Особая роль: что поможет бизнесу выйти из кризиса | Полезное - только важное и актуальное renchen.ru
20-21: Уроки стойкости

Особая роль: что поможет бизнесу выйти из кризиса

Филипп Генс
Особая роль: что поможет бизнесу выйти из кризиса

 

Сейчас многие вспоминают предыдущие кризисы, которые пережила наша страна, и задаются вопросом, за счет чего мы поднимемся на этот раз. Будет ли как после 1998-го, или как после 2008-го, или как после 2014? Хочется извлечь опыт и использовать его как рецепт перезапуска экономики в 2020-м.

После кризиса 1998 года Россия обеспечила себе годы устойчивого роста за счет девальвации национальной валюты, которая способствовала росту внутреннего производства. Крах 2008 сменился сравнительно быстрым восстановлением цен на нефть к уровням более 100 долларов за баррель, начались активные инвестиции в инфраструктуру. Кризис 2014 года наша страна по сути так и не преодолела, попав в годы стагнации. Очевидно, экономический путь страны после каждого кризиса не похож на предыдущий. Так по какому же сценарию пойдет восстановление на этот раз?

В 2020 году произошел прорыв в массовом сознании: из-за пандемии в онлайн ушли все сферы, для которых такой переход в принципе был возможен, и мы быстро привыкаем к новой реальности.

Если еще некоторое время назад ИТ-компаниям приходилось рассказывать о возможностях цифровизации, то сейчас они уже для всех очевидны. Оказалось, что можно заниматься многими делами, не выходя из дома: учиться, работать, совершать покупки, развлекаться и даже не отказывать себе в ужине от шеф-повара из любимого ресторана. На перестройку всей жизни и адаптацию нашего сознания ушел всего месяц — ничтожный срок, с точки зрения глобальных общественных процессов.

Показательно, что изменения коснулись не только отраслей, которые были близки к «цифре» и обладали большим потенциалом трансформации, но и традиционных, например, связанных с наукой и промышленностью, где даже небольшое улучшение процессов раньше требовало значительных усилий.

Например, одна из компаний группы «ЛАНИТ», развивающая технологии виртуальной и дополненной реальности, разрабатывала и поставляла на рынок VR-шлемы, AR-контент и игры. Но люди консервативны в своем отношении к новым технологиям, и бизнес топтался на месте. Когда коронавирус добрался до России, врачи очень быстро взяли на вооружение гаджеты, которые изначально не планировалось применять в этой сфере. В клинике в Коммунарке, а за ней и в других больницах, стали использовать очки, оснащенные камерой, чтобы из боксов с больными передавать видео в «чистую зону» и обмениваться информацией с коллегами, не подвергая их опасности заражения. То, что не айтишники, а специалисты из другой области «приняли» инновацию, дало возможность для ее ускоренного развития и внедрения.

Пандемия стала серьезным потрясением для жизненного уклада, испытанием для наших привычек, и в полной мере мы уже никогда не вернемся к старому образу жизни.

Страх заражения отдалил людей друг от друга. Из-за социокультурного контекста мы, к сожалению, и раньше не питали особого доверия друг другу, но теперь и подавно. Поэтому, даже когда пандемия закончится, все еще долго будут избегать мест массового пребывания людей — на всякий случай. Останутся ли торговые центры, ярмарки, большие концертные залы, кинотеатры такими, какими мы их знаем? Общепит сейчас спешно переориентируется на доставку еды домой и, вполне возможно, что большие рестораны совсем исчезнут.

Избегание личных контактов скажется и на других сферах — вероятно, изменятся стандарты сервиса: бизнесу придется организовывать помещения с учетом новой социальной дистанции, выстраивать график работы с клиентами так, чтобы они не пересекались.

Самоизоляция повлияла и на то, как в будущем будут организованы и использоваться большие офисные здания. Лет десять назад для массовой удаленной работы не было столь широких каналов связи, не было инфраструктуры и удобного для коммуникаций программного обеспечения, поэтому такую модель сложно было представить. Сейчас все технические проблемы в прошлом (и даже нехватку ноутбуков в начале карантина мы преодолели). Рядовые сотрудники и руководители меняют свое отношение к удаленной работе — она становится нормой. А если люди не вернутся в офисы (или вернутся лишь частично), поменяется городская логистика, произойдет децентрализация торговых, развлекательных, досуговых, питейных заведений.

Ритейл уже ко второму месяцу карантина сильно развил онлайн-канал и наверняка значительно сократит число и площадь офлайн-магазинов. Онлайн-бизнес нашей компании Inventive Retail Group вырос в восемь раз с начала пандемии. Все бренды, входящие в сеть, переформатировали сайты под меняющиеся потребительские привычки, выстроили логистику, и это все, конечно, останется.

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи