«Каждый человек будет ощущать мой взгляд на себе» | Большие Идеи

? Феномены

«Каждый человек будет ощущать мой взгляд
на себе»

Что изменится в управлении компаниями после внедрения технологий виртуальной реальности

Автор: Анастасия Миткевич

«Каждый человек будет ощущать мой взгляд на себе»

читайте также

Круглый стол: В поисках сложного человека

Евгения Чернозатонская

Иерархия в компании: опыт Джека Уэлча все еще актуален

Рон Ашкеназ

Какие технологии могут облегчить работу офисным сотрудникам

Леонид Жестев

Не позволяйте своему боссу загонять вас в стресс

Энни Макки

Уже сейчас сотни миллионов человек ежедневно погружаются в новый цифровой мир с помощью мобильных устройств и гаджетов. Очень скоро этот мир станет еще удивительнее: люди смогут не просто увидеть, что происходит на другом конце света, но и физически почувствовать себя участником событий, происходящих за сотни километров от них. Виртуальная реальность (она же VR, от англ. virtual reality) создается с помощью технологий, которые задействуют органы чувств человека таким образом, что перед ним будто наяву возникают цифровые копии людей и объектов. Сейчас VR-разработками занимаются корпорации Google, Мicrosoft, Samsung, Sony и Facebook. VR-технологии уже применяются в индустрии игр и образования и постепенно начинают внедряться в жизнь корпораций. О том, как виртуальная реальность может сэкономить миллионы долларов компаниям, «HBR-Россия» рассказал Андрей Дороничев, возглавляющий в Google группу по разработке VR-продуктов.

Расскажите, пожалуйста, о том, как VR-технологии будут применяться в управлении компаниями. Насколько это будет захватывающе выглядеть? В знаменитой саге Джорджа Лукаса «Звездные войны» джедаи проводили свои совещания с помощью голограмм. Что-то похожее будет в нашей жизни в обозримом будущем?

Думаю, что сами джедаи появятся нескоро, лет через 100. На лазерных мечах научатся биться гораздо раньше, но с телепортацией все пока сложно. А вот телепрезентация с помощью VR — это достижимая цель в ближайшем будущем, уже сейчас есть наглядные примеры. Разработка Haloportation от Microsoft — это достаточно убедительная демонстрация подобного общения.

Как это работает: камеры в 3D сканируют говорящего человека, а специальное устройство отслеживает движение вашей головы, что создает эффект присутствия. Пока это все находится на стадии прототипов или демонстраций, осталось адаптировать технологии для широкой публики. Думаю, что в течение пяти лет мы сможем увидеть применение телепрезентаций для предприятий в корпоративном сегменте.

Как вам кажется, насколько широко VR будет использоваться компаниями, часто ли понадобится физическое присутствие человека?

Я знаю много стартапов, сотрудники которых находятся в разных точках мира и при этом эффективно работают. Сейчас они общаются с помощью видеотрансляций, то есть пока у них есть только видео и звук. А теперь представьте, что вдобавок к этому появляется ощущение присутствия. Впечатление от общения сильно изменится, вы мгновенно получите много информации о собеседнике: как он спал этой ночью, какое у него настроение, почувствуете огромное количество невербальных сигналов, которые через видео вам не передаются. Для менеджмента крайне важен массив этой информации. Именно поэтому, если вам нужно предотвратить кризисную ситуацию в удаленном филиале, сейчас вы не звоните и не пишете e-mail, а садитесь в самолет и быстро туда летите. Самая маленькая капелька пота на лбу представителя компании из региона может рассказать вам, нервничает он или нет, все ли в порядке. Конечно, в некоторых ситуациях необходимо ваше физическое присутствие, например, если вы хирург и должны прооперировать человека на другом конце планеты. Но если вы менеджер и все, что вам нужно, — принимать решения, работать головой и влиять на людей, это совсем другая история. Вы не будете тратить время на стояния в пробках или полеты, а используете его для того, чтобы принимать важные решения, анализировать процессы и понимать состояние дел.

Могли бы вы описать обычный день из будущего, в котором повсеместно используются технологии дополненной и виртуальной реальности?

