Как подготовиться к следующей вирусной угрозе | Большие Идеи

? Наука
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как подготовиться к следующей
вирусной угрозе

Три шага, которые помогут ускорить разработку эффективных противовирусных препаратов

Автор: Пит Шульц

Как подготовиться к следующей вирусной угрозе
Paul Linse/Getty Images

читайте также

Медицина на удаленке

Денис Швецов

Лабиринт возможностей

Елена Евграфова

Ездить на работу больше не нужно. Но куда уходит время?

Орит Шаер,  Раффаэлла Садун,  Томас Теодорович,  Эндрю Кан

«У HR-менеджеров появился шанс перейти с темной стороны»

Штефан Рис

Беспрецедентной скоростью разработки вакцин против COVID-19 мы обязаны научным исследованиям, подготовившим необходимую базу, и титаническим усилиям государственно-частных партнерств, ответственных за вывод вакцины на рынок.

А вот усилия по выявлению эффективных противовирусных препаратов, которые могли бы предотвратить заражение COVID-19 или смягчить течение болезни, оказались не столь плодотворными. На данный момент лишь одно лекарство, ремдесивир, было одобрено для лечения COVID-19, однако использовать его можно только в условиях стационара, к тому же в лучшем случае его действие оказывается лишь умеренно эффективным.

Что США и остальной мир могут сделать, чтобы в следующий раз показать лучшие результаты? Любой лидер знает, что начинать готовиться к кризису надо до того, как он разразится. Это касается не только угрозы вооруженных конфликтов (в эту область страны коллективно вложили огромное количество ресурсов), но и глобальной угрозы инфекционных заболеваний. Одной из составляющих процесса подготовки должна стать превентивная разработка эффективных и доступных препаратов для борьбы с вирусами, которые с наибольшей вероятностью могут вызвать следующую неизбежную пандемию.

Аргументы в пользу противовирусных препаратов. Распространение COVID-19, вызванного вирусом SARS-CoV-2, нельзя назвать неожиданностью. SARS-CoV-1, проявившийся в 2002—2003 годах, и вспышка MERS-CoV в 2012-м продемонстрировали, что один из вариантов коронавируса вскоре может стать глобальной угрозой. А задолго до их появления, еще в 1918—1919 году, разразилась эпидемия гриппа, которая, согласно подсчетам, унесла жизни не менее 50 млн человек по всему миру. Однако до начала 2020 года государства не слишком заботились о поддержке исследований для поиска препаратов, которые могли бы бороться с этими и другими семействами острозаразных вирусов с пандемическим потенциалом.

Тем не менее есть множество веских причин для использования противовирусных препаратов наряду с вакцинами. Во-первых, между вспышкой пандемии и появлением эффективной вакцины всегда будет некоторый временной зазор. Во время этой задержки противовирусные препараты служат основным средством для обеспечения нашей безопасности. Недавние сообщения о появлении новых штаммов SARS-CoV-2 — яркое напоминание о том, что вирусы мутируют, становятся более заразными и хуже поддаются контролю. Существующие вакцины также теряют свою эффективность при мутации вируса. В случае со сложными вирусами, против которых сложно создать вакцину — например, ВИЧ, вызывающего СПИД, и вируса гепатита С, — противовирусные препараты становятся краеугольным камнем терапевтического арсенала. Кроме того, эти лекарства можно оперативно распространять по миру без использования холодовой цепи — специальной системы, обеспечивающей нужный температурный режим для транспортировки лекарств и с умеренными издержками.

Ученые прикладывают все усилия, чтобы обнаружить эффективные противовирусные препараты от COVID-19. Например, в Scripps Research мы усиленно прорабатываем коллекцию из 13 тыс. уже существующих лекарств, созданную в сотрудничестве с Фондом Билла и Мелинды Гейтс. Мы проверили действие этих и других препаратов против живого вируса SARS-CoV-2 как самостоятельно, так и в партнерстве с десятками научных и промышленных организаций. На данный момент нам так и не удалось найти высокоэффективный препарат, который можно было бы перепрофилировать для борьбы с COVID-19.

Тем не менее мы идентифицировали несколько лекарств (нуклеозидов и ингибиторов протеазы), которые демонстрируют огромный потенциал, будучи химически модифицированными для повышения эффективности действия против SARS-CoV-2. При относительно небольших вложениях мы уже доказали, что можем значительно повысить активность и улучшить фармакологические свойства этих препаратов. Даже с учетом ускоренного процесса тестирования и утверждения лекарств, введенного Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США для COVID-19, нам все еще требуется много времени на оптимизацию, определение состава и тестирование (как эффективности, так и безопасности) нового препарата. К сожалению, многим пациентам уже не удастся помочь.

