Критика — залог прогресса | Большие Идеи

? Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Критика —
залог прогресса

Критика идей, а не сами идеи — вот ключ к настоящим прорывам.

Автор: Верганти Роберто

Критика — залог прогресса

читайте также

Можно ли перевернуть Стэнфордский эксперимент?

Грег МакКеон

Лучшие примеры корпоративного волонтерства

Джессика Роделл

Почему сотрудникам не нравится, когда ими управляют алгоритмы

Марейка Мёльманн,  Ола Хенфридссон

Свежий номер Harvard Business Review Россия: самое интересное

Бизнес просто зава­лен идеями — ­новых продуктов, услуг и бизнес-моделей.

Благодаря мощным методам генерирования новых концепций вроде дизайнерского мышления или краудсорсинга к компаниям потоком стекаются идеи от потребителей, дизайнеров, исследователей и собственных сотрудников. Но многие организации не умеют выявлять самые перспективные и вовремя их воплощать. Недавно глава подразделения глобального производителя бытовой электроники рассказывал: «У нас масса замыслов, но, если честно, мы не знаем, что с этим делать. Мы пытались идти непроторенными путями, но всегда возвращались к уже проторенным». И это не исключение, а правило.

Клейтон Кристенсен, автор теории подрывных инноваций, и Чан Ким с Рене Моборн, авторы концепции голубого океана, показали: если в обществе и технологиях происходят глубокие изменения, резко меняются и прежние представления о том, что ценно. В результате устаревают любые критерии, с помощью которых компании пытаются выявлять и решать нужды потребителей. Чтобы понять, у каких идей есть будущее, менеджерам нужны новые ориентиры.

Проанализировав историю 24 компаний, реализовавших действительно перспективные идеи, я понял, как формулировать такие критерии, и на основе их методов выстроил четырех­этапный процесс. Мой метод дополняет «стратегическую канву» Кима и Моборн и предложенный Кристенсеном принцип поиска подрывных идей — «работы, которую нужно выполнить». Мою концепцию уже освоили в десятке компаний, в их числе — два крупных производителя товаров повседневного спроса, фирма, выпускающая дорогую модную одежду, и производитель оптического волокна.

Если дизайнерское мышление и краудсорсинг — это искусство формирования идей, то моя концепция — искусство критики. Отзывы о продукте потребителей или специалистов тут не имеют значения: тут ставка делается на сотрудников компаний. Мой метод помогает им формулировать мнение, сравнивать и обсуждать противоположные точки зрения и извлекать из них самые ценные мысли. За идеями во внешний мир обращаются лишь в самом конце.

Искусство критики

Инновации создаются по двум принципам: либо усовершенствование того, что уже есть, либо новое направление.

Усовершенствование — это новые решения, отвечающие тому, что ценится в данный момент. Цель — устранить уже выявленные рынком проблемы. Возьмем в качестве примера бытовые термостаты. Большинство производителей главную ценность термостатов видит в том, что с их помощью можно точно настраивать температуру в доме. Поэтому разработчики сосредоточились на создании цифровых устройств с сенсорным управлением, обширным меню, возможностью задавать график температурного режима на каждый день.

Что же касается новых направлений, то они вырисовываются, когда удается в новом свете увидеть уже выявленную проблему и иначе сформулировать то, что будет важно для потребителя. В ноябре 2011 года Nest Labs по-новому определила, что нужно людям, приобретающим термостаты: комфортная температура дома без возни с ее установкой. В компании понимали, что задать некий стандартный режим работы термостата невозможно — жизнь людей слишком разнообразна и непредсказуема. Кроме того, было ясно, что при нынешнем уровне развития сенсорных устройств и мобильных телефонов температуру в доме можно регулировать очень просто и это понравится людям, которым уже надоели сложные интерфейсы.

