«От кризиса в авиации выиграет Amazon. Да-да, сюрприз!» | Полезное - только важное и актуальное renchen.ru
20-21: Уроки стойкости

«От кризиса в авиации выиграет Amazon. Да-да, сюрприз!»

«От кризиса в авиации выиграет Amazon. Да-да, сюрприз!»
Фото: Spencer Platt/Getty Images

От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «2020: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно. Если наш контент помогает вам преодолевать трудности нынешнего кризиса, пожалуйста, поддержите renchen.ru, оформив подписку.

Борьба с вирусом SARS-CoV-2 ударила по мировой экономике, но ни одна отрасль не пострадала от нее так сильно, как авиация. В США у всех крупнейших перевозчиков резко снизились и число пассажиров, и выручка. В 2019 году Управление транспортной безопасности США ежедневно досматривало около 2,5 млн пассажиров, — иногда чуть больше или меньше, в зависимости от дня недели. А в апреле 2020 года число пассажиров составляло 90-130 тысяч в день.

Чтобы поговорить о вызовах (и возможностях), которые ждут авиацию, Harvard Business Review пригласил Джона Остроуэра, главного редактора журнала The Air Current; Кортни Миллер, главного аналитика The Air Current; а также Дэна Маккоуна и Алана Льюиса, исполнительных директоров бостонской компании L.E.K. Consulting, которая консультирует крупнейшие авиалинии.

Это самый большой кризис в истории авиации?

Джон Остроуэр: Да.

Алан Льюис: Нет, далеко не самый.

В письмах своим акционерам крупные авиакомпании включали пандемию в список главных угроз и рисков. Возможно, им стоило предвидеть этот кризис и лучше к нему подготовиться?

Дэн Маккоун: Действительно, пандемия — это не классический «черный лебедь»: многие предсказывали, что рано или поздно она случится. Но я не думаю, что к пандемии можно было полностью подготовиться. Это очень масштабный кризис.

Кортни Миллер: Я согласна. Любой CEO, который бы решил запастись наличными, чтобы подготовиться к этому кризису, быстро стал бы бывшим CEO.

Остроуэр: А я немного не согласен. Разные авиакомпании на момент начала кризиса имели разные стратегии, и мы увидим, к чему это приведет их. Например, в Lufthansa считают, что лучше готовы к таким кризисам, потому что самолеты находятся у них в собственности, а значит им нужно обслуживать меньший долг. Время покажет.

Уже второй раз за мою жизнь крупным авиакомпаниям США приходится просить финансовой помощи у государства. Не указывает ли это на структурные проблемы — например, на то, что акционеры поощряют ошибки менеджеров?

Миллер: Не думаю. В последние годы было много разговоров о том, что авиакомпаниям стоило бы накопить как можно больше наличных вместо того, чтобы выплачивать дивиденды или заниматься выкупом акций. Но без доходов бизнес не может себя содержать. Я не представляю, как авиакомпании могли бы пережить этот кризис без государственной помощи — каким бы ни был их подход к менеджменту.

Маккоун: Я бы добавил, что государство не просто так поддерживает авиакомпании, ведь они играют огромную и очень важную роль в национальной и экономической безопасности.

Двое из вас (Маккоун и Льюис) написали книгу о небилетной выручке авиакомпаний. Есть ли у авиакомпаний необычные источники потенциальной выручки прямо сейчас?

Маккоун: Традиционный источник небилетной выручки — это исключение услуг из цены билета с последующей отдельной продажей: например, п лата за провоз багажа, выбор места и так далее. Очевидно, сейчас это почти не приносит денег, ведь пассажиров очень мало. Вместо этого авиакомпании пытаются найти новое применение своим самолетам: например, перевозят грузы, медицинские товары и врачей.

Более интересный вопрос — как авиакомпании будут генерировать выручку, когда спрос на услуги авиакомпаний восстановится. Какие дополнительные услуги и опции они будут предлагать? Например, возможно, пассажиры смогут заплатить за то, чтобы среднее кресло было пустым — для социального дистанцирования? Или могут появиться «успокоительные» опции: гарантии, что авиакомпания поможет вам в случае отмены рейса или введения карантина. Здесь нужно понять, за что клиенты готовы будут доплачивать, а каких мер будут ожидать от авиакомпаний бесплатно.

Неужели кто-то будет готов летать в средних креслах?

Миллер: Конечно, полеты в средних креслах можно запретить, но тогда треть самолета будет пустовать, и максимальная загрузка самолетов составит 66%. Как долго авиакомпании будут готовы это терпеть? Бессрочной такая мера точно не станет.

Жаль — я надеялся, что после этого кризиса летать станет приятнее.

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Кто определяет стратегию вашей фирмы?
Бауэр Джозеф,  Гилберт Кларк
Как организовать неформальное общение между сотрудниками на удаленке
Джессика Метот,  Патрик Даунс,  Эллисон Габриэль,  Эмили Росадо-Соломон
Факторы жизнестойкости деловых альянсов
Дэвид Нортон,  Роберт Каплан,  Ругельсьён Бьёрн