Образование на «заказ»: как вузы перестраиваются под запросы работодателей | Большие Идеи

? Бизнес и общество

Образование на «заказ»: как вузы перестраиваются под
запросы работодателей

Автор: Ольга Назайкинская

Образование на «заказ»: как вузы перестраиваются под запросы работодателей
Интерактивная AR-студия для записи обучающих видеороликов «Сколково». / Фото: Сколково

читайте также

Индустрию смартфонов меняет не Apple, а Xiaomi

Хуан Пабло Васкес Сампере

Дорогой босс, ваша команда отправляет вас в отпуск

Рон Фридман

«Я призываю думать не только о голубых океанах»

Евгения Чернозатонская

Таможенный блюз

В 2024 году промышленная группа КОНАР и Южно-Уральский госуниверситет запустили совместный проект по перезапуску инженерного образования в стране. Вместе они возродили факультет «Машиностроение и технологии», а с осени 2025-го откроют новую программу бакалавриата, разработанную при участии Школы управления «Сколково».

Запрос бизнеса был амбициозным — создать не просто программу подготовки инженеров для машиностроения, а модель, на которую будут равняться другие. Университет и компания с самого начала действовали как равноправные партнеры. КОНАР четко сформулировал образ выпускника: инженер, который на практике прошел все этапы создания продукта — от проектирования до финальной сборки — и способен не только решать технические задачи, но и работать в команде, проявлять инициативу, понимать, как его труд встроен в общий производственный цикл. В разработке программы, помимо преподавателей инженерных дисциплин и специалистов предприятия, участвовали философы, химики, филологи — чтобы обеспечить широту взгляда.

Изначально университет ориентировался на широкую применимость компетенций, бизнес — на адресность. В итоге выбрали универсальность: программа готовит инженеров для всей индустрии, а не только для одной компании.

Параллельно решалась и другая задача — как сделать профессию привлекательной. Машиностроение, особенно литейное производство, не входит в список «модных» направлений. Поэтому программа включает не только технический блок, но и тьюторское сопровождение, выбор дисциплин вне профиля, междисциплинарные связи, чтобы на выходе получался не просто литейщик, а инженер с широким кругозором и пониманием места своей профессии в мире.

Новый виток старой истории

Пример такого взаимодействия работодателей с университетами — не что-то новое для России. Четкую связку между образованием и промышленностью уже строили. Во времена индустриализации было принято решение «разобрать» сформированную модель образования на множество отраслевых вузов: педагогические, транспортные, медицинские и даже — мясо-молочной промышленности. Каждый из них подчинялся профильному министерству и был ориентирован на подготовку кадров для конкретной отрасли.

Программы вузов насыщались производственной практикой, благодаря чему выпускники приходили на предприятия с нужными навыками. Эффективность модели обеспечивалась плановой экономикой: можно было точно спрогнозировать потребность в специалистах и всем гарантировать трудоустройство. Скорость изменения технологий в то время была намного медленнее, чем сегодня. За пять лет подготовки специалист не рисковал выйти на рынок с устаревшими знаниями, а оставшиеся пробелы в обучении быстро закрывались на рабочем месте.

Но мир изменился. Мы живем в условиях рыночной экономики, где предсказать будущую потребность в кадрах почти невозможно. Технологии обновляются быстрее, чем заканчивается учебный курс. Все это создает совершенно другие вызовы для университетов. Поэтому сегодня все больше стран, включая Россию, ищут новые модели подготовки кадров, которые позволят университетам оставаться актуальными, несмотря на долгий образовательный цикл.

Какие навыки становятся ключевыми

На фоне быстрого развития ИИ со стороны бизнеса появился запрос на навыки работы с данными и цифровыми инструментами. Возрос интерес и к фундаментальной подготовке: математике, физике, химии, биологии, — прежде всего, из-за растущей потребности в специалистах в инженерных, технологических и биотехнологических областях. Это требует от университетов возвращения к качественному академическому базису.

Параллельно во всем мире звучит все более настойчивый запрос на развитие soft skills: самостоятельности, критического мышления, способности к самоопределению и ответственности. Согласно отчету Национальной ассоциации колледжей и работодателей США, в топ-5 мягких навыков, которые компании ожидают от кандидатов, входят умение решать проблемы, коммуникабельность, гибкость.

Сегодня специалистам важно не просто владеть знаниями, а уметь адаптироваться к новым условиям, видеть возможности, решать задачи, которые нельзя формализовать, уметь самостоятельно учиться и выстраивать свою образовательную траекторию после окончания вуза. Люди будущего должны уметь соединять знания из разных областей, работать с неопределенностью, мыслить контекстуально. Это не только про прикладные компетенции, но и про уровень управления: способность ставить вопросы, находить нестандартные решения, соединять инженерное мышление с гуманитарным и этическим контекстом.

