Всё плохо? Ничего (вообще ничего!) не делайте
Питер БрегманОт редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «2020: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно. Если наш контент помогает вам преодолевать трудности нынешнего кризиса, лучший способ поддержать renchen.ru — оформить подписку.
Недавно мой отец умер от лимфомы, с которой больше не мог бороться.
«В мире мало людей, оставляющих неизгладимый след, — написал мне друг. — При мысли о сущности таких людей можно видеть их улыбку, слышать их голос, ощущать их присутствие, словно они рядом с тобой. Твой отец — один из этих немногих. Каждая встреча с ним помогла мне относиться к себе лучше».
Мир изменился. Без моего отца он стал хуже.
Я немного растерян. Я стал рассеянным, мне трудно сосредоточиться. Мне трудно быть продуктивным, двигаться дальше, добиваться чего-то существенного.
Прямо сейчас я переживаю очень личную утрату и горе. Но я слышу, как люди вокруг меня рассказывают о похожих трудностях, с которыми они столкнулись из-за этой пандемии, экономического упадка, осознания всей глубины расовой несправедливости. И это тоже личное.
Мне совершенно не нравится всё это чувствовать. Это вызывает у меня тревогу.
В игру вступает мое инстинктивное стремление протиснуться сквозь эту ситуацию. Составить план, список дел, график, которые бы пропихнули меня к продуктивности и достижениям и продвинули бы меня вперед. Я умею всё это делать. Это мое утешение в условиях неопределенности.
Но у меня есть и противоположный импульс. Более тихий голос, который звучит глубже и мудрее, голос, в котором есть даже что-то пугающее, говорит мне: «Оставайся непродуктивным. Хотя бы ненадолго. Ощути печаль, утрату. Прочувствуй, как изменился мир. Окунись в ощущение дискомфорта, вызванное тем, что ты не двигаешься вперед, не делаешь дела».
Как ни странно, отсутствие прогресса может быть своего рода продуктивностью. Происходит что-то плодотворное, просто неподконтрольное нам.
В этот момент непродуктивность кажется чем-то важным. Думаю, мне — и, может быть, всем нам — важно ощутить ее, чтобы позволить себе вырасти. Чтобы позволить себе побыть в лиминальном пространстве, побыть наедине с вопросом, который напрашивается в текущей ситуации: «Какие изменения в себе я могу себе позволить?».
Не «Как мне следует измениться?» и не «Как я должен измениться, чтобы угнаться за меняющимся миром?». И, конечно, не «Что я могу сделать, чтобы мне не пришлось меняться, и всё осталось, как было?».
Эти вопросы вызваны привычкой к неустанному стремлению к результатам и достижениям. Но они оставляют в стороне волшебство и новизну текущего момента и небывалые возможности, которые он нам дарит.
Можете ли вы себе позволить этому изменению, случившемуся в вашем мире — глубоко личному и в то же время затронувшему всё человечество — нахлынуть на вас, передвинуть вашу точку зрения, преобразить вас? Не посредством вашей дисциплины и целеустремленности, не по выбранному вами сценарию, обусловленному вашей стратегией и вашей целью, а по сценарию, продиктованному вашей открытостью и уязвимостью. Не потому что вы хотите, а потому что вы готовы.
И во время этой паузы, отдавшись свой открытости и своей уязвимости, можете ли вы выслушать, не обороняясь, те голоса, которые раздаются у вас в голове, и прочувствовать возникающие у вас побуждения? Можете ли вы найти в себе эмоциональную смелость пойти туда, куда вас влекут предчувствия, шаг за шагом двигаться к тому, что кажется правильным (даже не наверняка)?
Я жажду быть готовым, быть преображенным горем, которое вызвала у меня смерть отца, и благородством, с которым он прожил свою жизнь. Я ощущаю печаль, потому что больше никогда не увижу его улыбку и не почувствую на своей спине его сильные, нежные руки. А еще я в восторге от того, что, когда я скучаю по нему, я ощущаю его еще полнее, я начинаю чувствовать, что мало-помалу моя улыбка, мои руки меняются, становятся более щедрыми, более нежными, более сильными.
Нам всем нужна эмоциональная смелость, так как готовность к изменениям означает, что мы должны принять и допустить, что мы не контролируем происходящее и мы не знаем, что происходит. Те два обстоятельства, от признания которых многие из нас пытаются отгородиться стяжательством, соперничеством, успехом и трудоголизмом. Нас дезориентирует отказ от контроля. Осознание — признание того, что этот контроль — только ощущение контроля.
Вот почему замедлиться (вместо того, чтобы ускориться), остановиться и прочувствовать происходящее, вступить в этот момент открытым и готовым измениться очень-очень трудно.
