читайте также
«Думаю, у нас есть шанс построить лучшее офисное здание в мире», — такими словами в 2011 г. Стив Джобс описал будущую новую штаб-квартиру Apple. Сегодня, с завершением строительства Apple Park нам становятся ясны масштабы концепции Джобса, которая легла в основу его последнего проекта. Журнал Wired назвал новое здание «безумно великолепным (или просто безумным)», и это весьма точное описание.
От остальных офисов технологических компаний на Западном побережье США новое главное здание Apple отличается как минимум своим размером. Вместо большого количества построек, разбросанных по территории кампуса, штаб-квартира представляет из себя одно гигантское «Кольцо» площадью около 260 тысяч кв. метров, спроектированное для 12 000 сотрудников компании. Для сравнения: внутренний двор «Кольца» шире площади Святого Петра в Риме, а его внешняя стена способна окружить Пентагон. Четырехэтажное, покрытое стеклом «Кольцо» было построено по проекту Нормана Фостера, включившему в себя длинный список самых разных технических достижений: от огромного массива солнечных панелей на крыше до рабочих мест со скрытыми механизмами для укладки проводов — все в соответствии с бескомпромиссным подходом Стива Джобса к дизайну.
Одно из самых важных указаний Джобса в проекте коснулось создания на 80% выкупленной Apple территории (площадью около 80 гектаров) парковой зоны. Вообще, стирание границ между природой и архитектурой стало определяющей концепцией проекта. Бетонные парковки уступили место новому зеленому ландшафту и лесному заповеднику, состоящему из 9 тысяч деревьев (включая декоративные и фруктовые), представляющих растительный мир Калифорнии. Они были специально отобраны и способны противостоять нередким для штата засухам и угрозе глобального потепления в будущем.
Несмотря на то, что многие ждали открытия Apple Park с большим интересом, столь амбициозный и масштабный проект не мог не собрать и критические отзывы. Вот фрагмент из упомянутой ранее статьи в Wired: «…эстетические оценки цифровых визуализаций проекта (архитектурный критик газеты Los Angeles Times назвал «Кольцо» «ретроградным коконом») в последнее время сменились критикой социальных и культурных аспектов. Новый кампус называют изолированным заповедником для снобов, чье устройство идет вразрез с модным урбанистическим подходом к организации корпоративных штаб-квартир. (Amazon, Twitter и Airbnb, например, поддержали идею интегрировать работников технологических компаний в города, вместо того чтобы заставлять их добираться до работы на пожирающих бензин машинах или в оборудованных Wi-Fi автобусах.) Планировку «Кольца» называют слишком не гибкой: в отличие от будущей штаб-квартиры Google в Маунтин-Вью (как уверяют в корпорации, она будет состоять из «облегченных блочных конструкций, которые можно будет без затруднений перемещать по мере перераспределения ресурсов во все новые продукты»), Apple Park не способен адаптироваться к изменениям в том, как, где и почему работают люди. Отмечают и отсутствие на территории кампуса детского центра».
Безусловно, некоторые из этих отзывов могут оказаться обоснованными, а другие поднимают весьма важные вопросы. В целом же, правильно будет сказать, что оценить проекты такого масштаба и сложности по достоинству можно лишь после их заселения и спустя некоторое время. Меня же, как человека, изучающего дизайн рабочих пространств высокотехнологичных компаний, интересует более существенный вопрос: почему компания Apple выбрала путь, столь отличающийся от подходов других корпораций из Кремниевой долины? Другими словами, каковы реальные задачи этого проекта?
Ответ на этот вопрос, как и на многие другие, касающиеся Apple, начинается с фигуры Стива Джобса.
Как мы здесь оказались
В первую очередь, важно определить фундаментальную задачу, стоящую перед проектировщиком современного (и отвечающего на запросы завтрашнего дня) рабочего пространства, особенно предназначенного для технологической компании. Компьютерные технологии и архитектурные постройки функционируют на разных скоростях. Ключевые характеристики ПО и информационных технологий вообще — быстродействие и обновляемость, постоянные, иногда значительные, изменения. Здания, в свою очередь, созданы, чтобы противостоять переменам и десятилетиями стоять на одном месте. Несмотря на это, перед руководителями компаний, занимающихся недвижимостью, и перед ИТ-директорами стоят похожие задачи: сделать так, чтобы объект их инвестиций в скором времени не потерял актуальность.
В последние несколько десятилетий с этой проблемой сталкивались и компании Кремниевой долины, однако уникальная культура региона давала им безусловное конкурентное преимущество. Подъем Кремниевой долины в XX веке напрямую связан с географической близостью и тесным сотрудничеством технологических компаний, университетов и государственных учреждений. Благодаря этому здесь появились некоторые из самых важных технологических предприятий в современной истории США.