И у бизнеса сегодня есть реальная возможность формировать будущих сотрудников вместе с университетами. Это не разовая подготовка, а совместное, долгосрочное проектирование: когда в результате появляется специалист, готовый работать с конкретными задачами компании. Без переучивания, донастройки и долгого входа в контекст. Более того, такая кооперация дает бизнесу шанс взглянуть на свои вызовы под новым углом.

Как бизнес взаимодействует с вузами

Форматов взаимодействия между университетами и индустрией в России сегодня достаточно много. Есть краткосрочные и долгосрочные формы сотрудничества.

Первые представляют собой короткие курсы в рамках дополнительного образования, или «вставку» в учебную программу, в которой дается актуальное для индустрии знание, компетенция. Подобные форматы, как правило, нацелены на студентов старших курсов: работодатель присматривается к тем, кто в ближайшее время выйдет на рынок труда. Бизнес может становиться участником образовательного процесса: преподавание действующего специалиста по совместительству в вузе, авторский курс, участие в создании дисциплины.

Долгосрочное сотрудничество — более сложная проектная работа, где участвуют и представители индустрии, и преподаватели, и методологи, с нуля собирая образовательную программу. Часто такие программы строятся с прицелом на изменения в отрасли и на развитие компетенций, которые пригодятся не сегодня, а через 3—4 года, когда студент выйдет на рынок. Примеры — «Сбер» и «Яндекс» с ВШЭ, «Росатом» с МИФИ, фармацевтические компании с ИТМО или УРФУ.

Появляются и новые форматы. Центральный университет, созданный при поддержке «Т-банка», — история не просто про подготовку кадрового резерва, а про видение со стороны сильного корпоративного игрока, каким должно быть университетское образование, развитие технологий, индустрий и даже общества. Три года назад на основе работы с представителями разных индустрий в Школе управления «Сколково» появились две программы бакалавриата. Эти примеры — отражение одного большого тренда: высшие учебные заведения и индустрии действительно сближаются.

Будущее высшего образования в России

Усиление исследовательской и проектной деятельности вузов, на мой взгляд, — один из этапов будущей трансформации. Университет должен быть не наблюдателем, а участником реальных процессов: делать инженерные разработки, проводить исследования, создавать экспериментальные площадки, в которых студенты и преподаватели вместе работают над задачами из реального мира. И уже из этого опыта проектировать свои образовательные программы: от будущего к настоящему. Сначала — зачем и каким должен быть выпускник, затем — чему и как его учить.

Этот сдвиг уже начался. Вузы, претендующие на лидерство, активно двигаются в эту сторону, не только благодаря собственным инициативам, но и при поддержке государства: например, в рамках программ «Приоритет 2030», «Передовые инженерные школы».

Через 5—10 лет система высшего образования в России, вероятно, будет состоять из устойчивых альянсов университетов и работодателей — не по принципу «кто заказал», а по принципу «кто соавтор». И задача вуза состоит не только в том, чтобы обучить, но и в том, чтобы подготовить человека, способного развивать профессию, команду, индустрию. 

Университеты должны стать интеллектуальными центрами, где формируются смыслы, компетенции и видение будущего.

Со стороны бизнеса это также требует зрелого подхода к партнерству. Что важно учесть компаниям при сотрудничестве с вузами:

  1. Формулируйте ожидания, но уважайте автономию
  • Четко обозначьте, какими компетенциями должны обладать выпускники.
  • Помните: университет — не корпоративный учебный центр. Его миссия шире — формировать образованного человека с мышлением, культурой и целостной картиной мира.

2. Откажитесь от устаревших ярлыков

Считается, что университетские процессы неповоротливы, но на практике это не всегда так. При заинтересованности обеих сторон новую образовательную программу реально разработать и запустить за год, особенно, если речь идет о партнерской коллаборации и практико-ориентированной логике. Темпы зависят от формата изменений, объема новых знаний и глубины переработки учебного плана.

3. Выстраивайте диалог в плоскости результата, а не процесса

  • Не диктуйте преподавателям, сколько часов математики ставить в программу и как выстраивать курс.

  • Вместо этого подключайте экспертов компании к учебному процессу точечно и осмысленно: мастер-классы, менторство, обратная связь по проектам.

    4. Делайте ставку на осмысленные стажировки

    • Не экскурсии и формальные практики, а полноценная работа с целями, задачами, планом, наставниками и обратной связью.

    • Такой формат дает пользу и бизнесу, и университету, а также помогает синхронизировать ожидания.

    Компании по-прежнему нередко воспринимают вузы как нечто социальное, далекое от реальности. Но это заблуждение. В современных университетах сосредоточены ресурсы, которые важны для бизнеса: люди, экспертиза, пространство для экспериментов и совместного развития. Пришло время рассматривать университеты не только как участников образовательного процесса, но и как полноправных игроков бизнес-среды.