В этом будущем вы просыпаетесь и входите в свое выделенное офисное пространство, у вас нет монитора, возможно, будет какое-то устройство ввода информации вместо клавиатуры. Вас будет окружать цифровая информация, которую создадут либо очки, либо контактные линзы или дисплей, то есть, некоторое персональное устройство. Если вам нужен маленький экран, чтобы написать сообщение, то он материализуется у вас в руках, а если захотите посмотреть кино, то перед вами появится большой экран. Ваша комната может быть маленькой, но в нужный момент стена исчезнет, и вместо нее откроется огромное зеленое пространство или море.

В конечном счете все переходит к персональным реальностям. Сейчас у каждого есть такая на экране мобильного, и вы там видите информацию, которая волнует только вас. Представьте, что элементы цифрового мира не ограничены экраном, а могут занимать все пространство. В моей виртуальной реальности может появиться мой коллега, а кто-то сюда зайдет и не увидит никого или увидит того, кого показывает его персональное устройство. Очень важным применением этих технологий будет синхронизация нескольких пользователей. Я считаю, что один из самых важных способов работы — это когда два человека пытаются решить одну и ту же проблему. Например, мы можем разрабатывать новую модель телефона, которая будет вращаться в воздухе, будет возможность разбирать и собирать ее по частям, корректировать ее размер в зависимости от наших целей. При этом мой мозг будет воспринимать такое количество информации, как если бы мы находились в одном месте. Как менеджер я смогу принимать решения со всей полнотой входных данных, будто все это происходит в реальном времени.

Как скоро наступит это будущее?

Все, что я описал, — это самые дальние рубежи на сегодняшний момент. Все еще не реализована на практике возможность не только добавлять к существующей реальности элементы, но и удалять части реального мира. Нарисовать перед нами объект уже сейчас можно при помощи технологии HoloLens от Microsoft и Google Tengel. Но удалить стену — это сложная проблема, которая пока не решена, и мы делаем все возможное, чтобы решить ее как можно скорее.

Доживем ли мы до этого будущего?

Определенно да.

Вы сказали, что персональное устройство будет в виде очков или линз. А что насчет Google Glass? Почему они не пошли в массы?

Google Glass — это отличный первый шаг, который мы сделали в этом направлении, и мы продолжаем их делать. Проблема в том, что сейчас очень большое количество технологий нужно запаковать в это маленькое устройство. То есть с функционалом, который можно поместить в большой мобильный телефон и использовать его вместе с нашим Cardboard (приспособление, в которое можете вставить свой смартфон и таким образом получить персональные очки виртуальной реальности — прим. ред.), Google Glass, конечно, не сравнится. Зато он демонстрирует другие важные вещи, например, компактность, инновационный звук без наушников.

Главное преимущество нашего Cardboard состоит в том, что его дешево и легко производить. Все, кто сейчас занимается этим новым интересным полем — Google, Microsoft, Facebook — сходятся во мнении, что будет очень легкое, красивое, доступное по цене устройство, выполняющее функции по созданию виртуальной реальности. Например, Microsoft Hololens (первые очки смешанной реальности – прим. ред.) — это трекинг в пространстве, Oculus Rift (шлем виртуальной реальности, создан купленной Facebook компанией Oculus VR – прим. ред.) — применение высокопроизводительных процессоров, которые подключают к очкам целый компьютер. Набор устройств демонстрирует многогранность замечательного будущего, о котором мы говорим. На сегодняшний день все поместить в одно устройство невозможно — на это уйдут годы. Пока же, чтобы раскрыть каждый аспект, нужны разные устройства. Раньше был фотоаппарат, телефон, калькулятор, диктофон, а теперь все это в одном смартфоне, здесь то же самое. Google Glass и Cardboard совместятся в конечном устройстве, но пока этого не получается.

В каких-то компаниях VR-технологии уже внедряются?

Сейчас довольно много людей пытаются экспериментировать с виртуальной реальностью, и есть некоторые результаты. Например, компания Iris VR занимается программным обеспечением для архитекторов. Вы можете пройтись по зданию, понять, как все будет выглядеть, ощутить себя внутри комнаты. Думаю, что в дальнейшем в каждом архитектурном агентстве будет использоваться что-то подобное. Одно дело, когда я нарисовал очень красивый дизайн, другое — когда вы прямо здесь и сейчас можете ощутить себя в вашей новой квартире. Это совершенно новый эффективный инструмент продаж.

