Как должно измениться бизнес-образование в XXI веке | Большие Идеи

? Наука
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как должно измениться бизнес-образование в
XXI веке

Три испытания для бизнес-школ и их студентов

Автор: Питер Туфано

Как должно измениться бизнес-образование в XXI веке
Andrii Zastrozhnov/Getty Images

читайте также

ЦФТ. Верхом на облаке

Чего я не знала о должности гендиректора

Карен Файрстоун

Lenovo защищается и нападает

Пример Harley-Davidson: как искусственный интеллект увеличил число покупателей на 2930%

Брэд Пауэр

Базовая модель современного образования в области управления появилась в конце 1950-х годов. Это адаптируемая, гибкая модель в целом отвечала потребностям студентов и работодателей — и не только в отношении учебной программы, но и с точки зрения идей, сформулированных в ходе исследовательской работы факультетов бизнеса. Многие управленческие теории и концепции, которые сегодня кажутся нам чем-то само собой разумеющимся, попросту не появились бы без бизнес-школ. Среди таких концепций — модель пяти сил Майкла Портера, удостоенная Нобелевской премии работа в области финансов и оценки активов, теория подрывных инноваций Клейтона Кристенсена, стратегия «голубого океана», а также активно обсуждаемые сейчас концепции теории агентских отношений.

На этом фоне усиливается общественное давление на бизнес с призывами искать решения проблем климата и стать локомотивом социальных перемен. По мере роста этого давления традиционная модель бизнес-образования начинает выглядеть устаревшей. Темпы преобразований в бизнес-школах гораздо медленнее скорости изменений в самом бизнесе, поэтому выпускники программ MBA оказываются все хуже подготовленными к сложным задачам ведущих компаний и совместных деловых проектов в целом.

Чтобы оставаться «на стороне добра» в грядущие десятилетия, бизнес-школам придется противостоять вызовам, с которыми сталкивается бизнес, и соответствующим образом скорректировать свои учебные программы и направления исследований. Все актуальные вызовы можно разделить на три категории.

Многочисленность заинтересованных сторон

Поскольку бизнес призывают действовать более осознанно, ориентироваться на широкий круг стейкхолдеров и идти на компромисс, бизнес-школы должны изучать навыки, необходимые для капитализма стейкхолдеров, и обучать этим навыкам студентов. Заявление американской общественной организации «Круглый стол бизнеса» и Давосский манифест — это декларации о намерениях компаний признавать и учитывать интересы многочисленных заинтересованных сторон, а не ставить превыше всего интересы акционеров. Чтобы воплотить эти благие намерения в жизнь, бизнес-школам следует:

  • Учить студентов понимать особенности и условия капитализма стейкхолдеров.

  • Создавать учебные программы, которые позволят студентам разобраться в потребностях и проблемах всех заинтересованных сторон, а не относиться к ним как к средствам увеличения экономической выгоды для акционеров.

  • Разрабатывать новые метрики для оценки того, насколько фирмы удовлетворяют потребности самых разных групп стейкхолдеров.

  • Изучать и разрабатывать новые механизмы обратной связи (например, новые формы управленческого учета и отчетности для заинтересованных сторон, новые критерии эффективности инвестиций, новые договорные конструкции для создания стимулов к продвижению интересов стейкхолдеров и т. д.).

Помимо этих очевидных изменений, капитализм стейкхолдеров требует от организаций в еще более явном виде балансировать между различными заинтересованными сторонами. Хотя власти могут предлагать некоторые рекомендации, фирмам все чаще приходится самим решать, кому из стейкхолдеров отдавать предпочтение. Принимая такие решения, бизнес-лидеры должны будут фактически отвечать за справедливость.

Представьте себе возможные последствия. «Отвечать за справедливость» — это, по сути, функция правосудия. Это означает, что теперь выпускники MBA, задачей которых всегда было управление бизнесом (буквы BA в аббревиатуре MBA), вынуждены будут выносить суждения о том, что справедливо, а что нет.

К сожалению, традиционный инструментарий MBA, основанный на экономике, теории анализа данных и психологии, не подходит для качественной подготовки студентов к рассмотрению вопросов справедливости, а это значит, что бизнес-школам придется пересмотреть и расширить учебные программы. По крайней мере, им придется расширить состав теоретиков и преподавателей, включив в него специалистов в области истории, философии и других гуманитарных наук. Справедливость — куда более тонкая материя, чем чистая дисконтированная стоимость.

Реальность изменения климата

Если бизнес призывают срочно начать бороться с изменением климата, не только индивидуально, но и сообща, в сотрудничестве с властями и гражданским обществом, бизнес-школам необходимо срочно готовить студентов к решению этих проблем. Науки, изучающие изменения климата, должны преподаваться в бизнес-школах и включаться в расширенные учебные планы MBA в качестве дополнительных дисциплин. Если инвесторы хотят учитывать экологические соображения в своих инвестиционных планах или расчетах чистой дисконтированной стоимости, то мы, преподаватели и теоретики, должны разобраться в этом и объяснить им, как это лучше сделать.