Пользователи включают или выключают термостат с помощью простого интерфейса или смартфона; ничего программировать не надо. Датчики определяют, есть ли люди в доме, и сами корректируют температуру, чтобы экономить энергию в пустом доме. За несколько дней термостат «выясняет» привычки хозяев дома и сам настраивает температуру. Nest не раскрывает статистику продаж, но утверждает, что продала несколько миллионов термостатов и заработала от $210 до $250 млн. В 2014 году Google купила компанию за $3,2 млрд.

Вряд ли прозорливые основатели Nest, которые поначалу ставили перед собой весьма расплывчатую цель — делать оборудование для «умного дома», создали свой термостат, если бы руководствовались популярными ныне методами разработки инноваций. Фонтанировать идеями полезно, когда надо что-то улучшить, но новых направлений так не найти. Если компании не научатся иначе вылавливать яркие идеи, они не поймут, на каких потребителей ориентироваться и какие вопросы им задавать, а потому самого ценного так и не узнают. Они будут выбирать потребителей, довольных тем, что уже делают эти компании, и отметать все новое. Идеи, использованные Nest в ее термостатах, были в отрасли уже известны, но больше никто не разглядел их потенциала.

Чтобы ясно видеть перспективы, которые открываются при серьезных изменениях в технологиях или обществе, и быстро пользоваться новыми возможностями, надо подверг­нуть критике свои представления о том, что хорошо и ценно, и сформулировать новые принципы оценки новаторских идей. В этих сомнениях и размышлениях и заключается искусство критики.

Слово «критика» происходит от греческого «krino», означающего «способность выносить суждение, оценивать, интерпретировать, судить». Критика не обязательно должна быть негативной: речь может идти о выявлении разных точек зрения, их различий и соединении их в новую смелую концепцию.

Люди, участвующие в предлагаемом мною четырехэтапном процессе, сначала подвергают критике свои прежние установки и по-новому интерпретируют нужды потребителей, удовлетворять которые могла бы их компания. Затем, разбившись на пары, они шлифуют свои идеи и выносят их на общий суд. Наконец, лучшие идеи тестируются пользователями и специалистами (своими и приглашенными) из разных отраслей знания. Поскольку ни одна из 24 «моих» компаний не проходила все четыре этапа, я объясню его на примере лишь нескольких: Vox, среднего масштаба польского производителя мебели, дочернего предприятия немецкой торгово-промышленной группы, а также Nest, Microsoft и Alfa Romeo.

Термостат Nest

Он «выясняет» привычки хозяев дома и автоматически настраивает температуру. Основатели Nest учли, как непредсказуема жизнь людей, какое раздражение вызывают у них сложные интерфейсы, и, основываясь на достижениях технологий, предложили потребителям принципиально новый продукт.

Мыслить в одиночку

Представьте себе, что вы руководитель. Вы видите, что происходят важные изменения и открываются захватывающие дух перспективы. Как подстегнуть творческую мысль в компании, чтобы не упустить момент? На этот вопрос пришлось, в частности, отвечать Питеру Фелькелю, основателю и главе группы Vox. Он обратил внимание, что демографические характеристики потребителей резко меняются, в частности, стареет население Европы. Фелькель понял: компания будет по-прежнему процветать, только если она изменит свои взгляды на то, какой должна быть мебель. Фелькель собрал группу из 19 человек (сам он тоже вошел в нее) и попросил каждого подумать, что нового Vox может предложить стареющему населению. Он специально сделал группу неоднородной, включив в нее и топ-менеджеров, и молодых сотрудников. Кто-то давно работал в отрасли, кто-то пришел со стороны. Все эти люди были из разных отделов: продаж, маркетинга, дизайна, брендинга, производства. У одних больше было развито аналитическое мышление, у других — интуиция. Но все они могли бы придумать что-нибудь оригинальное.

