Родители-мучители, «искрящиеся» ученики и план из трех «П» | Большие Идеи

? Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Родители-мучители, «искрящиеся» ученики и план из
трех «П»

Что нужно знать родителям и хорошим учителям о методах мотивации школьников

Автор: Нина Джексон

Родители-мучители, «искрящиеся» ученики и план из трех «П»

читайте также

Сам себе хозяин

Гошал Сумантра,  Хайке Брух

Чтобы вам доверяли, станьте чуточку добрее

Тим Леберехт

Формула инноваций

Сафи Бакал

От теорий лидерства не всегда есть прок

Дуг Сандхейм

От редакции. Почему родители не должны требовать от своих детей высоких отметок? Как заинтересовать школьников учебой и не превратить их жизнь в вечный стресс? Чем музыка может помочь во время занятий? Об этом и многом другом рассказывает известный британский педагог и консультант Нина Джексон в своей книге «Классный учитель», вышедшей в августе в издательстве «Альпина Паблишер». Книга будет интересна как практикующим педагогам, так и родителям. Публикуем несколько любопытных фрагментов из нее.

Родители-мучители

Властные родители невероятно давят на учеников. Многие дети так боятся плохих оценок, что пребывают в постоянном стрессе, вследствие чего они не вырабатывают эмоциональной устойчивости, необходимой для полноценной взрослой жизни. Действительно, многие учащиеся боятся подвести или расстроить родителей не той отметкой, которую от них ожидают. В результате дети постоянно нервничают, и успеваемость не растет, а снижается. Кто-то возразит, что такие родители пекутся о благе своих детей, но между давлением и безусловной поддержкой огромная разница. На учащихся и так наседают учителя, которым нужно показать высокий суммарный балл, а если к этому напору присоединятся еще и родители, требующие от своих чад только лучших оценок, — пойдет ли это детям на пользу? Особенно если единственная цель родителей — похвастаться успехами ребенка перед знакомыми...

Много ли вы знаете замученных отличников, которые стали замечательными личностями, не прекращающими учиться всю жизнь? Полагаю, нет. Есть дети, для которых оценка чуть ниже лучшей — провал. Они не учатся в широком смысле слова, а только бесконечно исправляют и нервничают, что не сдюжат или не оправдают ожиданий родителей и учителей. В тяжелых случаях это заканчивается аутоагрессией. В общем, задача сводится к тому, чтобы пестовать в каждом ребенке все, что он собой представляет. Предлагаю вам, в свою очередь, стать «напористым учителем» и каждый раз отчаянно хвалить ребенка за успехи, как только на горизонте появляются его родители. И подчеркните, что не пятерки создают великих личностей.

Налаживаем отношения В+В=М

Школьная программа бесконечно меняется, и учебные задачи, спускаемые сверху, нужно сочетать с индивидуальными способностями и устремлениями учеников, и тут без мотивации никак не обойтись. Когда я только пришла работать в школу, один ужасно смешной мальчуган сказал мне: «Вы, видать, новенькая, чё? Я вам вот чо скажу… Я писать не того, я на барабанах!» Так его слова и задержались со мной на следующие 25 лет. Вот это и называется — знать, что вызывает в ребенке желание учиться. Барабаны! А вовсе не правописание! Во всяком случае в этом ребенке.

Есть два типа побудителей:

1. Внутренние — те, на которые мы реагируем внутренне, исходя из нашего устройства.

2. Внешние — те, что влияют на нас извне.

Тут все предельно просто: если к внутренним побудителям прибавить внешние, возникнет мотивация учиться (или В + В = М). Оба типа побудителей влияют на наши уроки, на дисциплину в классе и вне него, на интерес к учебе и успеваемость. Но понимать, что вызывает у детей желание учиться, — лишь полдела. Нужно еще выяснить, что остужает их пыл. Я знаю массу случаев, когда учитель нечаянно расхолаживал увлеченных учеников тем, что плохо подготовился к уроку или неудачно его провел.

Вам — и учителю, и ученикам — нужно узнать друг друга и установить рабочие взаимоотношения, тогда ученики будут довольны жизнью и станут развиваться как личности, что, безусловно, повлияет на их внутреннюю мотивацию. Особенно это актуально при работе с особыми детьми. Их важно знать и понимать, в противном случае все ваши задания и упражнения будут бить мимо цели.