Есть несколько шагов, которые мы можем предпринять, чтобы лучше подготовиться к грядущим пандемиям и успеть разработать соответствующие противовирусные препараты, причем все они вполне исполнимы. Вот что для этого необходимо.

1. Определить основные угрозы. Мы не можем заранее предсказать, какой именно вирус вызовет следующую пандемию, однако мы можем сосредоточиться на семействах известных нам вирусов с такими тревожными качествами, как способность быстро передаваться воздушно-капельным путем. К числу наиболее опасных семейств относятся коронавирусы, например SARS-CoV-1, MERS-CoV и SARS-CoV-2; ортомиксовирусы, например грипп; и парамиксовирусы — Нипах и Хендра.

Важно проактивно готовиться к следующей серьезной вирусной угрозе: постоянно отслеживать вспышки этих вирусов, развивать возможности массового тестирования людей на наличие инфекций и готовить препараты для борьбы с ними.

2. Сосредоточить усилия на разработке низкомолекулярных противовирусных препаратов. Определив, каким семействам вирусов сейчас нужно уделять первоочередное внимание, мы должны приступить к разработке низкомолекулярных препаратов, которые останавливают репликацию вирусов в организме человека и предотвращают их распространение среди населения в обстановке повышенного риска. Часто эти препараты могут быть изготовлены на основе существующих лекарств, особенно тех, которые оказывают хотя бы умеренное воздействие на одного из членов конкретного или родственного ему вирусного семейства.

Это вполне выполнимая задача с учетом структурной гомологии многих вирусных белков, современных структурных и вычислительных инструментов, а также нашей способности разрабатывать клеточные и животные модели вирусных заболеваний. Наша общая цель — создание арсенала лекарств с доказанной эффективностью и безопасностью, продемонстрированной на соответствующих моделях заболеваний. Эти наработки можно будет быстро вывести на этап клинических испытаний при первых признаках вспышки заболеваемости.

3. Всесторонне содействовать проведению подобных исследований. Все эти меры обойдутся обществу значительно дешевле, чем затраты на устранение последствий глобальной пандемии, подобной пандемии COVID-19, в результате которой оказались перегружены больницы, закрыты школы и сильно пострадала экономика. Однако учитывая тот факт, что в настоящее время у компаний мало стимулов начинать разработку лекарств до появления спроса, эти усилия потребуют финансовой поддержки со стороны правительств и филантропов.

Кроме того, учитывая масштаб и сложность проекта, для его реализации необходимы четкие цели, сроки и меры стимулирования. Также он потребует высокой степени координации усилий между задействованными учеными — от специалистов, занимающихся фундаментальными исследованиями, до экспертов по разработке лекарств. Несмотря на то, что исторически трудно объединить все культуры, подходы и устремления сторон, участвующих в производстве современных лекарств, выдающийся отклик научного сообщества на пандемию COVID-19 вселяет большую надежду.

Используя свой опыт борьбы с раком, нейродегенеративными, возрастными и инфекционными заболеваниями, специалисты Scripps Research разработали модель, разрушающую эти барьеры. Она объединяет фундаментальные исследования, поиск и разработку новых препаратов — все вместе. Благодаря поддержке фармацевтических компаний и таких организаций, как Фонд Билла и Мелинды Гейтс, Scripps Research может ускорить процесс разработки новых лекарств и быстрее выводить их на рынок.

На момент написания этой статьи более 2 млн человек по всему миру погибли от COVID-19. А учитывая, что для вакцинации значительной части мирового населения потребуется не один месяц, пандемия унесет еще множество жизней. Представьте, скольких людей мы могли бы спасти, сколько экономических потерь избежать, если бы в начале пандемии у нас был один или несколько безопасных и эффективных препаратов для борьбы с коронавирусами, которые мы могли бы сразу начать тестировать на людях. Проактивное инвестирование в создание противовирусных препаратов — это взвешенный и разумный шаг, учитывая катастрофические глобальные последствия, которые может иметь распространение одного простого вируса для нашего здоровья и финансового благополучия. Приняв соответствующие меры, мы окажем огромную услугу себе и будущим поколениям.

Об авторе

Пит Шульц (Pete Schultz) — президент и CEO Scripps Research, ведущего некоммерческого научно-исследовательского института США, специализирующегося на биомедицинских исследованиях, а также открытии и разработке новых востребованных лекарств.