Фелькель просил каждого высказать хотя бы одну идею нового товара, новой услуги или бизнес-модели. И чтобы получить не просто рацпредложения, а действительно новые концепции, он дал указание: представить ему новую трактовку того, что ценно для нынешнего потребителя. А для наглядности в каждой письменной заявке надо было отметить стрелкой переход от нынешней концепции привлекательности продукта для потребителей к заново придуманной.

Этот способ генерации инновационных идей отличается от общепринятых в нескольких отношениях. Во-первых, Фелькель не ­требовал первым делом опрашивать потребителей и­ полагаться на их откровения. Мы все чувствуем, что многое вокруг меняется и у каждого есть свои представления о том, как сделать мир лучше. Обычно мы держим эти свои мысли при себе. Фелькель это понимал, потому и предложил членам группы сформулировать свои гипотезы. Из них после обсуждения в группе получилось бы ценное сырье для новых гипотез. Более того, в таком случае члены группы более объективно, не давая волю своим ­интуитивным оценкам, воспринимали бы идеи коллег. Фелькель сознавал, что, лично участвуя в эксперименте, он яснее увидит то ценное, что ему в итоге предложат.

Во-вторых, Фелькель попросил всех думать не сообща, а каждого — по отдельности. Каждый, таким образом, мог сосредоточиться именно на своих идеях, не разбавлять их чужими и не сдерживать полет своей фантазии. Каждый волен был выполнять задание так, как считал нужным: полагаясь на анализ, на данные или на интуицию. Это повышало вероятность того, что у 19 человек будут разные предложения.

В-третьих, на размышления Фелькель дал месяц. Предполагалось, что люди будут при этом работать, как обычно, и этого времени было достаточно, чтобы записать свои соображения, дать им несколько дней отстояться, потом довести их до ума и что-нибудь добавить.

Кто-то предложил вплотную заняться спальными гарнитурами: компания десятилетиями выпускает одно и то же с незначительными изменениями, а ведь именно в спальне пожилые люди проводят много времени, особенно когда болеют. Идея была в том, чтобы смотреть на спальню как на место для восстановления здоровья, а не просто отдыха. Например, кровати можно снабдить приспособлениями для несложной гимнастики.

Еще один представитель группы сосредоточился на другом демографическом прогнозе — о снижении рождаемости. Не за горами время, когда бабушки и дедушки будут соперничать за возможность понянчить единственного внука или внучку. Значит, обстановка дома должна быть не просто функциональной и декоративной — она должна создавать условия для общения с родственниками: скажем, столы должны легко превращаться в поверхности для готовки, рисования или игры.

Когда месяц истек, 19 человек предложили 90 новых направлений (семь из них — сам Фелькель).

Работать парами

На втором этапе каждый выносит свою идею на суд коллеги, мнению которого доверяет. Коллега играет роль спарринг-партнера; он доброжелательно настроен, и человек свободно может высказать любую, даже дикую или еще до конца не продуманную гипотезу, зная, что его внимательно выслушают.

Именно такие отношения сыграли решающую роль в появлении на свет компании Nest. Ее основатели Тони Фаделл и Мэтт Роджерс раньше вместе работали в Apple. В интервью Дереку Андерсену из интернет-сообщества предпринимателей Startup Grind Роджерс пересказал свой решающий разговор с Фаделлом. Начал Роджерс: «Тони, хочу основать компанию — и основать ее вместе с тобой». — «И что ты будешь делать?» — «Оборудование для “умного дома”».

Фаделл как раз тогда строил новый дом и втайне подумывал о чем-нибудь в этом роде. Но сказал Роджерсу: «Да кому он нужен, этот “умный дом”?! Только чокнутым».

На том беседа могла бы и закончиться, но поскольку Тони и Мэтт дружили и доверяли друг другу, она продолжалась. Друзья разобрали свои идеи по винтикам и в итоге решили начать с термостатов.

Майкл Фаррелл в книге «Collaborative Circles: Friendship Dynamics and Creative Work» рассказывает, что в науке и искусстве творческие тандемы совершили множество открытий. По его мнению, когда люди работают парами, создается атмосфера «полезной камерности», в которой естественно критиковать друг друга доброжелательно и конструктивно.

