Для совместной работы нужны не только сети, но и сообщества | Большие Идеи

? Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Для совместной работы нужны не только сети, но
и сообщества

В последнее время мы много говорим о лидерстве, но на самом деле куда более важная проблема — общинность.

Автор: Генри Минцберг

Для совместной работы нужны не только сети, но и сообщества

читайте также

Менеджмент 2.0: новая версия для нового века

Гэри Хэмел

Миссия невыполнима

Фалалеев Дмитрий

Удар из онлайна: что может стать причиной нового финансового кризиса

Пол Ми,  Тил Шуерманн

Что экономисты привнесли в бизнес-стратегию

Роберт Литен

Если вы хотите понять, в чем разница между социальной сетью и сообществом, попросите ваших друзей в Facebook покрасить вам дом.

Конечно, социальные медиа связывают нас с людьми на другом конце света и прекрасно помогают нам расширить круг нашего общения. Однако порой это идет в ущерб более глубоким личным отношениям. Когда мы знаем через Facebook или Instagram, что происходит в жизни наших друзей, мы вряд ли станем им звонить, а тем более встречаться. Сети соединяют участников, сообщества заботятся о них.

Маршалл Маклюэн широко известен описанной им концепцией «глобальной деревни», созданной новыми информационными технологиями. Но что это за деревня? В традиционной деревне мы встречали соседа на местном рынке и общались с ним лицом к лицу — это общение составляло опору нашего сообщества. Когда у него случался пожар в амбаре, вся деревня бралась за дело и сообща помогала ему выстроить новый. Похоже ли это на тот краудфандинг, который существует в нашей глобальной деревне? Как и в случае с интернет-романами, основанными на фантазиях, настоящим общением здесь и не пахнет.

Сотню-другую лет назад слово «сообщество» обычно подразумевало особую группу людей, живущих в одной местности. Все они знали друг друга, судили друг о друге, присматривали друг за другом. У них были общие привычки, общее прошлое и общая память, и время от времени они собирались все вместе, чтобы помочь одному из своих членов. Сейчас же, напротив, сообществами стало модно называть те группы, которые на самом деле являются сетями, как, например, в случае «бизнес-сообществ» — людей с общими интересами, но с разными ценностями, историей и памятью.

Читайте материал по теме: Александр Аузан. Как вывести экономику из комы

Имеет ли это какое-либо значение для управления компанией или даже для решения глобальных проблем в нынешний цифровой век? Безусловно. В 2012 году Томас Фридман в своей колонке в The New York Times спросил своего друга из Египта о протестном движении в этой стране. Вот что тот ответил: «Facebook действительно помог людям в общении и обмене информацией, однако с точки зрения объединения людей для совместных выступлений он оказался бесполезен». Фридман также добавил: «Социальные медиа в своих худших проявлениях могут стать наркотиком, подменяющим реальные действия». Массовые движения, подобные тем, что мы наблюдали на Площади Тахрир в Каире или на Уолл-cтрит, конечно, могут донести до широкой общественности идею о необходимости перемен. Тем не менее основная работа по обновлению социума обычно происходит в маленьких группах внутри сообществ, которые реализуют свои маленькие социальные инициативы.

Я уже неоднократно писал о том, что эффективные компании являются сообществами людей, а не скоплениями разрозненных человеческих индивидуумов. Разумеется, любой организации для нормального общения между разными ее частями и с внешним миром нужна надежная сеть. В особенности это важно для менеджеров, ведь налаживание связей и обмен сведениями составляют существенную часть их работы, даже если они не приводят к конкретным решениям. Однако еще большее значение имеет правильная организация совместной деятельности, а для этого необходимо чувство принадлежности к единому сообществу.

В последнее время мы много говорим о лидерстве, но на самом деле куда более важная проблема — общинность. Сильные лидеры благодаря активному участию в работе своих команд создают, улучшают и поддерживают чувство единства в своих организациях. Следовательно, и управленцам нужно выйти за узкие рамки собственного лидерства и осознать, что эффективная деятельность имеет коллективную природу.

Читайте материал по теме: Что Питер Друкер знал о 2020-м годе

Электронные средства коммуникации стали необходимым условием ведения бизнеса и в первую очередь для компаний, работающих на международном рынке. Тем не менее в основе любого предприятия лежит личное сотрудничество его сотрудников, даже если они связаны друг с другом посредством современных информационных технологий. Поэтому в регионах и в организациях, на уровне общества и мира в целом, остерегайтесь проявлений «сетевого индивидуализма» — стремления людей к общению при полном нежелании сотрудничать друг с другом.

Новые цифровые технологии творят чудеса, устанавливая связи между людьми. Однако без эффективного управления они могут оказать негативное влияние на совместную деятельность. В конце концов, пользуясь электронным гаджетом, мы всего лишь работаем с клавиатурой и стеклом, а не с живыми людьми.

Эта публикация входит в серию материалов, написанных участниками и докладчиками седьмого Global Drucker Forum, который пройдет с 5 по 6 ноября 2015 года в Вене. Тема форума: «Возвращение к человечности — проблемы управления в цифровом веке».

Читайте по теме:

* деятельность на территории РФ запрещена