Верните коллег на путь истины одной цитатой | Большие Идеи

? Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Верните коллег на путь истины
одной цитатой

Действительно ли можно предотвратить дурные поступки, заявив о своих ценностях?

Автор: Скотт Беринато

Верните коллег на путь истины одной цитатой

читайте также

Подводные камни корпоративного сленга

Борис Щербаков

7 шагов, которые нужно предпринять, чтобы завоевать миллион клиентов

Андрей Юдников

Как стать понимающим руководителем

Скотт Бисон

Что не так с искусственным интеллектом в вашей компании

Михня Молдовяну

Исследование: Шридхари Десаи, преподаватель ­организационного поведения в Бизнес-школе ­Кенана-Флаглера Университета Северной Каролины, провела серию экспериментов, участникам которых внушили, что они входят в состав виртуальной игровой команды. Им также сообщили: чтобы заработать больше денег, нужно незаметно заставить своих товарищей распространить ложные сведения. Испытуемые не знали, что в команде все, кроме них, — исследователи. Эти исследователи переписывались с участниками эксперимента по электронной почте, причем одни вставляли рядом с подписью цитату о верности своим принципам, другие — цитату нейтрального содержания, а ­третьи ­обходились без цитат. К тем, в чьих письмах была «нравственная» цитата, испытуемые реже всего обращались с просьбой поддержать их нечестную игру.

Вопрос: Действительно ли можно предотвратить дурные поступки, заявив о своих ценностях? Или их демонстрация — это, скорее, лицемерие?

Профессор Десаи, защищайте свою идею!

Десаи: Мы ясно увидели: если люди собирались сделать что-нибудь неэтичное, то к тем, кто цитировал нравственные тексты, они обращались гораздо реже, чем ко всем остальным. Также обнаружилось, что, видя подобные цитаты, испытуемые в принципе рассылали меньше нечестных предложений. То есть «добродетельная» цитата в подписи не только защищала адресатов от сомнительных просьб, но и влияла на поведение испытуемых.

HBR: Какие цитаты вы ставили?

«Успех без чести хуже мошенничества» — здесь четко заявлена нравственная позиция. А вот нейтральная цитата: «Успех и удача идут рука об руку».

В другом исследовании исследователи не писали письма, а попросили испытуемых создать для себя аватаров. Более того, участники эксперимента были уверены, что он посвящен именно аватарам. Эти персонажи были одеты в футболки с названиями брендов и сайтов. Одни названия были «нравственными», вроде «ВашиПринципы.орг», другие — нейтральными. Результат был аналогичный: увидев «высокоморальную» надпись на футболке аватара, люди не пытались привлечь его владельца к нечестной игре.

Был еще один эксперимент. Перед его началом мы вызывали у испытуемых ощущение уверенности в собственных силах, чтобы понять, влияет ли оно на описанный выше эффект. Оказалось, нет: результаты были ­почти такие же.

Чем это объясняется?

Намереваясь предложить окружающим нечто неэтичное, человек вряд ли осознанно рассуждает: нет, к этому лучше не обращаться. Скорее, он воспринимает владельца «нравственного» атрибута как морально чистого — переманить его на свою сторону значит пасть еще ниже. Либо он просто опасается, что такой человек ему откажет.

Разыгрываемые во время экспериментов ситуации все-таки искусственные. Вы уверены, что в жизни все будет так же?

При опросах большинство сотрудников компаний сообщают, что к ним порой обращаются с просьбой сделать нечто неэтичное. Именно поэтому мы стали проводить свои исследования. Мы с моей коллегой Марьям Кучаки хотели узнать, существует ли средство, способное оградить людей от подобных просьб со стороны начальства. Мы проанализировали поведение руководителей и их подчиненных в Индии: спросили начальников, замечали ли они признаки религиозности у своих сотрудников — красные точки на лбу у женщин, изображения индуистских богов или приколотые на стенах цитаты из Библии и Корана. Из предыдущих исследований нам известно, что подобные религиозные символы у людей ассоциируются с нравственностью. Затем мы спросили у рядовых сотрудников, обращались ли к ним за последние полгода с просьбой сделать нечто неэтичное. Даже исключив влияние таких факторов, как удовлетворенность работой, производительность труда и качество рабочих взаимоотношений, мы обнаружили, что люди, демонстрировавшие признаки религиозности, реже получали подобные просьбы.

