Кризис продолжается: что делать?
Яков СергиенкоОт редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «2020: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно. Если наш контент помогает вам преодолевать трудности нынешнего кризиса, лучший способ поддержать renchen.ru — оформить подписку.
Поиски привычного и понятного — естественная попытка найти якорь при сильном шторме. Когда люди сталкиваются с изменениями, они прежде всего стараются понять, насколько новая реальность похожа на утраченную. Их второй вопрос — как долго продлится та явь, которую очень хочется принять за сон и проснуться в начале марта, в котором нет ни вируса, ни карантина, ни падения рынков. С похожими психологическими установками своих сотрудников, в массовом порядке выходящих сейчас на работу или продолжающих трудиться на «удаленке», сталкиваются сегодня сотни тысяч работодателей в России и по всему миру.
Торнадо вместо ковчега
Два других интересных феномена психологии «возвращающихся» — почти религиозный подход к будущему и упрощенный калькулятор рисков. Оба по большому счету обусловлены испугом перед настоящим.
Первый я бы назвал верой вместо прогноза: рациональный просчет рисков заменяет человеку в эпоху коронавируса набор самых разнообразных верований. Например, в то, что за счет карантина значительно улучшилась экология. Или что кризис каждому создает возможности, которыми надо обязательно воспользоваться.
Второй феномен — вход в новую реальность с простым когнитивным аппаратом. Иначе говоря, мы думаем о будущем с учетом докризисного калькулятора рисков. Не выходи из дома — и не заболеешь. Больше работай — и все получится. Возможности психического расстройства вместо инфекционных заболеваний и потери работы, не зависящей от трудолюбия, этот калькулятор не рассматривает.
Тем временем все мы входим в полосу очень сложной карты рисков, которые чрезвычайно сложно оценить в одиночку. Поэтому в посткризисном сознании не могут не возникать простые и за счет этого абсолютно счастливые сценарии будущего. Надо еще подождать, и прошлый мир вернется обратно. Еще немного посидим в подвале — и торнадо закончится. Только это не торнадо, а, скорее, потоп — и в глубине души каждый это чувствует. Поэтому всем вместе надо готовиться к строительству ковчега.
Вторая волна
Строительство приходится вести на очень сложном психологическом фоне. На человека накатывает вторая волна скорби, страдания, усталости. Оказывается, адаптация к кризису была иллюзорной, ведь легче не стало — на место одних проблем пришли другие.
Важно понимать, что ваши подчиненные выходят из кризиса с расшатанными — у всех по-разному — системами координат. Одни слишком испуганы и осторожны, другие могут быть неадекватно смелы, что неминуемо будет проецироваться на бизнес. Часть сделает ставку на резкое рыночное поведение, часть продолжит перестраховываться, третьи уйдут в тень: формально соблюдаем, неформально нарушаем.
Еще немаловажная деталь: практически у всех избыток нерастраченной на «удаленке» энергии, которая ищет применения. Если применить не удается, то энергия уйдет в негатив. В результате сотрудники более напряжены, конфликтны, требовательны, чем раньше. Классические конфликты — эксперт и линейный менеджер, начальник и подчиненный — происходят каскадно в силу разных эмоциональных зарядов конфликтующих. Возможностей для консенсуса в подобных конфликтах практически нет — они основаны на эмоциях.