Атмосфера сотрудничества побуждала основателей компаний ценить близость к своим коллегам, личное общение, неформальные договоренности, а также непостоянные командные и организационные структуры. Эти ценности отражены и в дизайне их штаб-квартир, нацеленном на увеличение адаптивности рабочих пространств. Проектировщики стремились создавать физические пространства, функционировавшие на скорости компьютерных программ или близкой к ней. Результатом этого стали открытая планировка, богатая социальная инфраструктура в зданиях, свободная форма одежды, товарищеская атмосфера и особая корпоративная культура. Наиболее удачно организованные, зонированные рабочие пространства способствовали спонтанному общению сотрудников. Это, как показывают исследования (мои и других специалистов), повышает обучаемость работников, сплоченность коллектива и в конечном счете инновационность компании.
Тем не менее, за последние десять лет скорость компьютерных технологий заметно превзошла адаптивные возможности архитектуры и не перестает расти: мобильные телефоны, социальные сети и прочие технологические новинки позволяют компаниям достигать существенных масштабов в сжатые сроки. Молодые технологические компании, такие, как Airbnb, Twitter, Instagram, Snap или WeWork, функционируют иначе, чем гиганты Кремниевой долины: они собирают огромные клиентские базы и получают ошеломительные оценки рыночной стоимости, имея в штате сравнительно небольшое количество сотрудников. Они обладают гибкими бизнес-моделями. Скорость и масштабы роста этих компаний заставляют их занимать рабочие пространства, предполагающие исключительную адаптивность, непостоянство и возможность подстраиваться под условия, способствующие стремительному развитию.
Для сотрудников новых технологических компаний слово «работа» все меньше ассоциируется с реальными меблированными помещениями и все больше — с совместной деятельностью в виртуальных сетевых пространствах. С ранних лет используя социальные сети и мобильные устройства для общения и работы, молодые сотрудники и основатели компаний воспринимают свой бизнес и себя самих как «мобильных» по определению. Не удивительно, что это формирует и их ожидания от пространств, в которых они работают. Модель, способная удовлетворить их требования, — сеть корпоративных офисов, разбросанных среди магазинов и общественных пространств города. Сотрудники компаний имеют возможность свободно перемещаться между ними, сталкиваясь со своими коллегами, соавторами проектов, возможными партнерами и прочими городскими жителями. На этой урбанистической фабрике работают в любое время и в любом месте, что по своей сути близко к коммуникации в сети, где личная, общественная и профессиональная жизнь всегда взаимосвязаны.
Такой ответ на запросы быстро меняющейся технологической отрасли представляется разумным, если учитывать, как большинство компаний оценивают свои инвестиции в недвижимость. Чаще всего они обращают внимание на эффективность своих вложений: издержки и прибыль на квадратный метр, уровень вакантности, затраты на техническое обслуживание.
Компания Apple, однако, при оценке своих инвестиций в Apple Park (размер которых составляет около $5 млрд), кажется, брала в расчет более сложные параметры, относящиеся к совсем другой области, и, возможно, к совсем другим типам архитектурных сооружений.
Вечные ценности и эффективность
Это возвращает нас к Стиву Джобсу, который оценивал корпоративную недвижимость не с точки зрения эффективности, амортизации и адаптивности. Его последние интервью ясно показывают, что проект Apple Park в первую очередь имел большое символическое значение: «Моей страстью было построение надежной компании, сотрудники которой были бы мотивированы на создание великих продуктов. Все остальное было вторично». И вот еще одна цитата: «Я хочу оставить после себя выдающийся кампус, который отражал бы ценности нашей компании на поколения вперед».
Джобсу, вероятно, был знаком афоризм Черчилля «Сначала мы строим дома, а затем дома строят нас». Более того, его инстинктивная способность управлять поведением людей, меняя пространство, была хорошо известна еще со времен проектирования кампуса Pixar в 1998 году. Десять лет спустя он подошел к разработке проекта Apple Park с еще большей изощренностью, с еще большим вниманием (кто-то скажет одержимостью) к функциональным деталям.
Сегодня почти завершенное здание кампуса отражает видение Джобса благодаря следующим инженерным достижениям.
Инновационные способы облицовки. Фасад «Кольца» выполнен из гнутого стекла. При постройке внешней стены здания не был использован ни один прямой лист стекла, более того, компания внесла изменения в процесс плавки, чтобы избавиться от характерного зеленоватого оттенка. Главное кафе облицовано самым большим гнутым листом стекла в мире. Такой дизайн делает максимальный акцент на связи между сотрудниками Apple внутри здания и природой за его окнами.
Инновационные конструктивные решения. Чтобы достичь формы идеального круга и минимизировать строительные отходы, было организовано локальное производство бетона. 95% бетона, оставшегося от старого кампуса компании HP (здания, парковки, тротуары), было переработано и использовано снова для изготовления бетонной основы «Кольца».
