Издевательства лучше непредсказуемости | Большие Идеи

? Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Издевательства
лучше непредсказуемости

БОССЫ

Издевательства лучше непредсказуемости

читайте также

Почему все знают, чего на самом деле хотят террористы

Макс Абрамс

Четыре качества успешных руководителей

Питер Брегман

Зачем компаниям платить за коворкинги

Гретхен Шпрейтцер,  Дэниел Дэвис,  Питер Басевиц,  Хилари Хендрикс

Людям под силу сделать интернет вещей умнее

Карлос Монтеро-Лук

Все слышали истории о боссах-садистах и страданиях их подчиненных. Но данные новых исследований дают понять, что самое страшное не это, а начальник, который из нормального вдруг делается бешеным. Сотрудники, боссы которых ведут себя непредсказуемо, испытывают больший стресс, чем работающие под постоянным прессингом. Это отражается на их общем самочувствии и отношении к работе.

Группа исследователей под руководством Фаделя Матты из Университета штата Мичиган пришел к этому заключению, изучив влияние на подчиненных уровня «межличностной справедливости» менеджеров (определяемой как уважение и признание заслуг). В рамках одного эксперимента 161 студенту дали задания: 12 раз оценить биржевые котировки акций и получить отзыв от руководителя. Их произвольно поделили на три группы: одна постоянно получала справедливые и уважительные отзывы («Спасибо, что постарались», «Приятно работать с вами»); другая — только несправедливые или неуважительные («Стыдно так работать», «Вы совершенно не мотивированы»); третья — то одни, то другие. После каждой части участники замеряли пульс, якобы чтобы исследователи могли оценить вызванный заданием уровень стресса.

У получавших уважительные отзывы пульс был предсказуемо самым низким. Однако второе место заняли не те, кого хвалили периодически, а те, кого не хвалили вовсе: их уровень стресса был ниже. Эти результаты (впоследствии их воспроизвели в реальной обстановке) поначалу выглядят странными: оказывается, полное отсутствие уважения лучше его периодического присутствия.

Затем исследователи обратили внимание на то, как поведение менеджера влияет на реакцию подчиненного на неопределенность рабочей атмосферы в целом. Оказалось, что важнее всего в отношениях с боссом стабильность: пусть даже он несправедлив. Те, к кому постоянно относились плохо, меньше переживали из-за рабочих перипетий, были более удовлетворены работой и не так эмоционально истощены, как те, кто не знал, чего ждать от начальства.

«Сотрудникам проще жить, если их босс все время ведет себя плохо», — говорит Матта. Он и его коллеги предлагают несколько способов решения проблемы. Компании могут добавить спецкурс по развитию справедливости в программы развития лидерства, ввести вопросы о справедливости в аттестацию по методу 360 градусов, а также давать кандидатам в начальники тест на самоконтроль.