В толково организованном, понятном, творческом и безопасном учебном пространстве, где все предметы на своих местах, учеников поддерживают сами стены, и учителю, естественно, легче вдохновлять их на подвиги. Не забывайте, что есть ученики, которых пугает незнакомое пространство. Если ваш кабинет грамотно устроен, оснащен наглядными пособиями и рабочими зонами на разные вкусы, если в нем есть пространство для маневра, значит, в нем найдется и пространство для исследования, и знания будут усваиваться лучше. Ну и, конечно, не последнюю роль в формировании мотивации играет взаимное доверие при сохранении обоюдной независимости.

С разными людьми мы говорим на разных эмоциональных языках, делая это с помощью интонации. На письме подобного эффекта можно добиться с помощью эмодзи. Эмодзи, или эмотиконы, — это особые значки, примерно то же, что смайлики. Впервые они появились в электронных сообщениях японцев, а теперь разошлись по всему миру. Слово «эмодзи» означает «картинка» с «настроением». Используйте эмодзи при проверке письменных работ или развесьте их по классу — пусть вдохновляют детей на подвиги. А еще попросите учащихся придумать собственные эмодзи.

Где же их детская искорка?

А знаете ли вы, что интроверты и экстраверты даже разговаривают по-разному? У них разный уровень владения устной речью и разный языковой запас. Иногда это отличие выражается в скорости речи и в том, насколько быстро они способны выразиться. Согласно исследованию, опубликованному в Journal of Language and Social Psychology, язык экстравертов в высшей степени абстрактен, в то время как интроверты скорее придерживаются голых фактов.

Как минимум треть жителей Земли погружены в себя. Они предпочитают не говорить, а слушать, они изобретают и придумывают, но терпеть не могут саморекламу, они охотнее работают в одиночку, чем в команде. А знаете ли вы, что Розу Паркс, Фридерика Шопена, Доктора Сьюза и Чарльза Дарвина можно причислить к интровертам, хотя какой учитель отказался бы от таких учеников? Я порой сильно завидую интровертам, их способности неспешно мыслить и не рубить сплеча, как часто делаю сама.

Так грустно, что наша школа и профессиональная карьера ориентированы в основном на экстравертов. А все из-за бытующего мнения, что производительность труда и творчество дают богатые всходы там, где процветает сотрудничество. Для интровертов это утверждение справедливо с точностью до наоборот. Я обожаю работать с интровертами — среди моих застенчивых коллег есть лучшие педагогические умы XXI века. У них невероятный дар прислушиваться к другим, перерабатывать полученную информацию и затем излагать свое собственное творческое видение вопроса в потрясающих книгах. Допустим, экстраверты по большей части весельчаки, как говорится, «душа компании». В обществах, подобных нашему, такая позиция весьма котируется, и интроверты могут решить, что с ними что-то не так. Они рискуют попасть в воронку негатива, сулящую несчастье и дальнейший уход в себя, а разве этого мы хотим для наших учеников?

Я совершенно убеждена, что, приглядевшись к «искрящимся» ученикам, мы увидим, что дело тут не в песнях и не в плясках; что ни урок, ни кабинет не стоит превращать в безумный парад героев Диснея в попытке предоставить детям развлекательное образование. На самом деле мало что способно так заинтриговать мыслящий мозг и дать ему такие глубокие знания, как вдумчивое, серьезное и спокойное обучение. Но и оценивать его нужно соответствующим образом — неторопливо, внимательно знакомясь с работами учеников и продуманно давая оценку знаниям и мыслям ребенка. Учить всех нужно по-разному. Возможно, конкретно с этими учениками сработает обучение, в котором больше аналитики.

Звуковые волны действительно вызывают мозговые волны

Поскольку я долгие годы занималась вопросом влияния музыки на обучаемый мозг, полагаю, в этой сфере я действительно способна дать дельный совет. Есть масса исследований и рекомендаций, как использовать правильную музыку в правильное время в разнообразных учебных ситуациях. Вокруг привязки музыки к обучению в педагогической среде ведутся споры. И все же многочисленные научные труды доказывают, что техники, основанные на принципе «музыкальные волны вызывают мозговые волны», помогают учащимся иначе взаимодействовать с учебным материалом.

Музыка, обладая властью над нейронами, способствует оживлению мыслительных процессов и улучшению логики. Она помогает вычленять информацию и вспоминать. Воспроизведение по памяти, решение задач, зубрежка, освоение навыков изучения и проверки и даже доказательство теорем — все это сложные процессы, к которым мозг нужно готовить. Однако, как я выяснила, музыка, помогая учащимся сосредоточиться, повышает их способность к абстрактному мышлению и усиливает мозговую активность в части аналитического, творческого или координационного мышления и некоторых аспектов мотивации. С правильной музыкой можно забыть об отвлекающих моментах и направить все мысли учеников на освоение знаний.