Инновации в организации механических и электрических систем. На крыше нового здания располагается одна из крупнейших конструкций с солнечными панелями в мире. Предполагается, что они смогут самостоятельно вырабатывать всю необходимую для кампуса электроэнергию. Механическая же система кондиционирования воздуха делает Apple Park крупнейшей в мире постройкой с естественной вентиляцией. Вопросами экологии в проекте занимается бывший глава Агентства по охране окружающей среды США.
Инновации в устройстве рабочих пространств. Вместо открытой планировки в Apple Park используется разделение рабочего пространства на модульные «отсеки»: одни из них предназначены для коллективной работы, другие — для индивидуальной работы, третьи — для общения. Чередование отсеков по периметру «Кольца» создает условия для «спонтанных и постоянных встреч с коллегами» и соединяет высокотехнологичные пространства для продуктивного труда с панорамными видами на окружающий здание ландшафт, фруктовые деревья и солнце.
Однако не только эти крупномасштабные дизайнерские решения передают основной замысел нового здания. Каждая дверная ручка, стеклянная дверь и даже каждый кран подобраны так, чтобы соответствовать общему впечатлению от пространства и усиливать его. Ни одного необдуманного или типового решения, все, над чем работали проектировщики и создатели Apple Park, претендует на то, чтобы стать примером вневременного дизайна. Больше всего это, пожалуй, напоминает iPhone. Или, если рассматривать архитектуру, собор.
С такой категорией архитектурных сооружений новое главное здание Apple, вероятно, имеет больше общего, чем с другими кампусами и штаб-квартирами компаний. Символическое значение соборов существенно превосходит их функциональность. Более того, великие соборы Европы передают видение их создателей благодаря значительным архитектурным и технологическим инновациям: купол Брунеллески во флорентийском соборе, аркбутаны в Шартре, сводчатая крыша Миланского собора. То же и в случае с Apple Park: технологические достижения, исключительное внимание к деталям и мастерство позволяют зданию служить символом и вдохновлять людей.
Другим, более близким нам примером строительства технологических рабочих пространств со столь четкой установкой на вневременность и долговечность (невиданной за последние полвека) могут служить Сандийские национальные лаборатории, Космический центр NASA имени Линдона Джонсона, ускорительная лаборатория имени Энрико Ферми или здания «Проекта Манхэттен». Они были символами, которые заставляли работающих в них людей чувствовать, что их труд — часть чего-то большего, и использовать свои таланты для научных и технологических открытий.
Apple Park стремится быть современным примером такого подхода к архитектуре, при этом сохраняя функциональность рабочего пространства. Задача этого проекта — оставить наследие и создать вневременной дизайн, который в дальнейшем определял бы траекторию развития компании и вдохновлял поколения будущих сотрудников и руководителей.
Идущий вопреки? Устаревший?
Многие критики, однако, не очень понимают задумку Стива Джобса. Вот еще одна цитата из той же статьи в Wired:
«Этот устаревший подход не учитывает рабочие условия будущего,» — считает Луиза Мосинго, профессор, преподающая градостроительное проектирование в Калифорнийском университете в Беркли.
«Это впечатляющий пример классического дизайна, но он идет вразрез с тем, что сегодня происходит в штаб-квартирах представителей технологической отрасли», — говорит Скотт Уайатт, архитектор NBBJ, известной международной компании, проектировавшей здания для Google, Amazon и Tencent.
Без сомнения, Apple Park разительно отличается от гибких и быстрых современных рабочих пространств, которые занимают успешные компании и стартапы Кремниевой долины. Однако было бы ошибкой сказать, что, разрабатывая концепцию будущего кампуса, Стив Джобс не смотрел в завтрашний день.
Сегодня, когда будущее трудовой деятельности напрямую зависит от взаимодействия с машинами, Apple Park способствует взаимодействию сотрудников компании с природой. Джобса не заботило, будут ли работники Apple в будущем использовать интерфейсы с искусственным интеллектом, роботов, позволяющих дистанционно работать с коллегами, или дополненную реальность для создания макетов. Он представлял себе надежное здание, которое, как собор или национальная лаборатория, не потеряет актуальность и через 100 лет.
Большинство технологических компаний стремятся создавать рабочие пространства, которые могли бы со временем адаптироваться к меняющимся запросам. По понятным причинам они стараются застраховаться от непредсказуемых и быстрых перемен. Apple же строит кампус, способный выдержать испытание временем и вдохновлять следующие поколения. Этой компании не нужна страховка об будущего. Во всяком случае так всегда считал Стив Джобс.
Об авторе. Дженнифер Магнольфи, основательница Programmable Habitats, исследовательской компании, специализирующейся на дизайне и высокотехнологичной рабочей среде, окончила Высшую школу дизайна Гарвардского университета.
* деятельность на территории РФ запрещена