Как выскочить из своей колеи | Большие Идеи

? Феномены

Как выскочить
из своей колеи

Не все культуры равны: одни открыты прог­рессу, другие как будто замерли. Не в этом ли причина отсталости целых стран?

Автор: Мария Божович

Как выскочить из своей колеи

читайте также

Вечная тема лидерства

Сергей Филонович

Три ошибки управления талантами

Тодд Уорнер

Следи за собой, будь «вечно занят»

Амитава Чаттопадхай,  Джихи Кристин Ким,  Моника Вадхва

Уже выходной! Почему же вы работаете?

Франческа Джино

Почему одни страны открыты будущему, другие обращены в прошлое? Одни погрязли в коррупции и кумовстве, а в других граждане ни разу в жизни не дали взятки? Почему, наконец, где-то принято улыбаться даже незнакомым, а где-то с опаской смотрят и на соседей по лестничной клетке? С 60-х годов прошлого века отсталость (а она, как правило, означает бедность) объясняли тяжелым наследием колониальной эпохи, неблагоприятной ­геополитической ситуацией, скудными почвами и плохой погодой — то есть исключительно внешними причинами. И лишь спустя без малого 50 лет была сделана попытка дать иное объяснение. Что, если дело в религии, культуре и сформированном ими менталитете людей? В 2000 году на конференции Всемирного банка один из докладчиков поставил вопрос именно так, и это вызвало возмущение. «Я полагала, что мы давно уже оставили в прошлом все объяснения в духе “жертва сама виновата”», — сказала одна сотрудница африканского происхождения. Скандальный доклад сделал экономист и политолог Лоуренс Харрисон. Именно он выдвинул тезис «Культура имеет значение», инициировал одноименный сборник статей, а позже написал монографию, которая была в прошлом году переведена на русский язык: «Евреи, конфуцианцы и протестанты. Культурный капитал и конец мультикультурализма». Подход Харрисона подчас воспринимается в штыки: ведь получается, что культуры в силу своих имманентных свойств бывают «плохие», то есть приводящие к отсталости и нищете, и «хорошие», ориентированные на богатство и процветание. Мало того, Харрисон указывает: ряд культур (а именно еврейская, конфуцианская, протестантская), а также более мелкие культурно-этнические образования: баски, сикхи, мормоны — изначально более успешны, чем другие. (Успех здесь понимается в духе Всеобщей декларации прав человека ООН: демократическая форма правления, социальная справедливость с равными возможностями для всех, ликвидация бедности.) Ну разве это не скандал для постиндустриального общества, вскормленного на идеях мультикультурализма, постулирующего, что каждая культура «самодостаточна, автономна, отдельна от других, но в то же время равна всем другим»? Не случайно единомышленник Харрисона, историк экономики Дэвид Ландес, пишет, что «культура в смысле глубинных ценностей и установок, вдохновляющих массы, пугает ученых, поскольку ее окружает терпкий аромат расы и почвы, ореол непререкаемости и незыблемости». На самом деле никакой незыб­лемости нет. Если бы Харрисон говорил о непреодолимом культурном проклятии, то это был бы «обыкновенный фашизм». Однако его концепция состоит в другом: культура может меняться. Любой народ волен выбрать прогрессистскую, а не архаизирующую модель развития и соответственно изменить свою судьбу, как это произошло во многих католических странах, при том что католицизм изначально не способствует индивидуализму, предпринимательству и строгой деловой этике. «Ни одна страна не укладывается полностью в какую-либо одну из этих двух систем, — пишет Харрисон. — Однако некоторые страны близко подходят к крайней точке, максимально благоприятствующей экономическому развитию, в то время как другие находятся в противоположном конце». Эти полюса определяются базовой ценностью: отношением к «культурному капиталу». На основе Всемирного опроса по изучению ценностей, который периодически проводится в десятках стран, Харрисон создал индекс, показывающий уровень культурного капитала обществ. Среди 25 вопросов есть вполне предсказуемые — отношение к образованию, конкуренции, инновациям, а есть неожиданно бытовые и потому любопытные, вроде вопроса о времени. Пословица «когда Бог создавал время, он создал его достаточно» — верный признак традиционалистской культуры. «Сосредоточенность на будущем способствует планированию, пунктуальности и готовности отложить радости жизни на потом. А сосредоточенность на настоящем­ и прошлом влечет за собой пренебрежение к ответственности, точности, сбережениям», — указывает Харрисон. Такие вроде бы необязательные житейские добродетели, как учтивость и пунктуальность, имеют самый что ни на есть реальный денежный эквивалент. Когда было посчитано, что опоздания обходятся экономике Эквадора более чем в $700 млн в год, более 4% ВВП, в стране началась государственная кампания по повышению пунктуальности. «Установки, связанные со временем, пронизывают практически все аспекты культуры, — писал журнал The New Yorker в статье об эквадорском эксперименте. — В суперпунктуальных странах вроде Японии пешеходы ходят быстро, коммерческие сделки происходят быстро, а часы в банке всегда показывают точное время. Эквадорцы готовы произвести революцию в том, как они живут и работают».

Из эквадорского эксперимента можно сделать два вывода. Первый: вместо того чтобы гово-рить о сформировавшейся раз и навсегда «культурной матрице», можно попытаться ее поменять. Второй: чтобы сменить традиционалистский вектор на прогрессистский, точечных изменений недостаточно — нужны системные — и­ именно поэтому борьба за пунктуальность была проиграна. Пример же комплексного подхода дает католическая Ирландия. В 1960 году это был самый настоящий «остров невезения», одна из самых бедных стран Европы. Зато в 2010-м она уже входила в число самых богатых и образованных. Секрет успеха таков: либерализация экономической политики, привлечение иностранных ­инвестиций с последующим снижением налоговой нагрузки на бизнес, присоединение к Европейскому экономическому сообществу, бюджетная дисциплина и повышение престижа образования.

Ирландское чудо — не единственное. Аналогичные перемены произошли в Испании, где диктатор Франко принял решение сделать экономику Испании открытой, а из более близких нам примеров можно вспомнить Грузию, которой удалось победить коррупцию. В книге «Культурный капитал и конец мультикультурализма» упоминается даже Пермский культурный эксперимент.

Так почему же одним удается, а другим нет? Рекомендации Харрисона касаются разных сфер: воспитания и образования, СМИ, отношения государственных чиновников к культуре и т. д. Есть, например, очень важный совет, который, как представляется, пригодился бы нашей стране в 90-е годы: чтобы реформы были успешными, необходимо создать хоть какую-то видимость их культурной преемственности, придумать, если угодно, «новую мифологию», которая поможет сгладить у людей ощущение, что все, к чему они привыкли, ломают о колено и приносят в жертву прогрессу.

Еще один совет государству: частное жилье должно быть доступным, ведь оно делает нас автономными и при этом приводит к появлению совместных интересов по обустройству. Именно частное жилье создает первичные, базовые связи между людьми, и это очень важно. Ведь процветающая страна — это не что иное, как культурное сообщество социально ответственных индивидуалистов.