читайте также
Ровно сто лет назад, в 1920 году, известный экономист Йозеф Шумпетер рассуждал на страницах популярного австрийского журнала по политэкономии о перспективах и угрозах капитализма, полемизируя с классиком социальной экономики Максом Вебером. Автор понятия «подрывные инновации», которое прочно укоренилось в современной риторике, Шумпетер поднимал фундаментальные вопросы о роли корпораций в обществе. Пройдет век консьюмеризма и финансовых KPI — и нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц в 2019 году призовет мировые правительства отказаться от ВВП на душу населения как ключевого показателя эффективности национальных экономик. В следующие сто лет бизнес вновь кардинально изменится.
Изменение факторов конкурентоспособности
Сетевые модели доступа к потребителю в рамках шеринговой экономики, экологически и этически дружественное поведение, создание комфортной экосреды для работы и творчества, транспарентность и социальная ответственность будут определять успех компаний по крайней мере ближайшие 10—15 лет. Отсутствие прибыли и даже отрицательная прибыль уже перестают быть помехой для роста. Технологическое лидерство, в том числе в сфере цифровизации, сохранит свою значимость до 2035—2045 годов. Конкурентоспособность бизнеса после 2050-го будет определяться возможностью раскрывать способности человека, опираясь на анализ больших данных, а также устойчивой адаптивной инфраструктурой и максимальной диверсификацией. Умение вызывать эмоции и реализовывать мечты станет залогом успеха на рынке, если этот экономический термин доживет до 2120 года.
Изменение факторов производства
Человеческий капитал, обладающий новыми навыками, станет ключевым фактором роста в 2040—2050-е годы. На смену ему придет время — время вывода продукта или услуги на рынок, удовлетворения спроса, реакции на запрос потребителя. К 2120 году время заменит традиционные деньги — включая криптовалюты, интерес к которым сойдет на нет после распространения квантовых компьютеров, — и станет всеобщим эквивалентом стоимости.
Изменение облика бизнеса
Крупные или малые, местные или транснациональные, традиционные или цифровые — все эти развилки компании минуют до 2035 года, войдя в эру ИТ-гигантов, предоставляющих долю в бизнесе планетарного масштаба как облачный сервис. После 2050 года само понятие «корпорация» радикально трансформируется: корпорации станут в основном выполнять социальную функцию. От экономики мобильных приложений, экспансия которых уже началась, к полноценной нейроэкономике впечатлений, в которой подключенные к цифровым платформам потребители силой мысли смогут создавать что угодно, нас отделяют 30—40 лет. После 2050 года фраза «государство — это я» приобретет буквальный смысл, а к 2120-му будет функционировать единая сеть, объединяющая использующих передовые технологические устройства (гаджеты) индивидуальных предпринимателей со всего света в одну большую корпорацию.
Изменение роли руководителя
Умение находить правильные решения в условиях постоянной неопределенности — навык эффективного лидера на ближайшие 5—10 лет, а обладание видением будущего и готовность сплотить на основе этого видения команду позволят руководителю оставаться незаменимым до 2035 года. Тотальная цифровизация бизнес-процессов будет бросать вызов главе компании до 2045 года. Затем речь пойдет, скорее, о создателе, архитекторе или инженере в широком смысле, нежели о руководителе. Возможно, после 2050 года возглавлять компании будет уже не человек, а искусственный интеллект.
Изменение внешних факторов, или джокеры
События, вероятность которых низка, но эффект от которых окажется масштабным, будут сопровождать бизнес на протяжении всего века. Это и экологические катастрофы, переформатирующие традиционные ресурсные отрасли (затопление нефтяных скважин, изменение агроклиматических зон), и тотальная этическая сертификация, которую могут ввести до 2035 года, и колонизация космоса и новых планет после 2050-го. Киберхакерство, эскалация военных конфликтов, резкое снижение стоимости энергии и иных ресурсов будут соперничать за право главных кошмаров современных компаний с тотальной национализаций и плановой экономикой 2.0. Однако истинным джокером окажется человеческое бессмертие, которое может стать реальностью если не к 2045-му, то уж к 2120 году точно.
Об авторе. Александр Чулок — кандидат экономических наук, директор центра научно-технологического прогнозирования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.