читайте также
В конце 80-x — начале 90-х в желании заработать люди уходили из НИИ и советских контор строить свой бизнес и новую жизнь. Я не был исключением — ушел из науки создавать сеть школ иностранных языков. Сегодня я наблюдаю такой же ажиотаж вокруг благотворительности. Группы энтузиастов и коммерческие компании открывают благотворительные фонды для всего и для всех. И тут я не стал исключением. Сегодня у меня и свой бизнес, и благотворительный фонд. Я понял, что у них есть много общего и существуют они по одним правилам.
Правило 1: собрать команду и зарабатывать
Открыть свой фонд — это пройти все пути регистрации организации, аккумулировать средства, распределять их, готовить и сдавать отчетность. Все это делается и в бизнесе. Коммерческая компания продает товар или предоставляет сервис, а благотворительный фонд оказывает социальную услугу.
Как и в бизнесе, решающую роль в успешном развитии благотворительного фонда играет команда. Задача учредителя — собрать команду лучших специалистов (фандрайзеров, волонтеров, управленцев и маркетологов), чтобы фонд развивался и был эффективным. И этим людям нужно платить зарплаты. В благотворительности не должны работать бессребреники, это распространенное заблуждение. Талантливый человек, который вкладывает много сил, знаний и добивается успеха, должен получать соответствующее вознаграждение.
Наконец благотворительный фонд, как и коммерческая компания, может зарабатывать. В России плохо развит эндаумент, но мы активно используем его. Наш фонд проводит социально-психологическую реабилитацию детей, перенесших тяжелые заболевания. Мы построили во Владимирской области реабилитационный центр, который часть года работает как детский лагерь, зарабатывая деньги. На эти средства в другое время мы проводим реабилитационные программы для наших подопечных. Так появилась возможность вести благотворительную деятельность независимо от экономической ситуации в стране, и это успешная система, которая будет работать еще много лет и без моего участия.
Правило 2: быть первым и учиться у других
Когда я состоял в правлении фонда «Подари жизнь», мы увидели, что в России нет инфраструктуры для реабилитации детей, которые излечились от смертельной болезни. Физически эти дети не нуждались в поддержке общества, но при этом они сами и их семьи переживали тяжелый социальный и психологический кризис. В Европе и США есть около 30 лагерей, которые помогают решить эту проблему. В один из них, в Ирландии, мы стали возить подопечных «Подари жизнь». Это было дорого и малоэффективно. Примерно 80% детей излечиваются от рака, это около 2-3 тысяч человек в год. Всех их невозможно вывезти за границу. Так я подошел к идее создания отдельного фонда, который занимается реабилитацией детей в России и на собственной базе. Нашему фонду пять лет, а реабилитационному центру два года. Мы были первыми в своей нише и заняли в ней экспертную и лидерскую роль (например, проводим научно-методические конференции для врачей и НКО). В бизнесе это залог успеха, в сфере благотворительности — не менее важно.
Но при этом нам не нужно было полностью изобретать велосипед. Существующие в США и Европе программы реабилитации детей мы перенесли и адаптировали в России. Вводил программу в России специалист из Ирландии Терри Дигнан, который уже несколько десятилетий занимается этим делом. Мы и сейчас обмениваемся опытом с лагерями, входящими в Международную ассоциацию SeriousFun Children's Network, следим за тенденциями в их работе, устраиваем стажировки для своих сотрудников и принимаем у себя делегации европейских лагерей. Все это необходимо для того, чтобы мы действительно могли соответствовать международным стандартам.
Точно так же я поступил, когда в 90-е открывал сеть школ иностранных языков. Мне не нужно было разрабатывать программы с нуля — мы вошли в международную систему школ и приняли ее наработки и опыт.
Правило 3: работать в удовольствие и не выгорать
Со стороны, возможно, кажется, что в благотворительности должны работать какие-то особенные люди. Однако все они обычные члены общества со своими достоинствами и недостатками. Успех их деятельности в этой сфере заключается в безусловной вере в свое дело. Это, кстати, верно и для бизнеса.
Но бывают такие истории, когда человек приходит к благотворительности через личную драму. Так он старается компенсировать, избыть свои психологические проблемы. Обычно это заканчивается плохо: человек отгораживается от всего, что не связано с благотворительностью, и не может управлять своей жизнью вне ее. Я знаю людей, которые настолько лично погружены в благотворительную деятельность, что уже не могут отделить себя от нее. Их называют «ранеными целителями».
Очень важно понимать основополагающий принцип. Помощь людям должна приносить удовольствие, радость. Ни я, ни моя команда не отрывают от себя ничего. Мы делаем свое дело, просто у него большая социальная значимость.
Благотворительность похожа на бизнес, а благотворительный фонд — на коммерческую компанию. Успех и того, и другого зависит от одних и тех же факторов. И успех этот может быть заразительным. Легендарный голливудский актер Пол Ньюман известен не только своими великими ролями. Он отдал свое сердце благотворительности и создал SeriousFun Children’s Network, организацию, которая возвращает детство ребятам, перенесшим тяжелые заболевания, по всему миру. Пол Ньюман дал свое имя еще и линейке продуктов питания Newman’s Own, все многомиллионные доходы от которой идут на благотворительность. Кроме того, его пример мотивировал многих известных людей тоже посвятить себя благотворительности.
Например, Хью Джекман основал фонд Laughing Man, для финансирования которого он создал компанию по продаже кофе из Эфиопии. Актер Эдвард Нортон вспоминал как-то, что в детстве его мама покупала продукты Newman’s Own и он был потрясен, узнав, что доходы отправлялись на помощь детям, больным раком. Пример Ньюмана также вдохновил его внести свой вклад в дело благотворительности. Нортон создал сайт CrowdRise, который помог собрать уже полмиллиарда долларов на добрые дела.
Вот так пример одного человека может увлечь и вдохновить многих других на свершения. И понимание того, что твое дело вдохновляет и подвигает других на великие поступки, приносит удовлетворение, куда более глубокое, чем радость от обладания материальными ценностями вроде дворцов и яхт.
Об авторе. Михаил Бондарев — гендиректор компании BKC-International House, учредитель фонда «Шередарь».