Музыка также помогает детям учиться меньше, но эффективнее. Школа ускоренного обучения, основанная болгарским психологом Георгием Лозановым в 1950–1960-х гг. и позже прославившаяся в США благодаря усилиям Шейлы Острандер и Линн Шрёдер, выдвигает такое предположение: если учеба проходит под музыку со скоростью 60 четвертных нот в минуту, то на усвоение материала требуется меньше осознанных усилий. Учиться под музыку однозначно прогрессивнее запоминания в гнетущей тишине, так почему бы не улучшить память с помощью хорошей музыки?

Определенные виды музыки задают благоприятный настрой, который в целом способствует познавательному процессу. Вдобавок к этому музыка служит своеобразной подсказкой, кодирующей информацию, что, в свою очередь, помогает учащимся усваивать, вспоминать и переводить материал в оперативную память... Музыка настраивает мозг на учебный лад, выводите вы математическую формулу, анализируете ли результаты химического опыта, играете ли в шахматы или размышляете над сложными абстрактными материями. Если использовать ее с умом, то можно по желанию активизировать как «левополушарное мышление» (я знаю, все намного сложнее, потому и ставлю кавычки!), ответственное за логику и аналитику, так и «правополушарное мышление» (та же история), ответственное за целостное видение, творческие и невербальные процессы. Помимо всего прочего, музыка помогает детям готовиться к контрольным и экзаменам и к прочим учебным ситуациям, где требуется извлекать из памяти факты, информацию, фигуры или образы. На самом деле, если вы прислушаетесь к моим советам, то сможете развить в учащихся такие навыки и мозговые процессы, с помощью которых они научатся вспоминать почти что угодно.

Безболезненный переход

Этот переход (из начальной школы в среднюю – прим. Ред.) часто проходит болезненно. Хорошо, если у ребенка в средней школе учатся братья или сестры. А если нет? «Большую школу» окружают мифы и легенды, пугающие тех, кто смотрит на нее из безопасной гавани начальной школы. Чтобы переход был гладким, между выпускающей начальной школой и местными средними школами, будь то общеобразовательные специализированные или свободные, должны существовать здоровые учебные и эмоциональные связи. Куда бы дети ни пошли, рецепт отлаженных взаимоотношений везде один: на новом месте новичкам должно быть спокойно, радостно и понятно, у кого просить помощи...

Попробуйте освоить описанную ниже технику, покажите ее ученикам, родителям и педагогам у себя школе. Я называю ее «Перфекционистский план из трех “П”».

Планируйте. Узнайте заранее все про специфические особенности обучения и жизни того или иного ученика и, если нужно, привлеките родителей, воспитателей и консультантов. Передвигаться по средней школе труднее, чем по начальной, поэтому любые физические недомогания имеют большое значение. Также проверьте своих будущих учеников на наличие стандартных медицинских диагнозов, таких как диабет и астма. Мы забываем, что для некоторых детей даже подъем по лестнице — серьезная физическая нагрузка.

Персонализируйте. Хочется, чтобы педагоги, участвующие в переходе детей в среднюю школу, больше обращались к личностям, давая каждому ребенку то, что нужно именно ему, как в учебном, так и в эмоциональном и культурном смысле. К примеру, добавьте индивидуальности дневникам. Попросите шестиклассников в начале учебного года, вместо того чтобы тратить немыслимое количество времени на заполнение расписания на каждую учебную неделю, занести в дневник все, что их устраивает, радует, беспокоит, интересует и увлекает в учебе и вне ее. Добавьте работе осмысленности, живости и индивидуальности.

Подготовьтесь. В сегодняшнем мире штрихкодов и дополненной реальности пора снабжать учеников видеороликами и ссылками на электронные ресурсы, которые помогут им сориентироваться в новой школе. Кстати, отличная идея для семинара по повышению квалификации педагогического состава школы — пусть приобщаются к новым способам общения и обучения. Я называю это «цифрообучение». Обсудите с учениками средней школы, как проходил их переход из начальной школы в среднюю и что они из него вынесли. Поговорите с родителями семиклассников о том, как их дети чувствовали себя в первой четверти. Что может быть лучше честного разговора. Так что готовьтесь!