Голые некороли | Большие Идеи

? Феномены


Голые некороли

«В последние годы отечественные производители стали сдавать позиции. Я предлагаю читателям HBR высказаться: в чем вы видите причину тех сложностей, с которыми столкнулись российские производители?» Блог Андрея Бережного, Ralf Ringer.

Автор: Андрей Бережной

читайте также

Как распознать настоящего лидера

Маршалл Голдсмит

Как грамотно провести собеседование

Ребекка Найт

Обратите ваши ошибки себе на благо

Марк Чассил

Джетлег не должен испортить вам командировку

Кристофер Барнс

В одном из майских номеров журнала «Эксперт» вышла статья «На голом энтузиазме». Актуальный материал. Про то, что в последние годы отечественные производители стали сдавать позиции, и причина происходящего во многом в том, что (цитирую Александра Нечаева, Faberlic) «сегодня на нижнем уровне власти бизнес обирают, а на высшем — не видят, просто не замечают».

Но применительно к теме данного блога интересна даже не столько сама статья (хотя в ней поднимается вопрос эффективности и конкурентоспособности производства в России), сколько реакция на нее читателей.

Я предлагаю читателям HBR и посетителям этого блога высказаться: в чем вы видите причину тех сложностей, с которыми столкнулись российские производители? Со своей стороны, как один из экспертов, которых опросили при подготовке той статьи, хочу остановиться на отдельных комментариях к ней.

Алексей Никоноров: «Беда не в том, что государство обделяет вниманием, а в какой-то просто нелепой неээфективности управления компаниями.

Никто не следит за расходами, бюджетированием не занимаются. Все процессы выстроены хаотично. Ничего не прописано. У большинства компаний отсутствует нормальная IT-система, что не позволяет наладить более или менее приличную отчетность. Соответственно, отсутствует возможность для хоть какого-нибудь приличного анализа. Ассортимент либо раздувается до умопомрачительных размеров, либо в нем постоянные «дыры». Розницей толком не занимаются, стандарты не то что нигде не прописаны, но если они и бывают, никто не занимается их внедрением. На местах продаж — просто полный кошмар и непрофессионализм.

Соответственно, с одной стороны — отсутствие контроля за расходами, что сокращает прибыль, делает продукцию менее конкурентоспособной. С другой стороны — деньги просто недополучаются в местах продаж из-за низкого профессионального уровня персонала и убогой презентации товара, оформления мест продаж».

Г-н Никоноров в своем комментарии упускает из виду несколько принципиально важных вещей. Прежде всего то, что по сравнению с целым рядом стран, с бизнес-структурами которых российским компаниям-производителям приходится конкурировать, мы — дети. Мы еще в самом начале пути. Российские компании гораздо позже других начали заниматься маркетингом, логистикой, построением систем дистрибуции, программами лояльности и пр. И мы многого по этой причине не знаем и не умеем. У ребенка есть сильные стороны (ему все интересно, он легко учится новому) и слабые стороны (он маленький и неопытный, его легко обидеть, обмануть, отобрать у него что-то). И требовать от ребенка, чтобы он «на равных» соревновался со взрослыми?.. Смело. Но с большой вероятностью любой может предсказать итог этого поединка. А г-н Никоноров вместо поддержки и помощи предлагать пенять на то, что ребенок слабый и что он не умеет драться так, как его взрослый соперник. И советует ребенку обратить внимание на его слабости.

Поверьте, наш ребенок вырастет и научится всему. И вполне возможно, что добьется более впечатляющих результатов, чем его нынешний взрослый спарринг-партнер. Но только в том случае, если этому ребенку дадут возможность вырасти, а не забьют до полусмерти, пользуясь его неопытностью и слабостью.

Сергей Проценко: «Грош цена рассуждениям об эффективности, если в перечень факторов, ее определяющих, вы забыли включить производственно-технологическую составляющую. При всем уважении к коммерческой деятельности, она является второстепенной и вспомогательной, позволяющей выжать максимум из возможностей, предоставляемых действующими производственными технологиями. Базисным фактором эффективности является качество технологий. Отсутствие условий и возможностей для развития производственных технологий — это главная причина пассивности и пессимизма предпринимателей, работающих на внутренний рынок. Для того, чтобы обновить технологии, предпринимателю нужны деньги. Они в стране есть, но они очень дороги, не выдаются на длительный срок и недоступны для низкорентабельных производств. Сделать деньги доступными для широких слоев предпринимателей — это задача государства, с которой оно не справляется. И это при том, что задача — вполне решаемая, учитывая, что у страны есть постоянный приток относительно качественной валюты».

А вот с комментарием г-на Проценко (оригинал которого примерно в четыре раза больше приведенного мной фрагмента) я согласен практически во всем. Можно хотеть печатать некий журнал на самом лучшем оборудовании и на самой лучшей бумаге. И понимать, что тогда он будет лучше, солидней и пр. Но если у человека, который отвечает за данный проект, нет денег и возможностей (при постоянном притоке в страну валюты) печатать журнал на самом лучшем оборудовании, ему можно сколько угодно пенять на то, что он печатает его не так, как нужно, и не там, где нужно. Но у него не получится по-другому.

И последний отзыв, уже без моего комментария.

Дмитрий Панин: «Тут много говорилось о неэффективном управлении, о плохой производственной базе и даже о “зомбоящике”, но что правда, то правда: все время дорожающий рубль (и это при инфляции, превышающей 20% годовых!) делает инвестиции в производство невыгодными.

Год назад мы задумались о создании собственного производства одного очень простого продукта. Тогда мы считали это выгодным. Сейчас — нет, ибо затраты в рублях все время растут, а импорт (тоже в пересчете на рубли) все дешевеет и дешевеет. В итоге из-за одного только курса рубля импортные товары получили “на халяву” примерно двукратную ценовую поддержку с 2003 года.

И если раньше наш товар, возможно, более худшего качества, конкурировал с импортным при соотношении цен, скажем, 100 руб. к 150 руб., то сегодня это соотношение прямо противоположное: 200 руб. к 150 руб. Даже если за эти 5 лет производителю удалось подтянуться по технологиям к импорту, более высокая цена делает продукт неконкурентоспособным. Так кому это надо — дорогой рубль?!»

А что обо всем этом думаете вы?