Филипп Старк | Большие Идеи

? Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Филипп Старк

Филипп Старк сказал однажды, что может спроектировать стул за две минуты, а отель — за полтора дня. Этот француз, предпочитаю­щий работать в одиночестве (подчас «голышом в своей спальне»), создал тысячи новых товаров, интерьеров и зданий для самых разных клиентов — от Microsoft дo Baccarat.

Автор: Биард Элисон брала Интервью

Филипп Старк
DAVID VINTINER

читайте также

«Harvard Business Review – Россия» №123: самое интересное

Редакция «HBR — Россия»

Роботы на триллион: как роботы могут помочь ритейлу и не только

Бен Форган

Прозаседавшиеся: как не угодить в ловушку пустых совещаний

Дэвид Лэнсфилд

«Слабая троечка»: почему у российских компаний низкий цифровой интеллект и как это можно изменить

Дмитрий Шушкин

Филипп Старк сказал однажды, что может спроектировать стул за две минуты, а отель — за полтора дня. Этот француз, предпочитаю­щий работать в одиночестве (подчас «голышом в своей спальне»), создал тысячи новых товаров, интерьеров и зданий для самых разных клиентов — от Microsoft дo Baccarat. Интервью брала Элисон Биард

Как вам удается так быстро и продуктивно работать? В чем ваш секрет?

Я отшельник нового времени. У нас с женой несколько маленьких домиков в самых глухих уголках мира — там мы уединяемся. Каждый год с 15 июня по 15 сентября я живу в полной изоляции и работаю с 8 утра до 8 вечера. Иногда я существую в собственном ритме: три часа работы, 45 минут сна — и так целые сутки без еды. Это слегка ненормально. Но я как доктор Фауст: заключил договор с дьяволом и променял жизнь на способность творить.

Чтобы столько успевать, вам наверняка приходится перепоручать кому-то часть работы.

Это не в моих правилах. Работая над проектом, я добиваюсь невероятной точности, поэтому моим сотрудникам, когда они его получают, остается лишь перевести все в цифровой вид (я признаю только бумагу) и построить прототип. Когда прототип готов, я все внимательно проверяю. Я помешан на контроле. У меня небольшая, буквально нано­команда — я не терплю ничего лишнего. С некоторыми людьми я работаю уже 30 лет, а выбрал я их в свое время исключительно по наитию. У них могло не быть опыта в дизайне, но все они наделены высоким интеллектом, вкусом и честностью. Лет через шесть-семь они начинают трудиться с таким же энтузиазмом и с такой же отдачей, как я.

Какими качествами должны обладать ваши клиенты?

Для меня важен, прежде всего, этический аспект. Тридцать лет назад, когда над подобными вопросами еще мало кто задумывался, я твердо для себя решил, что не буду работать на нефтяные компании и религиозные организации, а также на тех, кто занимается азартными играми, оружием, алкоголем, сигаретами и вообще табаком. Такой позиции ­нелегко придерживаться, поскольку это довольно большая ­прослойка общества, к тому же ворочающая огромными деньгами. Но я не изменю своему принципу. Во-вторых, проект должен быть интересен и полезен не только мне и моему клиенту, но и конечному потребителю. Когда работаешь на благо человечества, успех обеспечен. Ну и, в-третьих, я должен полюбить своего клиента. Чтобы дети получились красивыми, родители должны любить друг друга.

Что самое сложное в работе с крупными компаниями?

С момента подписания контракта и до завершения работы ответственные за проект люди со стороны компании меняются раза два. Только начнешь работать, все идет отлично, и вдруг президент уходит в другую фирму, и ты остаешься совсем один — и дела уже идут не так хорошо. В моей жизни было мало неудач, и все они были связны именно с такими ситуациями.

Как вы убеждаете несговорчивых клиентов поверить в ваши революционные идеи?

Я умею хорошо объяснять и не веду себя как капризная примадонна. Я никогда не скажу: «Это должно быть розовым, и точка». Все мои предложения всегда хорошо продуманы и тщательно проработаны. Да, я немного сумасшедший и привык доверять своей интуиции. И все же я серь­езный человек. Я объясняю все очень доступно. И клиенты понимают меня, даже если мои идеи противоречат их ожиданиям или расхожему мнению.

В начале своего творческого пути вы работали у Пьера Кардена.

Да, мне тогда было 17. Но очень скоро я понял, что наши взгляды диаметрально противоположны. Я хотел делать миллион стульев по доллару за штуку, а он — один стул за миллион. И я ушел.