Гендиректор для семьи | Большие Идеи

? Феномены

Гендиректор
для семьи

Пока для этой профессии даже нет ­общепринятого названия: специалистов, управляющих семейными делами, сейчас называют управляющими семейными офисами. В круг их обязанностей может входить все, что угодно, — от инвестиционной оценки промышленного предприятия до поставок провизии и аттестации пилота частного самолета.

Автор: Ракшенко Лилия

Гендиректор для семьи

читайте также

Хватит терять драгоценное время

Мэнкинс Майкл

Связь между целями и прибылью компании

По карману ли вашим клиентам мобильная реклама?

Джеймс Гросс,  Крис Болман

Шесть способов наладить асинхронную работу

Стив Главески

Девушка ставит свой недопитый кофе и, извинившись передо мной, выходит на пустующую воскресным утром веранду «Кофемании»: ей звонит папа, а разговоры с папами строго конфиденциальны. Всего у Ирины 11 пап. Компания Жаровой-Райт предоставляет услуги семейного офиса (СО), занимается недвижимостью и прочими непрофильными активами обеспеченных семей. «Папами» в этом бизнесе называют клиентов. Их фамилии чаще всего не известны даже сотрудникам Ирины.

Клиент, звонивший Жаровой-Райт, решил купить квартиру для своего водителя. Он предпочитает обращаться к Ирине, а не в риелторские компании. Во-первых, у него нет времени на общение с посторонними. Во-вторых, риелторы не будут выкладываться ради сделки, сулящей небольшие комиссионные, а Ирина проследит, чтобы все было сделано наилучшим образом. Для управляющего семейным офисом поиск недорогой квартиры — такое же ответственное поручение, как и любое другое, ведь на кону доверие клиента.

Интерес управляющего в том, чтобы не потерять ежемесячную зарплату, и не зависит от характера сделок, ведущихся СО.

Скрытые механизмы

Судя по исследованиям рынка семейных офисов, проведенным банком Credit Suisse в 2008 году и российской компанией Amrop в 2011-м, структура типичного СО примерно такова. Управляющему подчиняются три специалиста: юрист, менеджер по управлению активами и менеджер по life style, или организации быта и отдыха. У каждого из них — свой штат подчиненных. Обычно семейный офис насчитывает от 3 до 40 сотрудников, все зависит от объема и сложности хозяйства.

В семейном офисе российского бизнесмена, состояние которого оценивают в $2 млрд, работает несколько десятков человек, большинство из них, 25 специалистов, — юристы. Они занимаются защитой личных интересов «хозяина», а также контролем предприятий, сделками M&A, то есть всеми вопросами, связанными с его активами, которые размещены в финансовой, машиностроительной, металлургической, нефтегазовой отраслях, в секторе ИТ и разбросаны по странам СНГ и Европы. Отдел, отвечающий за организацию быта, состоит из персонального администратора, ассистента, водителя и пяти человек из собственной консьерж-службы бизнесмена. ­Управляет его финансовыми активами внешний провайдер — компания, располагающаяся в одной из стран Евросоюза и подконтрольная управляющему семейным офисом.

В штате семейного офиса другого отечественного миллиардера, владельца примерно такого же состояния, — всего пять постоянных сотрудников. Руководитель офиса — по совместительству директор юридического отдела и владелец собственной адвокатской практики, не связанной с семейным офисом, — полностью обеспечивает правовую поддержку бизнеса и личных потребностей миллиардера и его семьи, а также дает рекомендации по стратегическим вопросам бизнеса. Операционный директор контролирует взаимодействие всех его компаний, финансовый — отвечает за отчетность текущего бизнеса, оценку инвестиционных проектов и доверительное управление (хотя эта функция, как и в предыдущем примере, полностью отдана сторонней компании). Глава службы безопасности обеспечивает не только безопасность активов, но и охраняет семью предпринимателя. И наконец, начальник отдела life style возглавляет ­консьерж-службу. Частично функции отдела life style выполняет собственная туристическая компания ­бизнесмена.

Кроме штатных сотрудников на семейные офисы работает несколько десятков компаний-субподрядчиков. «Мой клиент любит играть в казино и часто летает в Китай, — рассказывает глава семейного офиса российского предпринимателя Наталья (имя изменено). — Его частный самолет почти круглый год стоит в Макао, и для его обслуживания нужны механик и пилот, которым, кстати, нужно делать визы. Также они должны проходить необходимые аттестации. Все это — тоже функции нашей компании». Иногда команда Натальи нанимает несколько человек на разовые проекты. Например, когда нужно было организовать большой прием в честь голливудской звезды, Наталья брала дополнительную охрану и заключала контракты с людьми, которые должны были выполнять мелкие поручения знаменитости.

