Во что превратился капитализм в XXI веке | Большие Идеи

? Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Во что превратился капитализм в
XXI веке

Провалился ли капитализм как образ жизни?

Автор: Умар Хак

Во что превратился капитализм в XXI веке
Jacob B?tter / Flickr

читайте также

Этический капитал — краеугольный камень нового капитализма

Умар Хак

Наша экономика одержима ростом, а во всем прочем ужасна

Умар Хак

Признаки того, что вы слишком упрямы

Мюриэл Уилкинс

Как оценить компанию по ее клиентам

Дэниел Маккарти,  Питер Фейдер

Существуют такие странные секты, члены которых верят, что в этом году, 28 октября ровно в 4:05 на Землю явятся представители высшей расы и спасут человечество. Инопланетяне уже не раз обманывали ожидания (вспомним истерию вокруг 2012-го года), однако подобные секты не лишаются веры, а напротив, укрепляются в ней.

Если вы, как я полагаю, знакомы с такими сектами и только плечами пожимаете, позвольте задать вам вопрос.

Провалился ли капитализм как образ жизни? Или — дает ли он сбои прямо сейчас, на наших глазах? Позвольте прояснить вопрос. Я не предлагаю назвать капитализм бесполезным, бессмысленным и ужасным. Я вот о чем: не теряет ли он свои позиции как наилучший способ организовать работу, жизнь и досуг людей?

Вообразим страну по имени Капиталстан с гербом в виде огромной невидимой руки. На центральной площади каждого города горделиво развивается флаг с этим гербом. Цены здесь почитаются кумирами, рынки служат храмами, производство — молитвами, и все знают, что обозначает огромная рука: бессмертные идеалы конкуренции, самодостаточности и богатства. Человек стоит столько-то в деньгах, его время оценивается почасовым заработком, миллионы трудятся долгими мучительными месяцами во имя «инновации» — благого дела, по высшему приказу назначенного им их господином — рынком.

Но что-то разладилось в Капиталстане. Общество дает сбои. Средний класс рушится. Одно десятилетие уже признано провальным, и начинается второе. Молодежь считает себя потерянным поколением и тщетно ищет возможности выбиться. Средний уровень доходов не поднимается уже десятки лет. Экономика влетела в рецессию, а потом якобы «выздоровела», вот только в пору «выздоровления» 95% выгоды досталось 1% наиболее богатых и обеспеченных людей. Миллионы страдают от хронической безработицы и бедности. Социальная мобильность низка и продолжает снижаться. Сокращается средняя продолжительность жизни.

Одним словом, жизнь в Капиталстане становится короче, сложнее, неприятнее и несчастливее. Тем временем другие богатые народы, в особенности те, которые не предавались столь безоглядно культу невидимой руки, процветали.

Кажется, история Капиталстана чем-то напоминает историю Америки?

А теперь позвольте объясниться.

Возможно, уклад США — вовсе и не капитализм. Это какая-то токсичная смесь капитализма для бедных, которых безжалостно стирают в порошок в жестоких схватках за выживание сильнейшего, и социализма для богатых с неисчерпаемыми государственными ссудами, субсидиями и прочими привилегиями. Смертоносный коктейль круговой поруки для власть имущих и бессилия для бедных. Ни рыба ни мясо — химера.

Так как же именовать эту плохо работающую систему, если это не капитализм?

Я бы назвал ее «растизмом». Это не просто система, совокупность институтов — это определенный склад ума, идеология, набор неотъемлемых убеждений. Убеждений, уже сцементировавшихся в догму. Эта догма со всей очевидностью дает прокол за проколом, но избавиться от нее мы не можем, потому что она превратилась в символ веры, легла в основу культа, жрецы и адепты которого грозят таинственной и ужасной божьей карой любому, кто усомнится в их авторитете.

Растизм утверждает: рост нужен любой ценой. Когда отмечается рост, общество признается успешным, где роста нет, там и страна в упадке.

Растизм готов ради роста пожертвовать всем, даже правами человека, некогда считавшимися в просвещенном обществе неприкосновенными. Вас тревожат массовые случаи шпионажа без судебного постановления, дроны, частная охрана, военные наемники и базы данных, откуда и правительство, и частные компании могут почерпнуть сведения обо всех ваших словах, делах и поисках в интернете? Лучше перестаньте тревожиться: это наши быстрорастущие отрасли, и горе тому, кто встанет у них на пути. Кому есть дело до свободы слова и собраний или до права на частную жизнь, ведь нам нужны хорошие, способствующие росту рабочие места! Мы будем работать дворецкими и горничными (коучами, консультантами, «обслугой» для супербогатых, которые покупают себе освобождение от задержаний, обысков и наблюдения). И не вздумайте протестовать! Вы же мешаете росту!

Итак, растизм — прямая противоположность демократии. В глазах растиста фундаментальные политические и человеческие права — лишь досадная помеха, причина неэффективности, которую следует устранить, стереть в порошок, уничтожить. Все эти права — источник социального напряжения, из-за них снижается эффективность работы, люди начинают сомневаться, задавать вопросы, агитировать, бросать вызов, отрицать, восставать, думать. Черт побери! Нам тут ни к чему гражданское общество. Нам рабочую силу подавай.

Растизм видит цель и смысл в росте: это альфа и омега, единственная цель всех усилий, а потому все ресурсы следует направлять к этой цели.