Например, первые смелые эксперименты в импрессионистической живописи были поставлены именно тандемами: Клодом Моне и Фредериком Базилем, Ренуаром и Сислеем, позже — Моне и Ренуаром. Фаррелл приводит в пример и пары писателей: Джон Толкиен («Хоббит», «Властелин колец») и Клайв Льюис («Хроники Нарнии») пришли к выводу, что разделяют интерес к тому, что Льюис называл «северностью».

В современной истории не одна легендарная компания была основана именно тандемами: Стив Джобс и Стив Возняк, Сергей Брин и Ларри Пейдж, Билл Гейтс и Пол Аллен — список можно продолжать. Я считаю, что тандемы играют решающую роль и в работе над инновациями, которая идет в крупных организациях. Пример тому — удачный выход на рынок игровых приставок компании Microsoft, выпустившей в 1999 году Xbox. До того Microsoft специализировалась на ПО. «Железо», юные пользователи, развлечения — все это очень далеко от генеральной линии. Для Xbox надо было бы разрабатывать операционную систему, не совместимую с Windows, а это сразу было бы провозглашено чудовищной ересью.

Работу над Xbox подстегнула Sony, объявившая о намерении выпустить игровую приставку Play Station 2. Билл Гейтс увидел в этом серьезную опасность для Microsoft: в мир ИТ людей будут увлекать не персональные компьютеры, а игровые приставки. Он требовал от сотрудников свежих идей: что в этой ситуации делать Microsoft?

В крупных компаниях всегда есть люди, которые тихо, никому не навязываясь, размышляют о том, как происходящие в мире изменения могут сказаться на рынках. И Microsoft — не исключение. Там были свои энтузиасты: недавно пришедший в компанию Джонатан «Шеймус» Блекли, знаток технологий цифровых игр; Кевин Бакус, менеджер по маркетингу DirectX, программы, с помощью которой можно разрабатывать игры для ПК; Отто Беркес, гений-программист, который занимался DirectX; Тед Хейз, глава подразделения Microsoft по разработке средств программирования под Windows для независимых компаний. Они работали в разных отделах, но всем им виделся мир, в котором игра считается высоким искусством, разработчиков игр почитают как художников, а Microsoft предоставляет им мощнейшие технологии для свободного творческого самовыражения. Но в таком случае для художников игры нужно создать специальную платформу.

На совещании, созванном для обсуждения разных идей, это предложение вполне могли бы проигнорировать — или переиначить, чтобы втиснуть в уже существующие проекты. Но в истории Xbox все было не так. Четыре чудака сошлись и несколько недель не расставались. Они работали то парами — Блекли с Бакусом и Беркес с Хейзом, то всем квартетом. Особенно сроднились Блекли с Бакусом. Когда они работали в паре, Бакус искал экономические обоснования для идей Блекли. В книге Дина Такахаси «Opening the Xbox: Inside Mircosoft’s Plan to Unleash an Entertainment Revolution» приводятся воспоминания Бакуса: «В какой-то момент я вдруг увидел все в новом свете. Я сказал: “Давай подумаем, для каких потребителей мы это делаем и как нам перетянуть на свою сторону издателей игр”». В итоге все четверо преобразовали свои неконкретные идеи в продуманную концепцию, которая с честью выдержала нападки скептиков, в том числе нескольких топ-менеджеров Microsoft.