Но мы обязаны не только снабдить наших выпускников расширенным управленческим инструментарием, но и научить будущих бизнес-лидеров сотрудничать с другими для достижения значимых социальных целей и изменения системы в целом. А значит, нужно обратить внимание на то, как мы соотносим два основных фактора успеха: конкуренцию и сотрудничество.

В большинстве учебных заведений конкуренция рассматривается как главная движущая сила. Знаменитая книга Майкла Портера «Конкурентная стратегия» стала библией бизнес-образования с момента своего выхода в свет в 1980 году. Это руководство по достижению успеха в конкурентной среде, где один победит, а другой проиграет. Отмечу, что впоследствии автор смягчил свою позицию: в своей более поздней работе «Конкурентное преимущество» и в замечаниях о концепции общей стоимости Портер признает возможности сотрудничества, равно как и Адам Бранденбургер и Барри Нейлбафф в известной книге 1996 года «Co-opetition. Конкурентное сотрудничество в бизнесе». И все же правда в том, что бизнес-образование и по сей день больше ориентировано на конкуренцию, чем на сотрудничество, и предлагает рецепты для личного успеха, а не для общественной выгоды.

Это не способствует долгосрочному устойчивому развитию. Проблемы 2020 года требуют изменений по всем фронтам: потребление пищи, воды, энергии, а также работа цепочек поставок — все это усугубляет проблемы климата. Если мы хотим, чтобы наши выпускники руководили изменениями системно, они должны получить понимание того, как работают сложные системы и сколько разных факторов взаимодействуют между собой, создавая почти неразрешимые проблемы. Такого понимания невозможно добиться в рамках коротких тематических исследований или презентаций в PowerPoint. Наши студенты должны мыслить категориями, выходящими далеко за рамки их должностных ролей, и задумываться над проблемами, для окончательного решения которых потребуются усилия не одного поколения. Они должны понимать потребности своих коллег в других секторах экономики и находить способы ведения переговоров, посредничества и сотрудничества. Сегодня в большинстве учебных программ бизнес-школ ни один из этих навыков не рассматривается в числе основных; и это необходимо исправить.

Необходимость инклюзивности

Если бизнес призывают стать более инклюзивным, такими же должны стать и бизнес-школы. Существующие исследования ясно показывают, что многообразная среда способствует лучшим результатам. Мы должны обучать будущих лидеров действовать не только в нынешних реалиях, но и в условиях ближайшей четверти века. В каких сферах в 2045 году будут востребованы лучшие управленческие и лидерские навыки?

Многие учебные заведения уже стараются скорректировать гендерный баланс, но нам предстоит сделать нечто гораздо большее. Сообщество мировых лидеров бизнеса в 2045 году почти наверняка не будет на 60—70% состоять из американцев — как и нынешний состав большинства бизнес-школ США. Поэтому уже сейчас нам нужно найти и обучить талантливых людей в тех регионах, где управленческие навыки будут крайне востребованы в следующем поколении. В нашей бизнес-школе это проявляется в том, что 13% класса — выходцы из Африки, тогда как в обычной бизнес-школе их в среднем 2%. Такие целенаправленные усилия не только принесут пользу будущим лидерам этого континента, но и гарантируют, что остальные 87% наших студентов ближе познакомятся с этой важной частью мира.

Если мы серьезно рассматриваем необходимость большей инклюзивности, то нам нужно полностью отказаться от использования текущего критерия успешности в рейтинге программ MBA — зарплаты. В рейтинге Financial Times удельный вес заработной платы выпускников MBA через три года после выпуска составляет 43%; в других рейтингах эта доля еще больше. При этом собственные данные Financial Times о выпускниках MBA показывают, что через три года после окончания программы мужчины получают на 16% больше, чем женщины. А из нашей информации следует, что географические и отраслевые различия еще более заметны.

Руководители бизнес-школ часто заявляют о стремлении к повышению этнокультурного многообразия и в своих редакционных статьях утверждают, что бизнес должен отучиться думать только о цене акций. Почему же тогда мы до сих пор позволяем другим оценивать наш успех так, что при этом поощряются гендерная, географическая и отраслевая однородность? Особое лицемерие проявляется в том, что эти критерии успеха обычно применяют те же периодические издания, в которых воспеваются достоинства многообразия и инклюзивности.

***

В послевоенные десятилетия условия мирного времени и стабильность государств позволили бизнесу заложить фундамент для личного процветания. Бизнес-школы сыграли в этом важную роль. Во время Второй мировой войны и после нее некоторые бизнес-школы проявляли удивительное бесстрашие и внедряли инновации ради того, чтобы выиграть войну и получить в награду мир для будущих поколений (см., например, историю Гарвардской школы бизнеса в книге Джеффри Крукшанка).

В 2020 году на бизнес ложится значительно более глобальная миссия; то же касается и бизнес-школ. И те и другие способны внедрять инновации ради долгосрочного процветания нашей планеты. Не меньшего требует и общество. Поэтому мы, руководители бизнес-школ, должны проявить то же бесстрашие, что и наши предшественники восемьдесят лет назад.

Об авторе. Питер Туфано (Peter Tufano) — декан Бизнес-школы Саида при Оксфордском университете и бывший преподаватель Гарвардской школы бизнеса. Один из основателей Commonwealth — социального предприятия, которое разрабатывает решения для обеспечения финансовой безопасности людей.