Во что превратился капитализм в XXI веке | Большие Идеи

? Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Во что превратился капитализм в
XXI веке

Провалился ли капитализм как образ жизни?

Автор: Умар Хак

Во что превратился капитализм в XXI веке
Jacob B?tter / Flickr

читайте также

Пора положить конец усталости ваших сотрудников

Тони Шварц

Правила провинциалов

Сантос Хосе

Разум и чувства

Марина Иванющенкова

Не введено название

Существуют такие странные секты, члены которых верят, что в этом году, 28 октября ровно в 4:05 на Землю явятся представители высшей расы и спасут человечество. Инопланетяне уже не раз обманывали ожидания (вспомним истерию вокруг 2012-го года), однако подобные секты не лишаются веры, а напротив, укрепляются в ней.

Если вы, как я полагаю, знакомы с такими сектами и только плечами пожимаете, позвольте задать вам вопрос.

Провалился ли капитализм как образ жизни? Или — дает ли он сбои прямо сейчас, на наших глазах? Позвольте прояснить вопрос. Я не предлагаю назвать капитализм бесполезным, бессмысленным и ужасным. Я вот о чем: не теряет ли он свои позиции как наилучший способ организовать работу, жизнь и досуг людей?

Вообразим страну по имени Капиталстан с гербом в виде огромной невидимой руки. На центральной площади каждого города горделиво развивается флаг с этим гербом. Цены здесь почитаются кумирами, рынки служат храмами, производство — молитвами, и все знают, что обозначает огромная рука: бессмертные идеалы конкуренции, самодостаточности и богатства. Человек стоит столько-то в деньгах, его время оценивается почасовым заработком, миллионы трудятся долгими мучительными месяцами во имя «инновации» — благого дела, по высшему приказу назначенного им их господином — рынком.

Но что-то разладилось в Капиталстане. Общество дает сбои. Средний класс рушится. Одно десятилетие уже признано провальным, и начинается второе. Молодежь считает себя потерянным поколением и тщетно ищет возможности выбиться. Средний уровень доходов не поднимается уже десятки лет. Экономика влетела в рецессию, а потом якобы «выздоровела», вот только в пору «выздоровления» 95% выгоды досталось 1% наиболее богатых и обеспеченных людей. Миллионы страдают от хронической безработицы и бедности. Социальная мобильность низка и продолжает снижаться. Сокращается средняя продолжительность жизни.

Одним словом, жизнь в Капиталстане становится короче, сложнее, неприятнее и несчастливее. Тем временем другие богатые народы, в особенности те, которые не предавались столь безоглядно культу невидимой руки, процветали.

Кажется, история Капиталстана чем-то напоминает историю Америки?

А теперь позвольте объясниться.

Возможно, уклад США — вовсе и не капитализм. Это какая-то токсичная смесь капитализма для бедных, которых безжалостно стирают в порошок в жестоких схватках за выживание сильнейшего, и социализма для богатых с неисчерпаемыми государственными ссудами, субсидиями и прочими привилегиями. Смертоносный коктейль круговой поруки для власть имущих и бессилия для бедных. Ни рыба ни мясо — химера.

Так как же именовать эту плохо работающую систему, если это не капитализм?

Я бы назвал ее «растизмом». Это не просто система, совокупность институтов — это определенный склад ума, идеология, набор неотъемлемых убеждений. Убеждений, уже сцементировавшихся в догму. Эта догма со всей очевидностью дает прокол за проколом, но избавиться от нее мы не можем, потому что она превратилась в символ веры, легла в основу культа, жрецы и адепты которого грозят таинственной и ужасной божьей карой любому, кто усомнится в их авторитете.

Растизм утверждает: рост нужен любой ценой. Когда отмечается рост, общество признается успешным, где роста нет, там и страна в упадке.

Растизм готов ради роста пожертвовать всем, даже правами человека, некогда считавшимися в просвещенном обществе неприкосновенными. Вас тревожат массовые случаи шпионажа без судебного постановления, дроны, частная охрана, военные наемники и базы данных, откуда и правительство, и частные компании могут почерпнуть сведения обо всех ваших словах, делах и поисках в интернете? Лучше перестаньте тревожиться: это наши быстрорастущие отрасли, и горе тому, кто встанет у них на пути. Кому есть дело до свободы слова и собраний или до права на частную жизнь, ведь нам нужны хорошие, способствующие росту рабочие места! Мы будем работать дворецкими и горничными (коучами, консультантами, «обслугой» для супербогатых, которые покупают себе освобождение от задержаний, обысков и наблюдения). И не вздумайте протестовать! Вы же мешаете росту!

Итак, растизм — прямая противоположность демократии. В глазах растиста фундаментальные политические и человеческие права — лишь досадная помеха, причина неэффективности, которую следует устранить, стереть в порошок, уничтожить. Все эти права — источник социального напряжения, из-за них снижается эффективность работы, люди начинают сомневаться, задавать вопросы, агитировать, бросать вызов, отрицать, восставать, думать. Черт побери! Нам тут ни к чему гражданское общество. Нам рабочую силу подавай.

Растизм видит цель и смысл в росте: это альфа и омега, единственная цель всех усилий, а потому все ресурсы следует направлять к этой цели.

В этом и кроется величайшее заблуждение растизма. Рост — не самоцель, а средство. Средство, которое в лучшем случае помогает распространить эвдемонизмы, то есть возможность жить осмысленно и счастливо. А как минимум это средство расширить элементарную человеческую свободу.

А поскольку рост не цель, а всего лишь средство, одного только роста недостаточно. Для чего недостаточно? Для благосостояния. И особенно это заметно в США, где экономика «растет», но большинство людей в возрасте до сорока лет живут хуже, чем их предки.

Но постойте! У каждого первого имеются теперь такие сокровища, о которых в прошлом поколении и не мечтали. Гигантские 3D-телевизоры с сабвуферами — каждый размером с небольшую страну. Кофе-сое-латте-варка размером с пивную бочку… за $3,99! Скоро появятся летающие машины, роботы-дворецкие, дом, который сам себя убирает… говорящие очки с прогнозом погоды. Потрясающе!

Да, симпатичные игрушки. Однако они не заменят нам дееспособное общество и подлинное процветание, тем более что подлинное процветание возможно лишь в дееспособном обществе.

Хорошее образование, транспорт, энергетика, здравоохранение, пища, общество — все это и многое другое требуется для подлинного процветания. Подлинное процветание — это не рассовывать гаджеты по карманам: и пусть уровень образования, доходов, богатства страны, социальной ответственности, жизненных возможностей и продолжительности жизни падает, а неуверенность в завтрашнем дне, одиночество, бедность и неравенство все нарастают.

Если супергаджеты превращают вас и меня в жирных несчастных зомби, забывших, что такое книги и что такое права человека, да и на что они нужны… если это и есть наш выигрыш от капитализма, то, похоже, мы заключили сделку с дьяволом.

Так вот, насчет веры в инопланетян. Инопланетяне в урочный час не приземлятся. Что сделает глава секты? Повернется к своим последователям и заявит: «Инопланетяне вынуждены задержаться на Юпитере. Сам факт того, что их пока здесь нет, свидетельствует о том, что скоро они явятся. Они будут здесь в следующем году в этот же самый день и час. Ждите и надейтесь!» И так будет повторяться снова и снова.

Знакомо? Да, именно этот сюжет вбивает нам в головы изо дня в день политика растизма… только он рассказывает нам про нашу собственную жизнь. Близится день, когда мы будем спасены, нужно лишь верить в волшебную власть роста. День этот вот-вот настанет! Экономика собирается с силами. ВВП снова растет! Продержитесь еще немного. Что, в этом квартале дела не пошли на лад? Ничего, в следующем все изменится!

Растизм — это культ, и как любой другой культ он заставляет нас отвернуться от реальности, принести себя в жертву, отречься от всего, что нам дорого, и твердить магические заклинания. Первосвященники успокаивают нас обещаниями, которые так и не сбылись на протяжении многих десятилетий. Верующие твердят молитвы, но дождя все нет. А они повторяют: имейте веру — и спасение придет.

Преступление растизма — да, это преступление, потому что вас и меня прямо сейчас лишают той жизни, которую мы могли бы вести, подсовывая нам взамен вот это вынужденное существование — преступление растизма в том, что он препятствует гражданскому обществу вдуматься и сформулировать концепцию благосостояния, а значит, мы не видим и пути к благосостоянию. Растизм дает сбои, потому что не позволяет нам оторваться от изношенного представления об исключительно материальном благосостоянии, блестящих погремушках и гаджетах и хотя бы предположить, что справедливее было бы так именовать здоровье, дружбу, наличие смысла в жизни, мудрость, стойкость, счастье, блаженное чувство, что силы потрачены не зря.

Итак, вот мой ответ: капитализм выродился в растизм, а растизм в наши дни — то же самое, что алхимия в Средневековье. Это тщетная, суеверная и нелепая попытка превратить свинец в золото. Свинец останется свинцом. А истинное богатство — сама жизнь, если прожить ее как следует.

Зло алхимии не в том, что она ничего не умеет. Еще как умеет — говорить нам ровно то, что мы хотим услышать: «Ш-ш! Великая тайна! Секретная формула! Скрытый от мира рецепт!» Она отучает нас думать, чувствовать, мечтать, удивляться, сомневаться, бросать вызов, восставать. Наука веками пребывала в оковах, покуда алхимия искала философский камень, в который она исступлено верила. И мы тоже стоим на месте, ослепленные позолоченной приманкой растизма.

Нет легкого способа превращать свинец в золото. Нет легкого способа построить общество, которое будет работать, где каждый сможет жить достойной жизнью — и для отдельного человека тоже нет простого пути к такой жизни.

Так, может быть, настало время и вам, и мне проститься с этой сектой? Инопланетяне, глядишь, и не прилетят. И этот дешевый пластик, что окружает нас со всех сторон, едва ли стоит той цены, которую мы заплатили за него — не только наличными (кредитом, скорее всего), но и своей свободой, временем и слезами.

Настало время сделать глубокий вздох, послать растизм куда подальше и наметить новый курс.

Об авторе. Умар Хак (Umair Haque) — директор Havas Media Labs и автор книг «Betterness: Экономика для людей» и «Новый манифест капитализма: построение революционно успешного бизнеса». Один из самых влиятельных мыслителей в области управления согласно рейтингу Thinkers 50.