В этом и кроется величайшее заблуждение растизма. Рост — не самоцель, а средство. Средство, которое в лучшем случае помогает распространить эвдемонизмы, то есть возможность жить осмысленно и счастливо. А как минимум это средство расширить элементарную человеческую свободу.

А поскольку рост не цель, а всего лишь средство, одного только роста недостаточно. Для чего недостаточно? Для благосостояния. И особенно это заметно в США, где экономика «растет», но большинство людей в возрасте до сорока лет живут хуже, чем их предки.

Но постойте! У каждого первого имеются теперь такие сокровища, о которых в прошлом поколении и не мечтали. Гигантские 3D-телевизоры с сабвуферами — каждый размером с небольшую страну. Кофе-сое-латте-варка размером с пивную бочку… за $3,99! Скоро появятся летающие машины, роботы-дворецкие, дом, который сам себя убирает… говорящие очки с прогнозом погоды. Потрясающе!

Да, симпатичные игрушки. Однако они не заменят нам дееспособное общество и подлинное процветание, тем более что подлинное процветание возможно лишь в дееспособном обществе.

Хорошее образование, транспорт, энергетика, здравоохранение, пища, общество — все это и многое другое требуется для подлинного процветания. Подлинное процветание — это не рассовывать гаджеты по карманам: и пусть уровень образования, доходов, богатства страны, социальной ответственности, жизненных возможностей и продолжительности жизни падает, а неуверенность в завтрашнем дне, одиночество, бедность и неравенство все нарастают.

Если супергаджеты превращают вас и меня в жирных несчастных зомби, забывших, что такое книги и что такое права человека, да и на что они нужны… если это и есть наш выигрыш от капитализма, то, похоже, мы заключили сделку с дьяволом.

Так вот, насчет веры в инопланетян. Инопланетяне в урочный час не приземлятся. Что сделает глава секты? Повернется к своим последователям и заявит: «Инопланетяне вынуждены задержаться на Юпитере. Сам факт того, что их пока здесь нет, свидетельствует о том, что скоро они явятся. Они будут здесь в следующем году в этот же самый день и час. Ждите и надейтесь!» И так будет повторяться снова и снова.

Знакомо? Да, именно этот сюжет вбивает нам в головы изо дня в день политика растизма… только он рассказывает нам про нашу собственную жизнь. Близится день, когда мы будем спасены, нужно лишь верить в волшебную власть роста. День этот вот-вот настанет! Экономика собирается с силами. ВВП снова растет! Продержитесь еще немного. Что, в этом квартале дела не пошли на лад? Ничего, в следующем все изменится!

Растизм — это культ, и как любой другой культ он заставляет нас отвернуться от реальности, принести себя в жертву, отречься от всего, что нам дорого, и твердить магические заклинания. Первосвященники успокаивают нас обещаниями, которые так и не сбылись на протяжении многих десятилетий. Верующие твердят молитвы, но дождя все нет. А они повторяют: имейте веру — и спасение придет.

Преступление растизма — да, это преступление, потому что вас и меня прямо сейчас лишают той жизни, которую мы могли бы вести, подсовывая нам взамен вот это вынужденное существование — преступление растизма в том, что он препятствует гражданскому обществу вдуматься и сформулировать концепцию благосостояния, а значит, мы не видим и пути к благосостоянию. Растизм дает сбои, потому что не позволяет нам оторваться от изношенного представления об исключительно материальном благосостоянии, блестящих погремушках и гаджетах и хотя бы предположить, что справедливее было бы так именовать здоровье, дружбу, наличие смысла в жизни, мудрость, стойкость, счастье, блаженное чувство, что силы потрачены не зря.

Итак, вот мой ответ: капитализм выродился в растизм, а растизм в наши дни — то же самое, что алхимия в Средневековье. Это тщетная, суеверная и нелепая попытка превратить свинец в золото. Свинец останется свинцом. А истинное богатство — сама жизнь, если прожить ее как следует.

Зло алхимии не в том, что она ничего не умеет. Еще как умеет — говорить нам ровно то, что мы хотим услышать: «Ш-ш! Великая тайна! Секретная формула! Скрытый от мира рецепт!» Она отучает нас думать, чувствовать, мечтать, удивляться, сомневаться, бросать вызов, восставать. Наука веками пребывала в оковах, покуда алхимия искала философский камень, в который она исступлено верила. И мы тоже стоим на месте, ослепленные позолоченной приманкой растизма.

Нет легкого способа превращать свинец в золото. Нет легкого способа построить общество, которое будет работать, где каждый сможет жить достойной жизнью — и для отдельного человека тоже нет простого пути к такой жизни.

Так, может быть, настало время и вам, и мне проститься с этой сектой? Инопланетяне, глядишь, и не прилетят. И этот дешевый пластик, что окружает нас со всех сторон, едва ли стоит той цены, которую мы заплатили за него — не только наличными (кредитом, скорее всего), но и своей свободой, временем и слезами.

Настало время сделать глубокий вздох, послать растизм куда подальше и наметить новый курс.

Об авторе. Умар Хак (Umair Haque) — директор Havas Media Labs и автор книг «Betterness: Экономика для людей» и «Новый манифест капитализма: построение революционно успешного бизнеса». Один из самых влиятельных мыслителей в области управления согласно рейтингу Thinkers 50.