ритм и было ярче выражено стремление к победе (а не к избеганию потерь) — то есть эффект был как психологическим, так и физиологическим.
По мнению исследователей, лидеры способны повышать и снижать уровень азартности в коллективе. В частности, пишут они, если компании нужен рывок, «менеджеры могут раздавать роли таким образом, чтобы люди были вынуждены конкурировать между собой (например, постоянно сталкивая схожих по статусу сотрудников), а также вовлекать всех в противостояние с другими компаниями и регулярно подчеркивать важность этого противостояния». Если же, напротив, компании важнее стабильность и безошибочность работы, лидеры должны минимизировать влияние состязательных настроений.
ОБ ИССЛЕДОВАНИИ «Going for It on Fourth Down: Rivalry Increases Risk Taking, Physiological Arousal, and Promotion Focus», Christopher To и др. («Academy of Management Journal», 2018)
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ | Твиты, создающие бренды
Все большее число гендиректоров компаний приходят в соцсети. Опрос 1000 потребителей-американцев показал, какие типы твитов и публикаций эффективнее всего улучшают их восприятие бренда.
ИСТОЧНИК «From Risk to Responsibility: Social Media and the Evolution of Transparency», Sprout Social (2018)