«Легче не станет»: почему напряжение после карантина не проходит
Мерет Ведель-ВедельсборгCOVID-19, кажется, отступает, но легче не становится. Почему?
«Наш бизнес восстанавливается быстрее, чем я мог себе представить. Это прекрасно, и я должен быть счастлив. Почему же меня это не радует?» — недавно спросил меня один топ-менеджер.
Государства смягчают ограничения и начинают стимулировать экономический рост, и бизнес постепенно восстанавливается после кризиса COVID-19. На первый взгляд, все приходит к норме: открываются компании, люди возвращаются в офисы, на заводы и в магазины. В Европе — где живу я и где многие страны уже открывают границы — руководителей, с которыми я общаюсь, удивляются темпам восстановления и тому, что повседневная жизнь уже похожа на прежнюю.
Но на более глубоком уровне кризис продолжается. Мне казалось, что руководители должны сейчас чувствовать азарт — естественное следствие сброса напряжения, накопившегося за острую фазу кризиса. Но многие признаются, что испытывают смешанные чувства. К ощущению оптимизма и ясности подмешаны опустошенность, сомнения и чувство потери. Даже среди тех руководителей, чьи компании хорошо перенесли кризис, почти никто не чувствует облегчения.
Восстановление ставит новые задачи перед руководителями и их командами. Чего вы можете ожидать и как с этим справиться?
Новая реальность
В последние недели я обсуждала с руководителями и их командами, что они делают во время фазы восстановления, и заметила три главных проблемы.
Неожиданные преимущества, которые давал кризис, исчезли. Быстрое принятие решений. Эффективные совещания. Честное, регулярное и краткое общение. Свободный график и возможность работать из дома. Неформальное сплочение команды.
Некоторые опрошенные сказали, что даже скучают по приятному приливу адреналина, осознанию важности своей работы и чувству единства, которые испытывали во время карантина. Они бы хотели и дальше работать по-новому, сохранив чувство важности и близости, возникшее во время кризиса. Но все это ускользает у них между пальцев: график с 9 до 17 и ежедневные совещания вернулись на удивление быстро. Новая реальность оказалась старой — и кажется, что это упущенная возможность.
Было бы преувеличением сравнивать эмоции сотрудников в фазе восстановления с посттравматическим стрессовым расстройством, но между ними действительно есть нечто общее. Когда солдаты возвращаются домой с войны, проблемы повседневной жизни часто кажутся им до абсурдного незначительными по сравнению с недавним боевым прошлым. Стоять в очереди в супермаркете и слушать чьи-то жалобы на погоду, когда вы много недель подряд работали в режиме аврала, — это настолько нормально, что даже слишком.
Неразрешенные эмоциональные конфликты. Руководители признались мне, что узнали о себе и своих ближайших коллегах очень много нового: кто умеет держать удар, кто теряет веру, кто поддерживает, кто ломается, кто рискует, кто молчит — и как они меняются по мере развития кризиса.
Один руководитель из сферы медиа сказал, что очень гордится своими коллегами: «Я раньше не отдавал им должное. Но когда началась пандемия, мы все помогали друг другу. Нас объединила важная цель, и мы работали быстро, как никогда. Нам приходилось открыто признаваться, если у нас не было времени или сил. Если честно, все это было очень здорово».
Действительно, кажется, что у многих команд произошла «эмоциональная перезагрузка». Но это психологический стресс: такая перезагрузка выявляет как сильные, так и слабые стороны команды. После кризиса изменится как самовосприятие сотрудников, так и их статус и роли в коллективе.
Тяжелый труд впереди. Руководители и команды начинают понимать, что карантин был только первой, острой частью кризиса, а теперь им придется адаптироваться к новым условиям и решать сложные задачи, связанные с бизнесом и управлением.
Парадокс заключается в том, что во время кризиса все было предельно ясно: действуй быстро и спасай свой бизнес. По мере восстановления возникают более фундаментальные вопросы, от которых нельзя уйти. Например, такие. Что будет дальше? Какие части нашего бизнеса и какие отделения компании возьмут в будущее? Как нам готовиться ко второй или третьей волне пандемии? Как теперь устроен мир?
Что делать руководителям во время фазы восстановления
Если вы не чувствуете облегчения, значит, во время фазы восстановления вас ждет серьезная психологическая работа. Как руководитель вы должны понять, что теперь происходит в вашей команде и на передовой, и адаптироваться к этим изменениям.
Во-первых, фаза восстановления — это не конец кризиса, а новый вызов. Один из самых неприятных фактов о кризисе COVID-19 заключается в том, что у него не будет четкого конца: не будет одного дня, когда мы окончательно победим болезнь. Большинство стран еще борются с вирусом, и последствия кризиса могут оказаться дольше и болезненнее, чем изначальный аврал. Держите эту суровую правду в уме и напоминайте о ней себе и своей команде.