Применение VR-технологий возможно и в автомобильной сфере. Оценить такой индустриальный продукт, как автомобиль, лишь по картинке, на слайдах довольно сложно, для оценки нужны целые сложные макеты. Если раньше на это уходили десятки дней, то теперь любые манипуляции дизайнера с продуктом будут занимать всего пару часов. Таким образом, скорость принятия решений увеличится колоссально. Для меня, как менеджера, который занимается производством продуктов, это восхитительное будущее.

Другой пример применения VR-технологий — это нефтяная отрасль. Чтобы принять решение, где бурить скважину, с помощью VR строится трехмерная модель подземных слоев почв. Поскольку стоимость бурения одной скважины измеряется миллионами долларов, новые возможности геологоразведки позволяют существенно сэкономить деньги и ресурсы.

Четвертый пример — это то, что существует в финансовой сфере. Я видел прототипы нескольких приложений, которые профессионально занимаются анализом рынков, визуализируя данные. Цифры — это неестественная информация для нашего мозга, а вот понять волнообразный график нам не составит труда. В случае с курсом акций ситуация мгновенно становится понятной. VR дает вам дополнительное третье измерение, которое позволяет визуализировать данные более эффективно, а мозг понимает их в абстрактном виде. Все это пока экспериментальные попытки, лишь доказывающие, что у VR-технологий есть огромный потенциал.

Как виртуальная реальность будет влиять на эффективность работы внутри компании?

В Стэнфорде есть VR-лаборатория, которую возглавляет профессор Джереми Бейленсон, он рассказывал об одном очень интересном эксперименте. Студенты в аудитории надевали специальные устройства и слушали виртуального профессора. Результаты были примерно такие же, как если бы ученики были на настоящей лекции. Но поскольку в виртуальной реальности есть возможность отслеживать перемещения головы, вы можете понять, куда конкретно смотрят люди. Оказалось, что студенты глядят куда попало. И чтобы привлечь их внимание, был сделан такой трюк. Исследователи симулировали взгляд профессора так, что каждому учащемуся казалось, что преподаватель смотрит именно на него, и все 300 студентов чувствовали этот взгляд на себе. Результаты были просто ошеломляющие, все сразу стали уделять огромное внимание профессору. Если проводится большое совещание в виртуальной реальности, то я, как босс, могут включить такой трюк у себя в своем Skype или Google Hangouts, и каждый человек, который присутствует на совещании, будет ощущать мой взгляд на себе.

Как это может повлиять на взаимоотношения между начальником и подчиненным?

Как только вы добавляете новые слои технологий между двумя людьми, безусловно, появляется возможность каким-либо образом создавать новые социальные динамики, которые при живом общении невозможны либо неприемлемы, поэтому, конечно, нам предстоит увидеть влияние на такие вещи, как субординация или межличностные отношения. Фундаментальных изменений в общении не произойдет, ведь используется же определенный этикет в телефонном разговоре и видеоконференции. Видеозвонки станут просто более эффективными, поскольку вы будете испытывать ощущение присутствия другого человека.

Ждать ли каких-то изменений в иерархии компаний?

Есть черно-белый фильм 60-х годов, к сожалению, не помню его название, где все действие происходило в многоэтажном офисном здании, и чем выше был этаж, тем более высокую должность занимал служащий. Эта компания напоминала таблицу Excel. Внизу сидели операционистки, которые занимались простейшими математическими функциями, далее они передавали данные на следующий этаж, где с ними совершали новые операции, в результате все попадало к боссу, который анализировал информацию и решал вопросы покупки и продажи. То есть строилась целая организационная структура, чтобы выполнять ту же самую функцию, что сейчас может сделать на компьютере один человек. Теперь каждый офисный сотрудник — этот огромный офис и в тоже время большой босс с верхнего этажа. Благодаря развитию технологий каждое следующее поколение менеджеров становится на порядок сильнее и эффективнее предыдущего.

Плюсы VR-технологий вполне очевидны, а есть ли минусы?

Любой инструмент имеет свои плюсы и минусы. Вы можете нарубить дров, развести огонь и приготовить пищу, а можете спалить дом. Соответственно, и технологии могут использоваться как в добрых целях, так и для причинения зла. Все новое часто воспринимается в штыки. Когда появились сотовые, многие твердили, что у всех будет рак мозга, от телевизора и компьютера мы должны были ослепнуть, а от выхлопов машин давно задохнуться. Однако все живы и здоровы. Поэтому мне кажется, что да, нас ждут новые вызовы и риски, но мы с ними обязательно справимся.

* деятельность на территории РФ запрещена