«Однажды на вечеринку в честь совершеннолетия дочери моего клиента приехала американская певица. Она потребовала, чтобы накануне выступления в номере была полная тишина, — вспоминает Наталья. — Но в это самое время за окном шла стройка! И самая работа начиналась вечером, потому что строителям платили по более высокому тарифу. Я была в панике, ведь перевозить звезду в другую гостиницу — это целое дело. И тогда наш охранник просто увел со стройплощадки прораба — в бар на нижнем этаже отеля. Там его напоили. А чтобы он не потерял работу, мы оформили ему больничный лист».

Если хозяйство не очень большое и сложное, то собственники предпочитают не заводить свой офис, а поручить дела офису «мультисемейному». Минимальный объем услуг ежемесячно обходится в $7—10 тысяч, и это — только услуги собственного персонала. Если управляющему нужно нанимать других людей: юристов, бухгалтеров и т.д. — то сумма увеличивается.

Идея помогать клиенту в повседневной жизни вполне новая, и конкуренция на этом рынке невелика. Некоторые банки предлагают крупным клиентам услуги семейного офиса — но обычно ограничиваются услугами wealth management, то есть управляют главным образом деньгами клиента и не касаются проблем, не имеющих отношения к финансам. Бывший сотрудник такого отдела говорит: «Работая в банке, сталкиваешься с огромным количест­вом ограничений, особенно в области инвестиций. Часто ты вынужден загонять клиента в ценные бумаги и акции, хотя его интересует реальный сектор экономики». Кроме того, банк может отказаться от клиента, если за ним числятся уголовные или административные преступления. Из-за этого наш собеседник ушел из банка и основал собственный мультисемейный офис. Теперь он сам решает, с какими клиентами ему работать.

Банки тем не менее конкурируют с хоум-офисами, для которых, как и для банков, конфиденциальность сведений о клиенте — правило номер один. Строгий протокол конфиденциальности соблюдается во всем. Имя владельца без надобности не упоминают. Почта чаще всего шифруется, и вся информация не сохраняется на компьютерах после их выключения. Общее правило семейных офисов разного типа: полную картину каждой сделки обычно видит только управляющий, а узкоспециализированным рядовым сотрудникам известны лишь касающиеся их детали. Они знают о своих клиентах все, что необходимо для работы, но не более того.

Невидимая рука владельца

Как правило, до определенного момента большинство дел состоятельного человека ведет его личный помощник или бухгалтер, объясняет Оксана Кучура, партнер UFG Wealth Management, семейного офиса, управляющего активами частных клиентов, — но однажды у него возникают сомнения в компетентности работающих на него людей. К тому же он по-прежнему видит в них ассистентов и, следовательно, не стремится платить им большие деньги. «В какой-то момент он обращается в юридическую компанию. Она дает довольно банальные рекомендации и выставляет счет в $50 тысяч, — говорит Кучура. — Тогда-то бизнесмен и задумывается о том, чтобы кто-нибудь профессионально управлял его хозяйством».

Потребность в таком человеке обычно появляется, когда у человека не меньше $10 млн свободных средств и их нужно куда-нибудь вложить. Все собеседники HBR сошлись во мнении, что заводить свой семейный офис или обращаться в существующий стоит в тех случаях, если лично на предпринимателя и его семью (не на компанию) работает больше десяти человек — консультантов, банкиров и т.д. и он платит им больше $300 тысяч в год.

Бизнесмен Александр (имя изменено) рассказал, что первый семейный офис появился у него в 1990-х годах в Европе, когда он осознал, что не может грамотно распоряжаться своим зарубежным имуществом, находясь в России.

Сначала офис состоял из одного человека, который управлял европейской недвижимостью, потом добавилось юридическое сопровождение международных сделок, консалтинг и обеспечение потребностей членов семьи. Один из последних проектов этого офиса — PR-поддержка бизнеса сына Александра. Сейчас в штате этой компании четыре постоянных сотрудника и еще около 30 временных. В их числе искусствовед, визажист, грумер и тренер для скаковых лошадей, автомеханик, инвестиционный консультант и юрист.

Всего на семью Александра, который нередко появляется в прессе в связи с политическими скандалами, работает три семейных офиса в разных странах. «На мое имущество неоднократно налагали арест, я часто конфликтовал с партнерами по бизнесу и терял на этом много денег, так что мое личное имущество разложено по разным корзинам: мало ли что может случиться», — объясняет Александр. У каждого его семейного офиса своя специализация: life style — конек европейского офиса, самый сильный юридический отдел — в Москве, а бизнес жены Александра курирует канадский офис. Все три компании никак между собой не связаны — управляющие не знают о существовании друг друга.

На содержание московского офиса Александр тратит примерно $1 млн в год. Годовая зарплата банкира — управляющего СО и одновременно миноритарного акционера принадлежащего Александру инвестбанка — $250 тысяч. Размер годового бонуса банкира Александр определяет индивидуально, но в среднем он составляет около 20% от годовой зарплаты сотрудника. Директор юридического департамента получает $145 тысяч в год, а годовой бюджет его отдела без учета его зарплаты — $500 тысяч. Бонусная программа каждого юриста прописана в трудовом контракте — это около 30% месячной зарплаты за проект, годовых бонусов юристы не получают. Иногда юристы нанимают на проекты сторонних специалистов.

Сотрудница, отвечающая за направление life style и по совместительству владелица собственного ивент-агентства, зарабатывает меньше всех — $60 тысяч в год. Она занимается организацией семейных праздников, корпоративных вечеринок и презентаций. На ней также покупка жилой недвижимости в России, организация отдыха, заказ билетов и оформление виз для членов семьи, имеющих российское гражданст­во. Как говорит Александр, по сравнению с аналогичным отделом европейского офиса, у нее не столь большая загрузка, поэтому она не получает бонусов. Ее интерес, помимо ежемесячной зарплаты, в том, чтобы получать заказы для собственной компании.

Лучше не обижать

Поиск главы семейного офиса — задача непростая в силу закрытости самого характера этого бизнеса. Объявления о найме управляющих не публикуют в интернете, да и хедхантерам такие запросы поступают редко. На визитных карточках управляющих семейными офисами написано «консультант» или «президент управляющей компании». Среднюю зарплату тоже вывести трудно, нижняя граница — $120 тысяч в год, верхняя вместе с бонусами может быть выше $1 млн, если бонус привязан, скажем, к подготовке выхода одного из активов хозяина на IPO.

Главное для управляющего — доверие клиента. Партнер Amrop Антон Стороженко рисует портрет среднестатистического руководителя российского семейного офиса. Чаще всего это специалист из сферы профессиональных услуг (юрист или финансист), с которым клиент сотрудничает не менее трех лет и характер ­которого подходит заказчику.

В банковском мире считается, что идеальный управляющий семейным офисом — это специалист высшего класса с атрофированными амбициями. «Большинство русских бизнесменов не отличается уживчивым характером, — замечает Оксана Кучура, — и, кроме того, посвящая следующие 20 лет своей жизни такому человеку, вы рискуете ограничить свое профессиональное развите или попросту по­ставить крест на своей карьере».

Стороженко не согласен с таким выводом. Четверо из пяти опрошенных им управляющих были людьми честолюбивыми, они стремились стать младшими партнерами по бизнесу. Один ради желаемого статуса даже выразил готовность вкладывать свои личные деньги в общий бизнес.

Сами предприниматели нередко предпочитают именно честолюбивых людей. Финансами семьи Александра около десяти лет занимался банкир, о котором бизнесмен говорил как о человеке, постоянно «вылезавшем на сцену». Александр сделал его гендиректором и миноритарным акционером своего банка (банкиру принадлежало 5%) и лицом компании. Кроме того, Александр дал финансисту карт-бланш на осуществление его амбициозных планов.

Один из респондентов исследования Amrop так охарактеризовал идеального управляющего: «Это человек, который любит помогать, но не чувствует себя слугой». Он заметил, что основная ошибка владельцев семейных офисов — это отношение к управляющим как к высокооплачиваемой обслуге. Лучше все-таки не забывать, что руководители домашних офисов имеют доступ к большому объему информации, а потому лучше при любых обстоятельствах сохранять с ними ровные отношения.

«Никто не заблуждается насчет того, что все доверенные лица будут соблюдать соглашение о конфиденциальности, — говорит партнер одного из крупных российских СО. — И скандалы с бывшими или действующими госчиновниками, у которых “внезапно” обнаруживаются крупные состояния, случаются как раз по вине недобросовестных управляющих или их сотрудников». Он рассказал, что российские семейные офисы страхуются от утечек информации, пуская в ход свои связи в госорганах. Юрист, однажды разболтавший информацию о клиенте, скорее всего, просто не сможет выехать за пределы страны.

Поэтому с управляющими стараются расставаться, если это необходимо, исключительно как с хорошими друзьями. По словам Александра, когда он решил уволить своего управляющего — тот после десяти лет работы просто потерял хватку, — то вознаградил существенным бонусом. Это своего рода страховка от сентиментальных воспоминаний сотрудника хоум-офиса. Ведь эти воспоминания и сами по себе дорогого стоят. А у российских СО пока еще не сложилась традиция такого же бережного отношения к семейным ценностям, как у работающих со «старыми деньгами» американских семейных офисов.