Это впечатляет! Какой простой прием!

Меня особенно впечатлило вот что: менеджеры начинали вести себя более этично, даже если они наблюдали символы чуждой им религии. Сейчас часто приходится слышать о межрелигиозной напряженности, но мы видели, что позитивное влияние на человека оказывают символы любой религии.

А если все будут демонстрировать цитаты и символы, такого эффекта, видимо, уже не будет?

Это был один из вопросов, на который мы хотели ответить при исследовании рабочей обстановки. Если я каждый день вижу Кришну на вашем столе, перестанет ли он со временем действовать на меня? Привыкают ли менеджеры к таким вещам? Похоже, что нет.

На нас так влияют только религиозные символы и цитаты или что-нибудь еще?

Я охотно изучил бы и другие сигналы. Могу предположить, что если бы я выставил напоказ «экологическую» цитату, например, о святости природы, мой ­начальник вряд ли поручил бы мне сбросить в реку химические отходы. Разумеется, у меня нет научных доказательств, но я прогнозирую аналогичный эффект.

Можете ли вы рекомендовать сотрудникам более четко заявлять о своих моральных принципах?

Мне бы хотелось уточнить: мы не изучали нравственный уровень участников исследований. Мы анализировали, как другие воспринимают символы нравственности — и как реагируют на них. Ведь можно включить в подпись великолепную цитату и при этом быть ­аморальным. Но в целом наше исследование действительно доказывает, что ­демонстрация символов морали — это способ показать окружающим, что вы добропорядочный человек, и в какой-то мере пресечь попытки вовлечь вас в нечестную игру.

А можно ли с помощью таких символов как-нибудь еще обезопасить себя на работе?

Одно из наших исследований показало, что демонстрация нравственных символов не влияет на ваши шансы быть уволенным. Другое — что она не влияет и на восприятие вашей компетентности и лидерских качеств. Кстати, мы спрашивали участников последнего эксперимента, помнят ли они цитаты в подписях оцениваемых ими руководителей. Любопытно, что часто они их забывали сразу же после прочтения — но это не мешало им высоко оценивать нравственность начальников.

Может, такая реакция ­характерна для определенных культур?

Культурные различия ­возможны. Между прочим, сейчас мы изучаем, как реагируют на символы добродетели австралийцы. Судя по данным предварительного исследования, они скептически относятся к демонстрации моральных принципов. Похоже, людей с цитатами в подписи они воспринимают как ханжей, которым наверняка есть что скрывать. Им больше нравятся любители смешных и дурашливых цитат. Мне предстоит выяснить, чем австралийцы в этом смысле отличаются от американцев.

Зачем нужны такие исследования?

Меня привлекает в них то, что они затрагивают «тайны» поведения. Исследователи оценивают поступки людей в ситуации, когда никто не может узнать, что они поступают нечестно. И еще мне греет сердце тот факт, что, в общем и целом, демонстрация моральных устоев снижает вероятность безнравственного поведения. Люди не только меньше просили о чем-то неэтичном, но и сами реже совершали предосудительные поступки. Это означает, что человек склонен исправляться. Такой результат ­наполняет меня оптимизмом.

Но вы сами допустили ошибку. Если бы вы начали разговор с сентенции о нравственных принципах, вы повлияли бы на меня и застраховались от некорректного цитирования своих слов или высмеивания своих экспериментов.

Полагаю, еще не поздно. Поэт Альфред Теннисон писал: «Да будут ваши тайные деяния такими, словно все те, кто вам дорог, присутствуют незримо здесь вкруг вас». Теперь я могу рассчитывать, что вы будете вести себя порядочно.