Соблазны инфосферы | Большие Идеи

? Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Соблазны инфосферы

Идея реального улучшения жизни каждого из нас, разумеется, весьма заманчива.

Автор: Чарльз Хэнди

Соблазны инфосферы

читайте также

Выбор местоимений важен для самоконтроля

Итан Кросс,  Озлем Айдук

Как добиться успеха в незнакомой ситуации

Роллаг Кит

Просекко под ударом: Сооснователь Simple Group о том, как меняется виноторговый бизнес

Никита Щуренков

Наука и бизнес

Инфосфера, как называет ее Лучано Флориди, — это комбинация интернета и компьютерных технологий, которые революционизируют нашу жизнь и работу. У Флориди интригующее звание профессора философии и этики информации Оксфордского университета, что подразумевает, что цифровая революция настолько же затрагивает вопросы морали, идентичности и смыслов, насколько и технологии.

Инфосфера предлагает нам море новых перспективных возможностей повышения благосостояния общества и создания рабочих мест, о большинстве из которых мы еще даже не подозреваем. Идея реального улучшения жизни каждого из нас, разумеется, весьма заманчива. Но на свете очень мало явлений, которые можно назвать безусловно положительными, поэтому нам нужно быть очень осторожными, чтобы не потерять в этой новой эре лучшую часть самих себя. Сегодняшние технологии стремятся переквалифицировать нас в набор данных (будь то слова, цифры или образы), чтобы инфосфере было легче нас «обработать».

Например, хотя компьютер на линии поддержки и обращается ко мне по имени, на самом деле он воспринимает меня как еще один набор данных, а не так, как я воспринимаю самого себя — со всеми присущими мне предпочтениями, предрассудками, страхами и надеждами. Этот тип алгоритмического общества с его программами и процедурами уменьшает количество стресса в нашей жизни — но при этом, если позволить ему, он заберет у нас и большую часть ее смысла.

Этот смысл заложен в нашем сознании, которое невозможно закодировать и превратить в последовательность данных. Подобным образом не могут быть «оцифрованы» добродетели красоты, истины или доброты, которые мы легко узнаем при встрече, но не можем адекватно измерить или определить. Любовь, доверие, верность и мудрость — основные составляющие человеческих взаимоотношений — также не подлежат количественному измерению. Пытаться перевести их на язык кода не имеет смысла. Но придет ли время, когда то, что нельзя измерить, не будет иметь значения? То есть со временем все это будет восприниматься как нечто несуществующее? Способно ли алгоритмическое общество свести нас к пакету данных, несущемуся по жизни и направляющему то в одну, то в другую сторону? Да, именно так — если нас будет продолжать соблазнять беззаботность, которую оно нам предлагает.

Читайте материал по теме: Как талант победил капитал

Мы с головой погружены во множество процессов алгоритмического общества. Большинство из них мы даже не замечаем, потому что они заложены в разные вещи вокруг нас, облегчающие, но одновременно и контролирующие нашу жизнь. В этом-то вся загвоздка — или по крайней мере одна из проблем. «ПО усыпляет нашу бдительность», — говорит президент Британского картографического общества, обеспокоенный тем, что новое поколение не будет уметь ориентироваться по карте, поскольку за них это сделает GPS. Скоро нам не нужно будет уметь читать, готовить, водить машину или запоминать что бы то ни было — достаточно будет помнить нашу идентификационную запись и пароль, и даже их в конце концов заменит простое помещение зрачка в поле зрения монитора.

К сожалению, не все эти данные таковы, как они нам представляются: конкретные факты, надежно хранящиеся в некоем месте. Большинство из них мимолетны как радуга — сейчас они есть, но могут скоро померкнуть. Например, когда обновляется веб-сайт, информация, которая была на нем ранее, исчезает навсегда. Даже Google рекомендует распечатывать наиболее важные для нас фотографии на случай, если через несколько лет они исчезнут или станут недоступными. Другими словами, данные и технологии, которые мы используем для структурирования и облегчения нашей жизни, не всегда надежны. Любые тайны, которые мы доверили одной из старых дискет, станут тайной навеки в момент, когда исчезнет техническая возможность доступа к ним. Возможно, нам все-таки нужны бумажные документы, настоящие книги и хорошая память. Самоуправляющийся автомобиль — волшебная вещь, но лишь до тех пор, пока не зависнет его система. 3D-принтер прекрасен, но лишь пока не отключат электричество.

Алгоритмизация уже затронула и наши организации, по крайней мере частично. Она построена на теории, что чем больше работы подогнано под определенный шаблон и запрограммировано, тем эффективнее компания, предприятие, фабрика и т. д. Но эффективность и результативность — разные вещи. Как любил подчеркивать Питер Друкер, эффективное достижение целей не равносильно достижению правильных целей. Последнее требует мудрости, видения, а зачастую и мужества — качеств, которые невозможно «запрограммировать». Даже самый хороший софт не может знать, как поступать в неожиданной или неординарной ситуации. Каждому случалось попадать в кошмарное положение, когда автоматическая служба поддержки, куда не заложена наша конкретная проблема, в который раз посылает нас по кругу в поисках ответа. Эффективность требует, чтобы возможность выбора сводилась к минимуму. Обычно организациям это нравится. И, похоже, это нравится и нам.

Читайте материал по теме: Как талант стал двигателем экономического роста

Amazon со товарищи уже подсказывают нам, что мы хотим читать, носить, есть и смотреть. И нам бывает очень легко согласиться с их предложениями. Многим знакома история о том, как система магазина Target догадалась по содержимому тележки, что ее обладательница ждет ребенка, и услужливо послала ей идеи одежды для беременных. (Все бы ничего, но так же они поступили и с девушкой-подростком, чей отец был не в курсе ее положения.)

Мир, переполненный данными, оставляет весьма мало пространства для частной жизни. Ваш мобильный телефон, даже будучи отключенным, может сообщить другим информацию о вашем местонахождении, а также о том, кому вы звонили или писали. Новые телевизоры способны записывать ваши разговоры и отсылать их по заданному адресу. Подземные оптоволоконные кабели могут фиксировать любое движение без нашего ведома.

Когда все наши интимные привычки доступны для наблюдения, анализа и «препарирования», у нас не может быть секретов — даже от самих себя. Кто же мы, если другие знают нас лучше, чем мы сами? Это дает организациям (включая те, на которые мы работаем) огромную власть, в чем скрывается постоянная опасность. Неужели наш мир выйдет из-под нашего контроля? И кто будет контролировать контролирующих? Вот тот вызов, который предвидят те, кто твердит о сингулярности (времени, когда компьютеры начнут думать самостоятельно).

Итак, что же нам остается? Радоваться чудесам инфосферы и исследовать ее потенциал (на который я очень надеюсь), использовать ее, не становясь ее рабами, и помнить о том, что мы — Homo sapiens со всей нашей неповторимостью. Мы должны оставаться хозяевами своих творений, а не становиться их марионетками.

Эта статья входит в серию размышлений спикеров и участников Седьмого международного форума имени Питера Друкера, который пройдет 5—6 ноября 2015 года в Вене. Тема форума: «Утверждая человеческий образ: управление в цифровую эпоху».

Читайте по теме: