Взаимодействие поколений в России, или Примите, что мы не можем все объяснить | Большие Идеи

? Феномены

Взаимодействие поколений в России, или Примите, что мы не можем
все объяснить

Как работает Теория поколений и работает ли она вообще.

Автор: Евгения Шамис

читайте также

Коварное сходство

Игорь Гурков,  Моргунов Евгений

Чтобы помочь бренду, раззадорьте его противников

Люо Сюемин,  Рейтл Саша,  Уайлз Майкл

Хотите победить? Скажите коллегам, что проигрываете

Джона Бергер

Упоминать ли в резюме опыт игры в Warcraft?

Майкл Шрейдж

Когда Harvard Business Review предложил мне стать автором блога по теме «Взаимодействие поколений в России», я спросила — откуда появилась идея сделать блог по этому вопросу. Оказалось, что, прочитав материалы публикаций нашего проекта «Теория поколений в России», редакторы HBR начали спорить о том, как работает Теория поколений и работает ли она вообще. Мнения были разные у каждого (!) из обсуждавших: с чем-то они соглашались между собой, что-то вызывало возражения и сомнения. Увидев свою реакцию на вопросы, которые поднимает Теория поколений, редакторы предположили, что тема будет интересна и читателям HBR и, возможно, поможет найти решения. В общем, как сказали бы беби-бумеры (представители одного из поколений, которые родились в России в 1943—1963 годах), было принято решение — «Пусть в споре родится истина».

Надо сказать, что жаркие споры по теме «Взаимодействия поколений» шли и у нас самих в команде с самого начала исследований и работы с компаниями в 2003 году. Даже сейчас, спустя 8 лет, мы начинаем спорить, как только находим новый аспект. Причина проста — каждый из живущих в России является специалистом и экспертом по жизни в стране. «Ведь мы же видели, что происходило на самом деле! Я же знаю, как все на самом деле! Разве это может быть по-другому?!» — замечает каждый из выcказывающихся.

Это правда и неправда одновременно. Мы на самом деле видели и проживали какие-то события, росли в определенных условиях. Под этим влиянием мы стали смотреть на происходящее и объяснять поведение окружающих через свои «поколенческие очки». У каждого поколения свои очки, они не показывают, что испытывали другие поколения. Выход — отказаться от стереотипов, «снять» очки и использовать спецтехнологии. Только как это сделать? • в первую очередь понять себя, свои ценности-характеристики как представителя определенного поколения и причины, почему это проявляется;

• «просто слушать» представителей других поколений, не пытаясь их переделать;

• увидеть реакцию поколений в группе, а не на индивидуальном уровне;

• принять, что некоторые вещи ты не можешь понять логически, и принять это; • не пытаться все объяснить и найти все причины, почему работают поколения.

Хотите попробовать? Это стоит усилий и времени!

2003—2011: Начало Про подход Теории поколений и про ее создателей Нейла Хоува и Вильяма Штрауса я впервые услышала в 2003 году на тренинге Кита Коутса из ЮАР, представляющего компанию «Tomorrow Today». Я люблю проверенные и обоснованные подходы, поэтому мне импонировал тот факт, что базой для Теории поколений являлись исследования финансово-экономических циклов в США и Европе, особенности поведения людей с 1584 года. То есть была не придуманная, а экономически и социально выверенная основа, с одной стороны. С другой — многое из того, что говорил Кит, находило параллели в моей работе и в моем восприятии: наша компания работала с управленческими и проектными командами, руководителями и собственниками, и мы сталкивались с поколенческими конфликтами и особенностями. С тем, что это удобный управленческий и маркетинговый инструмент, я была согласна тогда и согласна сейчас. Сейчас в дополнение к упомянутому я сильно ценю стратегические возможности Теории поколений — это один из немногих подходов, который позволяет смотреть комплексно на происходящее и даже планировать будущее.

Единственное, что вызвало у меня сомнения в 2003 году, — отличие Теории поколений в России от американских и южноафриканских реалий. Все-таки разные страны, разная специфика. Поэтому я решила, что нужно не просто копировать международные материалы, а проверять, как они будут работать в России. То есть вести свои исследования, привлекать для этого экспертов и уже на основе этих данных разрабатывать решения.

Что мы и стали делать с самого начала: на первом этапе описание и перечисление событий проверяли и правили историки и PR-специалисты. Сколько искажений мы нашли в своих представлениях!

Это вошло в культуру работы по теме: мы продолжаем проводить глубинные интервью и исследовательские сессии с представителями разных поколений, опросы и изучения значений слов и выражений (поколенческую семантику), сравнивать материалы из разных городов России и стран мира.

Первичные исследования, систематизация и сбор информации заняли полгода — представляете, полгода интенсивной работы по теме, чтобы сделать однодневный тренинг! Это много. В результате наш первый продукт (это был тренинг, мы тогда ни о каком консалтинге не думали) появился весной 2004 — это был проект для выпускников Международной ассоциации AIESEC. В общем, когда Кит через год снова приехал в Россию и попросил меня рассказать о Теории поколений на своем тренинге, чтобы сэкономить время на перевод, он уже сам конспектировал некоторые моменты — теперь уже про Россию.

Будучи бизнес-компанией, мы поставили себе задачу не только проводить исследования, но и проверять их на практике. Мы не понимали до конца, какую игру затеяли — мы болели за тему, за наших руководителей. А формировать рынок оказалось непросто: люди были скептически настроены к новому, да и слова «Это у них в Америке/ Европе/ Азии работает, у нас такого быть не может» или «Проблем с поколенческим взаимодействием у нас нет» — мы слышали не раз и продолжаем слышать даже сейчас, когда тема не вызывает сомнений в мире. Хотелось ли мне бросить тему в такие моменты? Нет. Даже несмотря на то, что порой было обидно. Но я вспоминала результаты в разных компаниях и организациях, изменения для конкретных людей и понимала, что тема «Взаимодействия поколений в России» полезна и что она позволяет решить сложнейшие вопросы по-человечески. И команда поддерживала меня в этом.

Кстати, для уверенности в том, что Взаимодействием поколений в России надо заниматься у нас есть лакмусовая бумажка «Работает или не работает?». Наша лакмусовая бумажка — это прагматичная реакция бизнес-компаний на столкновение с темой: если все работает, мы продолжаем сотрудничество и разрабатываем решения, инструменты, обучающие программы. И я могу сказать, сейчас лакмусовая бумажка показывает: «Взаимодействие поколений в России работает!»