читайте также
Исследование: Шридхари Десаи, преподаватель организационного поведения в Бизнес-школе Кенана-Флаглера Университета Северной Каролины, провела серию экспериментов, участникам которых внушили, что они входят в состав виртуальной игровой команды. Им также сообщили: чтобы заработать больше денег, нужно незаметно заставить своих товарищей распространить ложные сведения. Испытуемые не знали, что в команде все, кроме них, — исследователи. Эти исследователи переписывались с участниками эксперимента по электронной почте, причем одни вставляли рядом с подписью цитату о верности своим принципам, другие — цитату нейтрального содержания, а третьи обходились без цитат. К тем, в чьих письмах была «нравственная» цитата, испытуемые реже всего обращались с просьбой поддержать их нечестную игру.
Вопрос: Действительно ли можно предотвратить дурные поступки, заявив о своих ценностях? Или их демонстрация — это, скорее, лицемерие?
Профессор Десаи, защищайте свою идею!
Десаи: Мы ясно увидели: если люди собирались сделать что-нибудь неэтичное, то к тем, кто цитировал нравственные тексты, они обращались гораздо реже, чем ко всем остальным. Также обнаружилось, что, видя подобные цитаты, испытуемые в принципе рассылали меньше нечестных предложений. То есть «добродетельная» цитата в подписи не только защищала адресатов от сомнительных просьб, но и влияла на поведение испытуемых.
HBR: Какие цитаты вы ставили?
«Успех без чести хуже мошенничества» — здесь четко заявлена нравственная позиция. А вот нейтральная цитата: «Успех и удача идут рука об руку».
В другом исследовании исследователи не писали письма, а попросили испытуемых создать для себя аватаров. Более того, участники эксперимента были уверены, что он посвящен именно аватарам. Эти персонажи были одеты в футболки с названиями брендов и сайтов. Одни названия были «нравственными», вроде «ВашиПринципы.орг», другие — нейтральными. Результат был аналогичный: увидев «высокоморальную» надпись на футболке аватара, люди не пытались привлечь его владельца к нечестной игре.
Был еще один эксперимент. Перед его началом мы вызывали у испытуемых ощущение уверенности в собственных силах, чтобы понять, влияет ли оно на описанный выше эффект. Оказалось, нет: результаты были почти такие же.
Чем это объясняется?
Намереваясь предложить окружающим нечто неэтичное, человек вряд ли осознанно рассуждает: нет, к этому лучше не обращаться. Скорее, он воспринимает владельца «нравственного» атрибута как морально чистого — переманить его на свою сторону значит пасть еще ниже. Либо он просто опасается, что такой человек ему откажет.
Разыгрываемые во время экспериментов ситуации все-таки искусственные. Вы уверены, что в жизни все будет так же?
При опросах большинство сотрудников компаний сообщают, что к ним порой обращаются с просьбой сделать нечто неэтичное. Именно поэтому мы стали проводить свои исследования. Мы с моей коллегой Марьям Кучаки хотели узнать, существует ли средство, способное оградить людей от подобных просьб со стороны начальства. Мы проанализировали поведение руководителей и их подчиненных в Индии: спросили начальников, замечали ли они признаки религиозности у своих сотрудников — красные точки на лбу у женщин, изображения индуистских богов или приколотые на стенах цитаты из Библии и Корана. Из предыдущих исследований нам известно, что подобные религиозные символы у людей ассоциируются с нравственностью. Затем мы спросили у рядовых сотрудников, обращались ли к ним за последние полгода с просьбой сделать нечто неэтичное. Даже исключив влияние таких факторов, как удовлетворенность работой, производительность труда и качество рабочих взаимоотношений, мы обнаружили, что люди, демонстрировавшие признаки религиозности, реже получали подобные просьбы.
Это впечатляет! Какой простой прием!
Меня особенно впечатлило вот что: менеджеры начинали вести себя более этично, даже если они наблюдали символы чуждой им религии. Сейчас часто приходится слышать о межрелигиозной напряженности, но мы видели, что позитивное влияние на человека оказывают символы любой религии.
А если все будут демонстрировать цитаты и символы, такого эффекта, видимо, уже не будет?
Это был один из вопросов, на который мы хотели ответить при исследовании рабочей обстановки. Если я каждый день вижу Кришну на вашем столе, перестанет ли он со временем действовать на меня? Привыкают ли менеджеры к таким вещам? Похоже, что нет.
На нас так влияют только религиозные символы и цитаты или что-нибудь еще?
Я охотно изучил бы и другие сигналы. Могу предположить, что если бы я выставил напоказ «экологическую» цитату, например, о святости природы, мой начальник вряд ли поручил бы мне сбросить в реку химические отходы. Разумеется, у меня нет научных доказательств, но я прогнозирую аналогичный эффект.
Можете ли вы рекомендовать сотрудникам более четко заявлять о своих моральных принципах?
Мне бы хотелось уточнить: мы не изучали нравственный уровень участников исследований. Мы анализировали, как другие воспринимают символы нравственности — и как реагируют на них. Ведь можно включить в подпись великолепную цитату и при этом быть аморальным. Но в целом наше исследование действительно доказывает, что демонстрация символов морали — это способ показать окружающим, что вы добропорядочный человек, и в какой-то мере пресечь попытки вовлечь вас в нечестную игру.
А можно ли с помощью таких символов как-нибудь еще обезопасить себя на работе?
Одно из наших исследований показало, что демонстрация нравственных символов не влияет на ваши шансы быть уволенным. Другое — что она не влияет и на восприятие вашей компетентности и лидерских качеств. Кстати, мы спрашивали участников последнего эксперимента, помнят ли они цитаты в подписях оцениваемых ими руководителей. Любопытно, что часто они их забывали сразу же после прочтения — но это не мешало им высоко оценивать нравственность начальников.
Может, такая реакция характерна для определенных культур?
Культурные различия возможны. Между прочим, сейчас мы изучаем, как реагируют на символы добродетели австралийцы. Судя по данным предварительного исследования, они скептически относятся к демонстрации моральных принципов. Похоже, людей с цитатами в подписи они воспринимают как ханжей, которым наверняка есть что скрывать. Им больше нравятся любители смешных и дурашливых цитат. Мне предстоит выяснить, чем австралийцы в этом смысле отличаются от американцев.
Зачем нужны такие исследования?
Меня привлекает в них то, что они затрагивают «тайны» поведения. Исследователи оценивают поступки людей в ситуации, когда никто не может узнать, что они поступают нечестно. И еще мне греет сердце тот факт, что, в общем и целом, демонстрация моральных устоев снижает вероятность безнравственного поведения. Люди не только меньше просили о чем-то неэтичном, но и сами реже совершали предосудительные поступки. Это означает, что человек склонен исправляться. Такой результат наполняет меня оптимизмом.
Но вы сами допустили ошибку. Если бы вы начали разговор с сентенции о нравственных принципах, вы повлияли бы на меня и застраховались от некорректного цитирования своих слов или высмеивания своих экспериментов.
Полагаю, еще не поздно. Поэт Альфред Теннисон писал: «Да будут ваши тайные деяния такими, словно все те, кто вам дорог, присутствуют незримо здесь вкруг вас». Теперь я могу рассчитывать, что вы будете вести себя порядочно.