Людям не нравится, когда к ним что-то (или кто-то) приближается | Большие Идеи

? Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Людям не нравится, когда к ним что-то (или
кто-то) приближается

Действительно ли людям неприятно все, что к ним приближается, — даже друг или отпуск?

Автор: О’Коннелл Эндрю

Людям не нравится, когда к ним что-то (или кто-то) приближается

читайте также

Эксперимент как способ воспитания лидера

Рон Ашкеназ

Мотивация измерением

Фредерик Райххелд

Составьте список неэтичных поступков, до которых вы не опуститесь никогда

Марк Чассил

Как распознать настоящего лидера

Маршалл Голдсмит

Исследование: Проведя серию из восьми экспериментов, аспирантка Яньпин Ту и трое ее коллег: Кристофер Ши из Чикагского университета, Зои Лу и Боуэн Руан из Университета Висконсина — выяснили, что приближающиеся к нам люди, изображения и звуки обычно вызывают у нас негативные эмоции. Это важная новость для ораторов, стремящихся к тесному контакту с аудиторией, и создателей рек-ламных роликов, в которых камера «наезжает» на продукт.

Вопрос: Действительно ли людям неприятно все, что к ним приближается, — даже друг или отпуск?

Мисс Ту, защищайте свою идею!

Ту: Наше исследование показало, что люди хуже относятся ко всему, что движется к ним в пространстве. В своих опытах мы использовали целый ряд изображений: буквы английского алфавита, афишу китайской оперы, веселый смайлик, фото улыбающегося мужчины. Аналогичные результаты дали и эксперименты с «непредметными» стимулами — вроде визита родственника или иных событий, — время которых приближалось, а вероятность увеличивалась.

HBR: Надвигающийся смайлик? Прямо сцена из фильма ужасов. Или ухмыляющийся незнакомец… Неудивительно, что участники исследования пугались.

Сначала мы убедились в том, что все эти изображения и события вызывают у них положительные эмоции. Веселый смайлик получил в среднем 4,49 балла из 5 возможных. Нейтральный смайл получил 3,18 балла, нахмуренный — 1,59. Похожее впечатление произвели на всех и фотографии мужчины: фото с веселым выражением лица оценили в 5,14 балла из 7 возможных, с нейтральным выражением — в 3,86, с нахмуренным — в 2,92. Но, если людям казалось, что эти картинки движутся в их направлении, показатели снижались.

А если приближается люби-мый человек? Или радостное -событие?

Когда мы с вами договорились об интервью, я подумала: «Чудесно! Я смогу поделиться своим открытием с миром!» Но по мере приближения «дня икс» я начала тревожиться. Вдруг мне зададут вопрос, на который я не смогу ответить? Вдруг я не сумею изложить все доходчиво? Даже в ­приятном можно найти что-то отрицательное — и чем это приятное ближе, тем больше в нем плохого.

Если вы любите человека, то наверняка нервничаете при его появлении: что, если вы окажетесь не на высоте? Впрочем, радость от встречи ­может затмить эти чувства. Речь идет, по сути, о многослойном наборе эмоций: большая их часть позитивна, но есть и «ложка дегтя». В своем исследовании мы пытались развести эти слои, сравнив ощущения, которые у испытуемых вызывают приближающиеся люди и те, кто стоит рядом. Нам удалось показать, что, когда любимый человек идет нам навстречу, мы испытываем менее позитивные эмоции, чем когда он просто находится рядом с нами.

Но разве аудитория не лучше реагируют на выступающих, которые выходят из-за кафедры и идут в зал?

Вполне возможно. Все дело опять же в «многослойности» эмоций. Делая шаг в сторону аудитории, вы демонстрируете открытость и дружелюбие — это один пласт восприятия. Но по мере вашего приближения чувства людей могут меняться в худшую сторону: слушатели — пусть неосознанно — ощутят угрозу или смутятся. Им может показаться, что вы вторгаетесь в их личное пространство. То же происходит при приближении начальника. С каждым его шагом подчиненный относится к нему все хуже и хуже. Одно дело стоять рядом с человеком, и совсем другое — подходить к нему.

Похожий эффект вызывает реклама, в которой продукты «надвигаются» на зрителя. Если речь идет о шикарном новом автомобиле, его приближение на каком-то уровне может быть нам приятно. А на другом уровне — нет. Чтобы сократить потенциальное воздействие посторонних факторов на реакцию участников, мы старались использовать компьютерные изображения. Они увеличивались в размерах — и создавалась иллюзия сближения.

Вы уверены, что участникам не казалось, что это они приближаются к изображениям?

В целом люди склонны воспринимать увеличивающиеся объекты как движущиеся в их сторону. Однако, когда мы убеждали участников в том, что на самом деле это они движутся навстречу изображениям, негативный эффект пропадал. Мы проверили это на фотографии мужчины с нейтральным выражением лица. Приближение к нему не вызывало у людей отторжения — а вот если приближалась фотография, отторжение было налицо.

Насколько важен фактор времени? Может, редакторам не стоит устанавливать мне жестких сроков сдачи материалов?

Наш разум часто не разделяет время и пространство. Так что надвигающееся событие может беспокоить нас точно так же. Регулярно напоминая о дедлайне, руководитель, сам того не желая, может внушить подчиненному отвращение к проекту. Особенно ярко это проявляется, когда начальник назначает что-то (скажем, собрание) на отдаленное будущее, а потом переносит мероприятие на более раннюю дату. Даже если изначально собрание не вызывало у сотрудников никаких эмоций, перенос испугает их. То же самое происходит, когда возрастает вероятность события.

Почему вы заинтересовались этой темой?

Хотелось бы, конечно, рассказать трогательную историю о том, как мы увидели катящийся к нам по пляжу мячик, задумались, нравится ли он нам, воскликнули, как Ньютон: «Эврика!» и открыли закон неприятия приближения. Но на самом деле мы обсуждали поведение людей на многолюдных встречах. Вы ­замечаете кого-то в толпе и думаете: «Какой приятный человек. Здорово было бы пообщаться!». Но, если он идет в вашу сторону, ваши чувства начинают меняться. Накатывают волнение, тревога, вы ощущаете угрозу. Мы задумались: почему так происходит?

И почему?

Видимо, это эволюционная особенность. Опыт предков подсказывает нам, что приближающиеся объекты потенциально опаснее неподвижных, — и мы до сих пор относимся к ним настороженно. За миллионы лет напряженных поисков пищи мы приучились считать все редкое ценным — и вот мы хватаем с магазинной полки последнее голубое платье, даже если оно нам совершенно не нужно. Я сама такая.

Что на основе своего исследования вы можете посоветовать оратору или маркетологу?

Произнося речь, встаньте близко к аудитории — но на небольшом расстоянии от первого ряда — и уже не подходите ближе. Демонстрируйте свой продукт сразу крупным планом. Старайтесь не двигаться в направлении людей, не совать им в нос рекламируемые продукты, не приближать даты мероприятий. Иначе включатся первобытные инстинкты и мнение о вас, вашем продукте или мероприятии испортится.