Чем полезен кризис | Большие Идеи

? Феномены

Чем
полезен кризис

Нам повезло, что правила поменялись.

Автор: Ицхак Адизес

читайте также

Сингапурские авиалинии: баланс противоречий

Вирц Йохен,  Лоизос Гераклеос

Вы хороший начальник? Или очень хороший?

Лайнбек Кент,  Линда Хилл

Когда для полноты счастья нужны четыре работы

Бриана Каза,  Шерри Мосс

Что нужно знать об истории России ХХ века

Мариэтта Чудакова

Компании трясет и ломает на ухабах глобального финансового кризиса, но так ли уж вреден для них этот кризис? Люди всегда страшатся перемен, особенно если они налетают быстро и неожиданно. Но любые перемены несут с собой новые возможности — правда, если вы к ним готовы.

Так что же приносит с собой кризис — вред или пользу? Начнем издалека.

Вспомните, как часто мама или жена говорили вам после горячей ванны: «Не выходи сразу на улицу, там ветер». Боятся, что вы простудитесь. Но вот в Финляндии после сауны принято, пропотев, выбежать на холодный снег. И финны не только не заболевают после этой процедуры, а закаляются и становятся здоровее. Жители Сибири даже в пожилом возрасте купаются в прорубях, и им все нипочем. А вот если бы я попробовал прыгнуть за ними, то сразу слег бы с воспалением легких и отошел в мир иной.

Почему резкие перемены одних закаляют, а других губят? Мы заболеваем не от ветра, не от холодной воды, а от неготовности к новым условиям. Это же относится и к организациям. Те из них, что подготовились к переменам, становятся сильнее, а неподготовленные оказываются на грани гибели. Эволюция, прямо по Дарвину.

Расскажу случай из своей практики.

Как-то я консультировал автомобильную компанию Porsche. Питер Шульц, в то время президент компании, рассказал мне историю, которая приключилась вскоре после того, как он попал на эту должность. Его пребывание в компании началось с детального знакомства с ней: он обходил все отделы, чтобы представиться и вникнуть в работу каждого подразделения.

В конструкторском отделе он спросил, участвует ли Porsche в гоночных соревнованиях Le Mans (считается главной гонкой для компаний, производящих спортивные машины). «Нет, — ответили ему, — не участвуем». Это было странно, ведь Porsche — один из лидеров в производстве гоночных машин. Тогда Питер поставил перед ними амбициозную задачу: «Давайте сконструируем машину, которая победит в гонке Le Mans!».

Инженеры серьезно отнеслись к делу. Они работали без устали днем и ночью, сконструировали сначала двигатель, а затем и весь гоночный автомобиль. После испытаний машину отправили на Le Mans и — о, чудо! — она пришла первой.

Потом было большое и шумное празднование победы… Правда, недолгое. Оргкомитет гонок неожиданно изменил правила на следующий год, и только что созданный автомобиль не уложился в новый регламент. Нужно было все начинать сначала: заново проектировать, конструировать, тестировать.

Конечно, сразу упал боевой дух конструкторов. Но Питер был настроен иначе. Он подбадривал всех, говоря: «Поймите, нам повезло, что правила поменялись. Ведь они изменились для всех, а не только для нас. Кто теперь победит? Те, кто сможет быстрее и эффективнее приспособится к переменам. Кто отстанет, тот проиграл».

А фразу, которой он завершил ту свою речь, я с тех пор повторяю как заклинание: «Когда ничего не меняется, вперед выбивается посредственность».

Перемены закаляют сильнейших. Перемены дают им возможность оставить позади слабых и больных соперников. Перемены — ваш лучший союзник, если вы к ним готовы.