От экономики знаний к гуманистической экономике | Большие Идеи

? Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

От экономики знаний к
гуманистической экономике

Сейчас мы подступили к новому водоразделу: начинается переход к гуманистической экономике, и эта революция сильнее всего скажется на менеджменте.

Автор: Дов Зейдман

От экономики знаний к гуманистической экономике

читайте также

Что не так с вашим сном

Арианна Хаффингтон

Остановите инновационные войны!

Говиндараджан Виджай,  Крис Тримбл

Глава X5 Retail Group: «Многие консультанты говорили, что мы сумасшедшие»

Марина Иванющенкова,  Юлия Фуколова

Пандемия стресса: как справиться с усталостью и равнодушием людей к работе

Дженнифер Мосс

В ХХ веке развитые страны начали переходить от индустриальной экономики к экономике знания. Сейчас мы подступили к новому водоразделу: начинается переход к гуманистической экономике, и эта революция сильнее всего скажется на менеджменте.

Что я называю гуманистической экономикой? Экономика определяется характером основной работы. Промышленная экономика приходит на смену аграрной тогда, когда крестьяне покидают землю и становятся заводскими рабочими; экономика знаний уводит основные трудовые резервы с заводов и фабрик в офисы. Одновременно меняются и способы добавления стоимости: теперь работодателям нужна уже не физическая сила сотрудников, а ум. Нанимают не рабочие руки: хедхантеры охотятся за головами.

В гуманистической экономике будут искать уже даже не головы, а сердца. Образование и аналитические навыки, столь ценные в экономике знания, перестанут быть конкурентным преимуществом в эпоху умных машин. Но человек все еще приносит на рабочее место те специфические свойства, которые невозможно запрограммировать: креативность и страсть, характер и командный дух — то есть собственно человеческое. И от умения воспользоваться этими ресурсами будет зависеть превосходство одной компании над другой.

Читайте материал по теме: Кодекс эффективного руководителя

Вот пример компании, успешно реализующей гуманистический подход. Марк Дикинсон спешил на самолет, получив страшное известие о смерти внука. Но примчавшись в аэропорт Лос-Анджелеса, он оказался в бесконечной очереди и понял, что за два часа не успеет пройти контроль. Правила для него никто отменять не пожелал, без очереди не пропустили, и так он маялся в ожидании и к выходу попал через 12 минут после запланированного времени вылета. Но там Марка, который мчался босиком, не надев даже ботинки после досмотра, ждал пилот. Служащая на стойке регистрации поверила ему и передала сообщение экипажу. Пилот задержал вылет. Как он сказал Дикинсону: «Без меня не улетят, а я решил не лететь без вас».

Разумеется, это было правильное решение, но такое решение способен принять только человек — и только в компании, где за подобные вольности не наказывают. Очевидно, летчик был уверен, что при всем уважении к точности и соблюдению расписания его не осудят за эту задержку. А откуда у него взялась такая уверенность? Он знал, что это решение соответствует ценностям Southwest, главная из которых — хорошо обращаться с клиентом. Личный поступок пилота проистекал из «операционной системы», которую задало руководство компании.

Мне нравится понятие человеческой операционной системы, поскольку оно указывает на принципиальный для компании вопрос: ставит ли она во главу угла гуманизм. Компании постоянно выступают с инициативами против бюрократии и коррупции. Это программы, этакие «приложения», направленные на решение конкретных проблем, но без соответствующей операционной системы, в которой эти программы могли бы обращаться друг к другу и к «железу» своей компании, многого не дадут.

Читайте материал по теме: Что потеряет общество, если бизнес перестанет быть уважаемым делом

Например, организация из самых благих побуждений начинает выравнивать свою иерархическую структуру. Но если она действует в культуре, где господствует страх перед ошибками, то служащие низшего звена все равно будут обращаться к старшим перед любым серьезным решением. Другой пример: компания запускает программу для улучшения клиентского сервиса, но если сотрудники, непосредственно работающие с клиентами, недовольны отсутствием уважения и честной оплаты, то хоть какую программу им не предлагай, «лицо компании» все равно будет сводить гримаса.

В глубине души менеджеры осознают, как важно для успеха компании нормальное человеческое отношение. Недавний опрос более 1000 руководителей показал, что они подбирают кандидатов по принципу: «готовые к сотрудничеству, гибкие, общительные и креативные» (это совсем не похоже на правило экономики знаний «выбирать по уму»). Недавнее исследование под заголовком «Только человек: эмоциональная логика деловых решений» подтверждает, что большинство топ-менеджеров ставит человеческую интуицию перед жесткой аналитикой. Элитные бизнес-школы добавили в программу «мягкие навыки»: от искусства критиковать до практики медитации. Компании наперебой присваивают эпитет «человеческий»: Chevron — компания «человеческой энергии», Cisco — «человеческая сеть», и Ad Age уже называет этот эпитет очередным «мемом маркетинга».

Читайте материал по теме: Обновление бизнес-модели

Становится очевидным, что переход к гуманистической экономике влияет на подход руководителей к своей работе. В книге «Эффективный управляющий» Питер Друкер советует руководителям бизнеса сосредотачиваться не только на цели, но и на средствах, на том, как они идут к успеху. Он пишет:

Прежде всего мы ориентируемся на результат. Для роста компании эти результаты играют ту же роль, что калории в питании человеческого организма. Но любой организации нужна также приверженность ценностям и постоянное их подтверждение — как организму нужны витамины и минералы. Должно быть то, за что «стоит организация», или же наступит дезорганизация, смятение и паралич

«

»

Ныне ценности, за которые выступал Друкер, стали еще важнее для здоровья компаний и организаций, поскольку таланты сделались более мобильными. Примите во внимание данные Gallup: лишь 13% персонала удовлетворено своей работой. Возможно, причина кроется в том, что менеджеры все еще пользуются устаревшими моделями и лидерскими качествами, которые годились для экономики прошлого. Большинство, как показывают наши данные, все еще рассматривают подчиненных как вложенный в производство капитал (и переживают больше из-за непредсказуемости этого фактора) или как рабочих лошадок, запряженных в спущенные сверху идеи.

Читайте материал по теме: Что Питер Друкер знал о 2020-м годе

Питер Друкер зорко провидел новый путь лидеров: создавать человеческие организационные системы, которые дадут выход подлинному человеческому потенциалу. Он понимал, что в гуманистической экономике правила отступают на второй план. «Менеджмент — это искусство делать все правильно, лидерство — умение правильно поступать», — писал он. Нам придется глубоко усвоить и интегрировать в человеческую операционную систему это тонкое различие. С этого начнется культура, в которой каждый сможет быть правильным лидером.

Конечно, машины будут все лучше выполнять ряд функций, который прежде делали люди, но долгосрочного преимущества машины никому не обеспечат. Преуспеют те компании, которые сосредоточатся на человеческой стороне своего дела и сочтут своим капиталом именно то, что могут делать люди и только люди.

Читайте по теме: