Филипп Старк | Большие Идеи

? Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Филипп Старк

Филипп Старк сказал однажды, что может спроектировать стул за две минуты, а отель — за полтора дня. Этот француз, предпочитаю­щий работать в одиночестве (подчас «голышом в своей спальне»), создал тысячи новых товаров, интерьеров и зданий для самых разных клиентов — от Microsoft дo Baccarat.

Автор: Биард Элисон брала Интервью

Филипп Старк
DAVID VINTINER

читайте также

Что делать, если сотрудник потерял ребенка

Джанпьеро Петрильери,  Салли Мэйтлис

Как иностранцам преуспеть на китайском рынке

Аллен Моррисон,  Дж. Стюарт Блэк

Что такое хорошая работа?

Зейнеп Тон

Не введено название

Филипп Старк сказал однажды, что может спроектировать стул за две минуты, а отель — за полтора дня. Этот француз, предпочитаю­щий работать в одиночестве (подчас «голышом в своей спальне»), создал тысячи новых товаров, интерьеров и зданий для самых разных клиентов — от Microsoft дo Baccarat. Интервью брала Элисон Биард

Как вам удается так быстро и продуктивно работать? В чем ваш секрет?

Я отшельник нового времени. У нас с женой несколько маленьких домиков в самых глухих уголках мира — там мы уединяемся. Каждый год с 15 июня по 15 сентября я живу в полной изоляции и работаю с 8 утра до 8 вечера. Иногда я существую в собственном ритме: три часа работы, 45 минут сна — и так целые сутки без еды. Это слегка ненормально. Но я как доктор Фауст: заключил договор с дьяволом и променял жизнь на способность творить.

Чтобы столько успевать, вам наверняка приходится перепоручать кому-то часть работы.

Это не в моих правилах. Работая над проектом, я добиваюсь невероятной точности, поэтому моим сотрудникам, когда они его получают, остается лишь перевести все в цифровой вид (я признаю только бумагу) и построить прототип. Когда прототип готов, я все внимательно проверяю. Я помешан на контроле. У меня небольшая, буквально нано­команда — я не терплю ничего лишнего. С некоторыми людьми я работаю уже 30 лет, а выбрал я их в свое время исключительно по наитию. У них могло не быть опыта в дизайне, но все они наделены высоким интеллектом, вкусом и честностью. Лет через шесть-семь они начинают трудиться с таким же энтузиазмом и с такой же отдачей, как я.

Какими качествами должны обладать ваши клиенты?

Для меня важен, прежде всего, этический аспект. Тридцать лет назад, когда над подобными вопросами еще мало кто задумывался, я твердо для себя решил, что не буду работать на нефтяные компании и религиозные организации, а также на тех, кто занимается азартными играми, оружием, алкоголем, сигаретами и вообще табаком. Такой позиции ­нелегко придерживаться, поскольку это довольно большая ­прослойка общества, к тому же ворочающая огромными деньгами. Но я не изменю своему принципу. Во-вторых, проект должен быть интересен и полезен не только мне и моему клиенту, но и конечному потребителю. Когда работаешь на благо человечества, успех обеспечен. Ну и, в-третьих, я должен полюбить своего клиента. Чтобы дети получились красивыми, родители должны любить друг друга.

Что самое сложное в работе с крупными компаниями?

С момента подписания контракта и до завершения работы ответственные за проект люди со стороны компании меняются раза два. Только начнешь работать, все идет отлично, и вдруг президент уходит в другую фирму, и ты остаешься совсем один — и дела уже идут не так хорошо. В моей жизни было мало неудач, и все они были связны именно с такими ситуациями.

Как вы убеждаете несговорчивых клиентов поверить в ваши революционные идеи?

Я умею хорошо объяснять и не веду себя как капризная примадонна. Я никогда не скажу: «Это должно быть розовым, и точка». Все мои предложения всегда хорошо продуманы и тщательно проработаны. Да, я немного сумасшедший и привык доверять своей интуиции. И все же я серь­езный человек. Я объясняю все очень доступно. И клиенты понимают меня, даже если мои идеи противоречат их ожиданиям или расхожему мнению.

В начале своего творческого пути вы работали у Пьера Кардена.

Да, мне тогда было 17. Но очень скоро я понял, что наши взгляды диаметрально противоположны. Я хотел делать миллион стульев по доллару за штуку, а он — один стул за миллион. И я ушел.