Как найти партнера, который разделяет вашу идею? Не обязательно искать его среди друзей (как было у Фаделла и Роджерса). Компаниям же не стоит рассчитывать на счастливый случай: Блекли пришел в компанию лишь за несколько недель до того, как он начал сотрудничать с Бакусом и остальными. Можно повысить свои шансы на успех, придумав, как люди со схожими взглядами могли бы быстро знакомиться, договариваться об общей работе и оттачивать свои идеи. После первого этапа, когда каждый размышляет о вероятных проектах, соберите всех на совещание и попросите схематично проиллюстрировать свои идеи — рисунки и графики можно развесить на стене. И пусть каждый выберет чью-нибудь идею, в которой хотел бы разобраться. Если одним направлением заинтересовалось сразу несколько человек, пусть они выберут второй вариант, а если нужно, то и третий. И вот вам, пожалуйста: пары подобраны.

Xbox Microsoft

Концепция приставки ­основана на идее, согласно которой игра — это высокое искусство, ­­разработчики игры — художники, а Microsoft дает им технологию для свободного самовыражения.

Энтузиасты

На третьем этапе перспективные гипотезы становятся предметом еще более глубокого критического разбора: их обсуждают в группах по 10—20 человек люди, предложившие другие новые направления. Такую группу я называю «кругом энтузиастов». Они не выносят вердикта, не говорят, какая гипотеза правильная, а какая — нет, а выясняют, чем различаются гипотезы, какая важная информация, возможно, не была учтена и нельзя ли на основе всего ­предложенного придумать нечто сногсшибательное. Можно растянуть этот этап на четыре недели, можно уложиться в двух- или трехдневное совещание, но проводить его надо осторожно, чтобы разговор был конструктивным. Противоречия должны будоражить людей, заставлять их копать глубже и шире, а не ограничивать полет мысли и ущемлять хорошие идеи.

Важно, чтобы «круг энтузиастов» состоял из людей с разным опытом работы, разными взглядами и характерами — вспомним 19 сотрудников Vox. В Microsoft к Блекли, Бакусу, Беркесу и Хейзу присоединилось еще около шести менеджеров — они готовили выход компании на игровой рынок. Самая радикальная концепция была у Блекли и Бакуса: отказаться от Windows и не требовать от производителей игр выплаты роялти. Вице-президент аппаратного подразделения Microsoft хотел создать что-нибудь совместимое с Windows. Золотую середину занял Джеймс Аллард, известный тем, что в прошлом активно способствовал нескольким крупным начинаниям Microsoft и в середине 1990-х вывел компанию на просторы интернета.

Пусть для начала энтузиасты обсудят, куда компании идти не надо и кто ее враги. Обычно людям проще договориться о том, что им не нравится, а общий враг — мощный стимул, чтобы сплотиться и определить новое направление. Все без исключения энтузиасты Microsoft врагов видели в Sony и ее PlayStation 2.

Затем сравните концепции и попробуйте их совместить — по две. Может быть, они в чем-то пересекаются? Есть ли в них что-нибудь такое, что никому больше не пришло в голову? Девятнадцать сотрудников Vox, поработав над своими гипотезами, собрались на трехдневное совещание. Стратегия, которую приняли, выросла из двух не связанных между собой: «оздоровительная» роль спален и мебель для общения. Направление назвали «спальня — гостиная» (цент­ральное место в доме, где пожилые люди могут общаться с родными и друзьями). В 2012 году компания выпустила кровать с встроенной книжной полкой, полкой для обуви гостей и складным экраном для просмотра фильмов.

Новую концепцию сформулировала и компания Alfa Romeo. Лет двадцать ей не удавалось закрепиться в дорогом сегменте, в котором обосновались немецкие производители. В 2010 году Alfa Romeo запустила ­инновационный проект, предложенный 20 энтузиастами. Кто-то из них высказал такую мысль: считается, что люди покупают дорогие автомобили, чтобы демонстрировать свое благосостояние (машина как предмет роскоши); а что, если заменить эту концепцию другой: покупая элитный автомобиль, человек так выражает свою страсть к вождению. Еще говорили о том, что главными преимуществами новой машины будут не сверхмощный двигатель и огромная скорость, а маневренность и «послушность» водителю.

