Эпохи менеджмента: краткая история
Рита Гюнтер МакгратОрганизация как механизм — этот образ из индустриального прошлого все еще отбрасывает тень и влияет на сегодняшнюю концепцию менеджмента. И это не единственный глубоко укоренившийся и давно не пересматривавшийся предрассудок. Руководители все еще думают, что стабильность нормальна, а перемены — необычное состояние дел (с этой точкой зрения я принципиально спорю в книге «Конец конкурентного преимущества»). Компании все еще стараются выжать по максимуму из имеющихся преимуществ, они все еще привержены краткосрочному планированию, хотя многие это и осуждают. (Краткосрочное планирование осудил уже и Клейтон Кристенсен в «Дилемме капиталиста», указав, что оно приводит к хронической недостаче инноваций). Корпорации по-прежнему думают в первую очередь об акционерах, и последствия такой узости мысли ужасны, даже для мощных организаций вроде IBM.
Но хотя старые идеи все еще живы и их продолжают даже преподавать, развивается и практический современный менеджмент для думающих руководителей. Опираясь на идеи моего коллеги Яна Макмиллана, я считаю правильным разделить менеджмент периода после Промышленной революции на три «эпохи», в зависимости от того, на чем делался акцент: производстве, знании и эмпатии.