Так что мы можем сделать, чтобы поддержать себя в этот момент?
Вообще-то это неправильный вопрос. Я прочел множество советов о том, чем мы можем заняться, чтобы замедлиться и освободить место для изменений: о медитации, поэзии, прогулках, дневниках, снотворчестве и не только. Я последовал им всем. Но все эти занятия могут также помешать, потому что они представляют собой дополнительные действия. Прибегать к ним — значит пытаться решить проблему посредством того же мышления, которое ее создало.
Альтернатива, которая работает для меня, — не делать. Или хотя бы делать меньше. Есть несколько способов, позволяющих мне вступить в пространство неделания. Возможно, вам захочется их испробовать. Попытайтесь меньше требовать от:
Своего времени
Отойдите от своего календаря. Оставьте место для буквального ничегонеделания. Полного ничегонеделания. Это время не следует тратить на написание текстов и даже на сосредоточение на работе. Не занимайте это время электронной почтой и составлением списков. Позвольте себе побыть вне времени. Позвольте себе побездельничать. Недавно я поехал за продуктами с одной из моих дочерей, и она сказала, что хочет вернуться домой по определенному маршруту. «Но это займет в два раза больше времени!», — запротестовал я. «Ну и что? — ответила она. — Зато места красивые». Я выполнил ее просьбу и не пожалел об этом.
Своего мышления
Отпустите свои мысли. Во время пробежки не слушайте подкаст или даже музыку, а просто бегите. Складывая постиранную одежду, просто складывайте ее. Я не имею в виду «осознанность», которая подразумевает сосредоточение на каждом сгибании ткани. Я имею в виду нечто противоположное. Откажитесь от осознанности, потому что она — лишний контроль, лишнее давление, лишние требования. Вместо этого отпустите свои мысли на свободу и, может быть, отметьте, куда они отправились.
Своих отношений
Если вам нужно какое-то время побыть без людей, позвольте себе это. У меня славные, заботливые друзья, которые зовут меня на пробежки и предлагают с ними поговорить, и я говорю им правду: что я люблю их, но прямо сейчас хочу бегать в одиночестве. Они понимают. А если вы хотите общаться с людьми, постарайтесь быть при этом любопытным и ранимым и не тратить силы на результативность. Если вы слушаете, не судите и не давайте советы. Просто верьте, что вашего присутствия достаточно. А если вы говорите, просите просто выслушать вас. Вы можете прямо сказать: «Я не хочу советов. Я хочу просто поделиться тем, что со мной происходит». Это будет на пользу и вашим слушателям, так как вы освободите их от необходимости всё знать и добиваться результата.
Начав меньше требовать от своего времени, своего мышления, своих отношений, вы замедляетесь, уменьшаете свою нагрузку, освобождаете место для возникающих чувств. Грустно вам будет или смешно? Скучно или неприятно? Возможно, вы ощутите стресс, вызванный несделанными делами, или страх, обусловленный тем, что вы можете отстать от людей, которые добиваются результатов, общаются и продвигают себя. Возможно, вы почувствуете радость, и это тоже может напугать.
Смело чувствуйте всё, не убегая, не подавляя свои чувства, не отрицая их и не отвлекаясь от них деланием. Дайте своему телу, своему мышлению, своей душе перестроиться. Верьте, что происходит нечто важное, что на другой стороне вас ждет что-то хорошее, даже если вы не знаете, что именно. Вы не можете ускорить этот процесс.
Но вы можете его саботировать. Трудно довериться неделанию сейчас, когда мы все что-то теряем. Это кажется рискованным. Наша привычка делать так сильна.
Я ощущаю инстинктивное стремление держаться за то, что я уже знаю, за то, что сохранило меня от беды в прошлом. Но я также чувствую, как постепенно выпускаю из рук щит, состоящий из привычного мне положения дел, чтобы свободными руками схватить то, что ждет меня впереди.
Я надеюсь, что вы можете какое-то время побыть со мной в этом пространстве, где мы можем дать себе время понять, кто мы и кем мы становимся.
Об авторе. Питер Брегман (Peter Bregman) — генеральный директор компании Bregman Partners, помогающей успешным людям совершенствоваться, создавать более эффективные команды и вдохновлять свои организации на достижение высоких результатов. Автор бестселлера «18 Minutes» и других книг, последняя из которых — «Эмоциональная смелость», ведет подкаст «Bregman Leadership Podcast».
От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «2020: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно. Если наш контент помогает вам преодолевать трудности нынешнего кризиса, лучший способ поддержать renchen.ru — оформить подписку.