Энтузиасты объединили эти две идеи и предложили компании заняться разработкой легко управляемых автомобилей для опытных водителей. Кто-то сравнил индустрию автомобилей премиум-класса с Michelin Red Guide, который рекомендует дорогие рестораны неискушенным туристам. Из этой метафоры выстроилась концепция путеводителя для опытных путешественников, которые предпочитают рестораны в стороне от проторенных дорог.

Результат претворения в жизнь новой стратегии — автомобиль Alfa Romeo 4C, выпущенный в 2013 году. Если сравнивать его с большинством других спортивных автомобилей, то он дешевле, у него меньше двигатель и он легче — отчасти благодаря тому, что везде, где можно, используется углеволокно. Но его мощность на единицу веса сопоставима с показателями гораздо более ­дорогих машин, например «феррари». Концепция оказалась жизнеспособной: за несколько недель после начала продаж компания набрала заказов на год вперед.

Спортивный ­автомобиль Alfa Romeo 4С

Чтобы конкурировать в дорогом сегменте, компания сформулировала новую концепцию: автомобиль, который позволит людям демонстрировать не богатство, а страсть к вождению. Он будет не супербыстрым и супермощным, а маневренным и послушным.

Потребители и интерпретаторы

Итак, энтузиасты договорились об одном или нескольких направлениях; дальше наступает черед критических замечаний потребителей и других групп интересов. Это четвертый этап. В отличие от других методов создания инноваций, этот не полагается на идеи людей со стороны. Их задача — задавать толковые вопросы, оспаривать предложенные вами направления и тем самым помочь вам укрепить свои позиции. Этих людей — в том числе широкий круг новаторски мыслящих специалистов — я называю интерпретаторами, ведь в тенденциях они видят смысл, не очевидный пользователям продукта.

Рассмотрев более сотни кандидатур, Alfa Romeo выбрала 14 интерпретаторов — все это были опытные путешественники. ­Большинство не имело отношения к автомобилестроению. Среди них были производитель изделий из кожи, гендиректор дорогого отеля, глава компании, выпускающей спортивные тренажеры, и директор театра. Изобретатели Alfa кратко изложили им гипотезы, на которых была основана новая концепция, а затем обсудили ее с ними.

Так же действовала Philips Electronics, когда разрабатывала свою систему Ambient Experience для пациентов, проходящих МРТ-обследование. Компания привлекла к ее тестированию самых разных интерпретаторов — и тех, кто работал в отрасли (врачей, директоров больниц, производителей медицинского оборудования), и людей самых неожиданных в этой ситуации профессий (архитектор, психолог, дизайнеры интерьеров, специалисты по технологии светодиодов и видеопроекции, интерактивному дизайну и оборудованию). Детский психолог уточнил концепцию Philips, обратив внимание на то, что пациенты волнуются не только во время процедуры, но и ожидая вызова врача. Если вернуться к примеру Vox, то там в команде был специалист по spa и ароматерапии, он отсоветовал проектировать кровать именно для пожилых людей и предложил делать ее для потребителей всех категорий. Идею учли — и охватили другие сегменты рынка.

Классические инструменты анализа стратегии — такие, как «стратегическая канва» Кима и Моборн или «канва бизнес-модели» Александра Остервальдера и Ива Пиньо, тоже помогают конструктивно критиковать новые проекты. О предпочтениях пользователей многое расскажут большие объемы данных, которые можно найти в интернете. Можно создать две группы для анализа данных: одна будет искать информацию, подтверждающую гипотезы нового направления, другая — их опровергающие. Сравнив затем результаты, можно решить, чьи убедительнее.

Когда люди ищут новые решения старых проблем и пытаются по-новому посмотреть на них, критика может им и помешать. Но, если делать все с умом, критика становится настоящим двигателем прогресса. В поисках новых направлений компания осмысливает несметное множество идей новых продуктов и бизнес-моделей и отбирает те несколько, у которых действительно большое будущее.